Политическая партия, её сущность, структура, признаки и функции.

Политическая партия (от лат.партис – часть чего-либо) – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Политические партии – это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников2.
Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
Функции политических партий
1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.
2. Выражают и агрегируют общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов. [c.263]
3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.
4. Формируют правящую элиту, местные органы власти.
21.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

Одна из наиболее распространенных типологий партий: кадровые – массовые, была разработана в начале 50-х гг. известным французским политологом и социологом М. Дюверже. Кадровые партии отличаются сравнительной немногочисленностью, достаточно свободным членством и опираются прежде всего на профессиональных политиков, финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Кадровые партии, деятельность которых нацелена прежде всего на выборы ориентированы не на то, чтобы иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить актив, представителей социальных элит. [c.266] Партии стремятся привлечь их на свою сторону, поскольку они пользуются влиянием у избирателей или же имеют состояние, помогающее покрыть расходы на избирательные кампании. В кадровых партиях предпочтение отдается качеству, а не количеству вступивших.

Массовые партии характеризуются многочисленностью и постоянным членством. Они возникли позже кадровых а связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Массовые партии отличает четкая идеологическая ориентация, использование активных воспитательных форм деятельного, наличие тесной связи между членами и различными партийными структурами. Это коммунистические.социал-демократические, популистские и правившие в прошлом фашистские партии.

В последние десятилетия появился новый тип партии, который политологи определяют как “электорально-массовый” или “избирательный”. В отличие от других партий эти организации больше внимания уделяют своим избирателям, чем членам партии, менее идеологизированы, чаще организуют массовые ненасильственные акции, обращаются к самой широкой аудитории и делают ставку на успех в избирательной кампании.

Наши рекомендации