Политика как объект политологии и общественное явление.

Политология, как следует из букваль­ного перевода самого этого слова, — наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает осо­бых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трак­туют эту проблему по-разному:

1. Политология — наука, традиционно занимающаяся иссле­дованием государства, партий и других институтов, осуществля­ющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англо­американском «Словаре политического анализа», к нынешне­му этапу развития ее предметное содержание значительно рас­ширилось и обычно включает «управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый (crossnational) анализ; политику и политическое поведение; публич­ное право и судебно-правовое поведение; политическую тео­рию; публично-административную деятельность (publicadministration) и организационное поведение; международные отно­шения». В этом случае политология — дисциплина, однопо­рядковая с политической социологией, политической филосо­фией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

Главным аргументом в пользу такой позиции является ссыл­ка на естественно сложившуюся в ходе истории дифферен­циацию наук, на междисциплинарное разделение труда. Дей­ствительно, в силу различных причин традиционно главным объектом изучения политической науки были государство, его устройство и деятельность, а также другие политические орга­низации.

Кроме того, существенным недостатком трактовки политоло­гии как сравнительно частной науки о политике является логи­чески следующее из такого подхода фактическое отрицание об­щей науки о политике, интегрирующей все политические знания в единую систему. Вероятно в силу отмеченных слабостей, эта (первая) позиция в последние годы утрачивает свое влияние, осо­бенно в Европе.

2. Политология — единая наука о по­литике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. В содержание политической науки не входят такие об­щетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и некоторые другие. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма

Из всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».
Термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад и происходит от греческого слова «politike» — искусство управления государством.
Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей — «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».
Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.
В реальной жизни политика всегда связана с групповыми интересами и потребностями людей, является ареной столкновения разнообразных, часто противоречивых и меняющихся интересов социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать эти интересы и противоречия невозможно толь кос помощью убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть государственная власть.
М. Вебер одним из первых отметил: «политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти». Политика всегда связана с отношениями по поводу власти. Движения, партии, другие общественные институты называют политическими только тогда, когда они ведут борьбу за власть или оказание влияния на распределение власти, например, участвуют в выборах. Поэтому можно утверждать, что политика — это
отношения между большими социальными группами, классами, нациями, партиями, государствами по поводу установления, функционирования и распределения власти.
Понятие власть, как было указано выше, является ключевым для понимания политики (и это центральное понятие в политологии). Можно сказать, что политика — это деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Политика вырабатывает систему политических норм и традиций, по которым живет общество. В этом смысле политика — это и определенный нормативный порядок, правовое регулирование совместной деятельности людей.
Существует точка зрения, что политическая деятельность не поддается научному анализу, поскольку «политика — искусство возможного». Действительно, в политике многое зависит от таланта и интуиции отдельных политиков-профессионалов. Занятие политикой требует особых черт характера, определенных природных данных. Однако признание политики лишь искусством заранее обрекает политических деятелей на дилетантизм.





