Вопрос 7: Политическая элита.

Вопрос 7: Политическая элита.

подходы к исследованию элит:

1) меритократическийподход - сформулирован В. Парето, К. Мангеймом, элита занимает господствующее положение в обществе т.к. является наиболее продуктивной и инициативной частью населения; формирование элиты это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

2)властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.

В свою очередь, властный подход подразделяется на:

· -структурный(его сторонники относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии)).

· -функциональный (его приверженцы относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений). Типология элит:

· по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.

· В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты.

· по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты.

· по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).

· по степени представительностиэлиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности. Различия между ними заключаются соответственно в степени выражения интересов различных сегментов общества.

По типам рекрутированиявыделяют:система гильдий, система кооптации, система ротации.

Вопрос 8 :Политическое лидерство.

Политическими лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.

Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществлении внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участии в международных организациях, блоках, союзах.

Вопрос 16: Формы государственного правления и устройства.

Под формой государственного правленияпонимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха.

Спецификаконституционной монархиисостоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.

Придуалистической монархииконституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).

Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная (полупрезидентская) республика
Способ формирования и подотчётность правительства   Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы.   Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним.   Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Роль главы правительства     Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики.   Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен.     Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициативы и несёт всю ответственность за деятельность правительства.  
Роль и функции правительства   Правительство осуществляет исполнительную власть.  
Роль и функции парламента     Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства).     Парламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости.     Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента.  


Форма государственного устройства– способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Для унитарного государства характерно:

- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

- единая система высших органов государственной власти;

- единое гражданство;

- централизованная судебная и правовая система;

- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3. Объединяющими началами федерации выступают:

- единое социально-экономическое пространство;

- единая валютно-денежная система;

- федеральное гражданство;

- федеральная конституция;

- федеральные органы власти и управления.

Специфические черты субъектов федерации:

- наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

- субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

- между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

- субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.

Вопрос 17.С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

- законодательную (парламент);

- исполнительную (глава государства, правительство);

- судебную.

Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные.

  ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ
Способ формирования Путём выборов Верхняя палата: - по принципу наследования (Великобритания); - по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); - по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). Нижняя палата: путём выборов;  
Сфера компетенции палат   ____ Верхняя палата –зачастую выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики.  
Примеры государств Дания, Швеция, Финляндия и др. США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.

Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.

Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:

- парламентские комиссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.).

- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня

председатель парламента(в англоязычных странах именуемому спикером). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата пала

Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

- законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;

- представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;

- разработка и утверждение государственного бюджета;

- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;

- функция обратной связи

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

- утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;

- ратификация и денонсация международных договоров;

- объявление войны, заключение мира и др.

Вопрос 18. Правительствопредставляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.

Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия)).

Структура правительства строится по принципу иерархии:

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
МИНИСТРЫ    
НАЧАЛЬНИКИ (ПРЕДСЕДАТЕЛИ) департаментов, управлений, коми­тетов, отделов  

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  Порядок формирования   Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента.   Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство.  
Подотчётность   Правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, в некоторых странах по согласованию с парламентом (США).     Правительство ответственно перед парламентом.
Республика Беларусь   Функции правительства выполняет Совет Министров, формируемый президентом и подотчётный ему. Должность премьер-министра также назначается президентом с согласия Палаты представителей.     ________    

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

· формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;

· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

· руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;

· прогнозирование социально-экономического развития;

· ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Исключительно важная роль в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, налоговой инспекции, исполнения наказаний, государственной безопасности, а также вооружённым силам. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п.

Судебная система.

Республиканская система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

· Конституционного Суда

· системы общих и хозяйственных судов.

Конституционный Суд

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет.

К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские).

К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону. Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Вопрос 21 политические партии.

Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права,

2. становление и развитие массового рабочего движения,

Политическая партия – это политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

Признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:

- наличие организационной структуры;

- наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

- наличие программы совместной деятельности;

- выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

- особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;

Структуру политической партии можно представить следующим образом:

ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО

РЯДОВЫЕ ЧЛЕНЫ ПАРТИИ

Блок избирателей  

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1. Функция представительства.

2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;

3. Идеологическая функция.

4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит.

5. Функция социальной интеграции граждан.

6. Функция политической социализации и мобилизации граждан.

7. Функция контроля над властью.

По характеру и задачам деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:

- Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях и политической системе;

- Реформаторские, выступающие за умеренные, постепенные изменения в общественных отношениях с сохранением основ существующей политической системы;

- Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт сложившихся социально-политических отношений;

- Реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на:

- правящие,представители которых входят в состав правительства или занимают большинство мест в парламенте;

- оппозиционные,не вошедшие в состав органов государственной власти.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на:

- легальные;

- полулегальные;

- нелегальные.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево:

- «левыми» принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов (передачу средств производства в общественную собственность, твёрдые социальные гарантии);

- «правые» партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему;

- «центристы» занимают промежуточное положение между «правыми» и «левыми».

Довольно распространённой в политической науке является классификация партий по принципам организации, предложенная французским учёным М. Дюверже. Он выделил два типа партий:

- кадровые

- массовые

Вопрос 22. Партийная системапредставляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.

На процесс образования и функционирования партийной системы влияет ряд факторов:

1. политический режим;

2. форма государственного правления (в условиях президентской формы чаще распространена 2-х партийность; при парламентской форме правления – многопартийность);

3. тип избирательной системы;

4. наличие деления общества по социально-классовому, этническому, религиозному или иному признаку, что приводит к образованию политических партий, выражающих интересы той или иной общности;

5. исторические и культурные традиции.

Типология партийных систем

однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть.

двухпартийные системы (бипартизм)предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть (не исключается присутствие других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти).

многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства голосов избирателей, поэтому правительства часто формируются как коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий.

Стадия агитации

Путём широкой пропаганды целей и разъяснения задач

осуществляется вербовка сторонников общественного движения

Вопрос 7: Политическая элита.

подходы к исследованию элит:

1) меритократическийподход - сформулирован В. Парето, К. Мангеймом, элита занимает господствующее положение в обществе т.к. является наиболее продуктивной и инициативной частью населения; формирование элиты это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

2)властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.

В свою очередь, властный подход подразделяется на:

· -структурный(его сторонники относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии)).

· -функциональный (его приверженцы относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений). Типология элит:

· по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.

· В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты.

· по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты.

· по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).

· по степени представительностиэлиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности. Различия между ними заключаются соответственно в степени выражения интересов различных сегментов общества.

По типам рекрутированиявыделяют:система гильдий, система кооптации, система ротации.

Вопрос 8 :Политическое лидерство.

Политическими лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

Наши рекомендации