Политические идеи Ж.Ж. Руссо.

Ж.Ж.Руссо – фигура франц просвещения. Осн. Трактат начинается со слов:

«Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах»

Главный источник бесправия – частная собственность.

Руссо ставит проблему создания ассоциации, где каждый правит, но остается свободным.

«Концепция народного суверенитета»

- люди заключают общ договор, отказываясь от своих гражд. прав в пользу создаваемого объединения – народа, получая взамен право – политическое, т.е право вырабатывать народную волю.

Главный недостаток этой теории – главное звено – народ, который нельзя рассматривать в качестве целостности, как субъекта политических ценностей, поскольку народ неоднороден.

По русо – воля народа – абсолютна и обязательна для всех.

Выступил против разделения властей, поскольку власть должна быть абсолютна.

Сторонник прямой демократии.

– выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое.

В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во.

Развитие политической мысли в России в первой половине XIX в.

В 19в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).

Политическая мысль России второй половины XIX и начала XX веков многоцветна.

Она представлена множеством направлений, течений, школ.

Русский либерализм (западники и словянофилы.)

Одним из направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось славянофильство. Его видными представителями были братья Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков. Суть политических идей славянофилов проявилась в идеализации русской старины.

Политической мысли славянофилов противостояли социально-политические воззрения западников, среди которых наиболее видными были П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелнн. Название «западники» они получили потому, что доказывали необходимость развития России по образцу стран Западной Европы. Западники выступали за отмену крепостного права. Сильная государственная власть, свобода личности.

2. Русский социализм – в основе идея социальной справедливости и критика капиталистического общества.

Революционно-демократическая политическая мысль в России в 40—60-х годах XIX века с наибольшей полнотой проявилась в учениях А. И. Герцена, В. Г. Белинского, П. Г. Чернышевского и других. Социализм – продолжение либерализма, возник на его базе.

Особенности:

1. Защита трудящихся

2. Свобода для всех

3. Соц справедливость

Чернышевский выступает за демократию, за выборность всех руководителей.

4. Русский консерватизм (Котков, Победоносцев)- Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось народничество, видными представителями которого были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и другие.

Черты:

1.Честность

2.Власть народа и власть представителей

Русский социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

В основе лежит идея соц.справедливости и критика капиталистического общества. Соц. Идея возникла на базе либерализма (идея свободы), социализм (идея свободы для всех). Т.е социализм – продолжение либерализма.

Особенности:

1. Защита трудящихся

2. Свобода для всех

3. Соц справедливость

Русский социализм носил преимущественно этический характер. Для Герцена «буржуа» - «человек души, а не экономические составляющие».

Главная движущая сила соц революции выступает крестьянство. Чернышевский откровенно идеализировал крестьянскую общину, считал ее зародышем социализма. Чернышевский выступал за демократию, за выборность всех руководителей.

По Чернышевскому социализм – носит общинный коллективистский характер. По Герцену – характер индивидуалистический.

Наши рекомендации