5.ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Политическая наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д.
Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен.
Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.
Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.
Американский политический философ Л. Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».
Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова - это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии - это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.
В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле, трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли,
Монтескье и т.д.
Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.
Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.
Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоки их научного анализа.
В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.
Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигмполитические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.
В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.
Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической, т.е. общественной. Иначе говоря, речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».
В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство всю практическую деятельность. В свою очередь сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.
Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках соей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением.
В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий и т.д. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.
После принятия христианства императором Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Религия стала стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о божественном происхождении власти и необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей. Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.
На исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине - богословской и философской, религиозной и научной. Постепенно формировалась мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства.
Качественные изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума
В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охватывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.
Вместе с тем процесс сегментации единой философии и рождения новых научных дисциплин приобрел необратимый характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.
В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д.
Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Сильный импульс развитию политической теории, идее конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.
Во второй половине XVIII - начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.
Процесс вычленения собственно политологии со своим понятийно-категориальным аппаратом методологическими принципами и системой аргументации протекал в общем контексте развития науки Нового времени. Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свети политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах, дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов. Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится общепринятым в западном обществознании.
Утверждалось, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности. Создавалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.
ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.
Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического представительства, юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и сравнительное правоведение. Как бы подытоживая эти тенденции и процессы известный французский историк А. Де Токвиль в середине ХIХ в. пришел к выводу о необходимости создать «новую политическую науку для нового мира». С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.
Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ - начале XX в.
Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.
Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине XIX в. - начале XX в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители германской политической науки и политической философии М. Хасбах, М. Вебер, К. Шмитт и др. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871 г., когда Э. Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913 г. когда была опубликована книга А. Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике». Между этими датами было опубликовано множество работ, составивших основы французской политической науки.
Вычленение и формирование политической науки в Великобритании начались в конце ХIХ в. с основания при лондонском университете лондонской школы экономики политических наук. В этот период политологическими исследованиями активно занимались Э. Баркер, Д. Коул, Г. Ласки и др. Главное внимание они концентрировали на государственном управлении и политическом институтах, английском конституционном и административном праве, политической философии и теории, международных отношениях и колониальной администрациях.
Несколько десятилетий занял процесс формирования политической науки в США. Здесь рождением политологии считается основание Дж. Берджесом в Колумбийском колледже (позже переименованном в университет) в 1880 г. Школы политической науки, где была система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертаций. Значительную роль в становлении американской политической науки сыграла книга Дж. Берджеса «Политическая наука и сравнительное конституционное право», опубликованная в 1890 г. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, положившая началу множеству подобных ассоциаций, как в самих США, так и позднее других странах. Стали выпускаться различные политические журналы, которые и в наши дни продолжают играть немаловажную роль в разработке ключевых проблем политической науки.
Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства.
Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др.
Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие восновании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.
Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.
Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии».
Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну, и установления тоталитаризма оказался прерванным.
На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований.
В июне 1903 г. во французском философском обществе известный психолог Г. Тард сделал доклад, посвященный проблеме классификации наук О. Конта и А-А. Курно. По словам Тарда Конт выделил пять фундаментальных наук в следующей последовательности: математика, физика-химия, астрономия, биология, социология. Курно предложил свой перечень: математика, физические науки, биологические науки, науки о духе и политические науки. В итоге победила классификация Конта.
Итак в последние десятилетия ХIХ - начале ХХ в. сфера политического выделилась как самостоятельная подсистема общественной жизни. К данному периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных ее формах. Речь идет, прежде всего, о четком разделении власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, - формировании политических партий, избирательной системы, введении избирательного права. Политическая наука как раз и стала дисциплиной, призванной изучать эти институты, явления и процессы.

В этом контексте немаловажное значение имела разработка ведущими обществоведами конца ХIХ - начала ХХ в. основополагающих политологических концепций и теорий, политики и мира политического. Здесь, прежде всего, следует назвать немецкого ученого М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Итальянские исследователи В. Парето, и Г. Моска, обратившись к реальным процессам властвования, пришли к выводу о том, что любая система правления, независимо от формы политических институтов носит по существу олигархический или элитический характер. Они сформулировали теории циркуляции элит и «железный закон олигархии», согласно которым любое общество неизбежно делится на хорошо организованное меньшинство власть имущих и отстраненное от реальной власти большинство. Все политические процессы, по мнению элитистов, определяются соперничеством, конкуренцией и сменой у власти различных группировок элиты. Исходя из такой постановки вопроса, все они считали главной задачей политической науки изучение элит, особенностей их функционирования и закономерностей их периодической смены у власти.
В конце ХIХ начале ХХ. были заложены основы современной политической социологии. Значительный вклад в развитие политической социологии внес американский ученый А. Бентли, опубликовавший ряд работ, в которых разрабатывалась теория групп. В дальнейшем на основе разработок Бентли были сформулированы концепции заинтересованных групп, которые наряду с партиями заняли особое место в политологических исследованиях. В период между двумя мировыми войнами развитие политической науки характеризовалось преобладанием американского влияния. В это время большая заслуга в развитии политической науки принадлежит представителям чикагской школы. В политологических исследованиях ими был сделан серьезный шаг в направлении профессионализации политической науки и повышения требовательности к исследователям и обоснованию их результатов и выводов.
В силу целого ряда факторов, в частности установления тоталитарных режимов, политологические исследования во многих странах Европы были либо свернуты, либо полностью подчинены идеологическим и политико-пропагандистским целям правящих режимов.
Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после войны развернулся бурный процесс сначала восстановления, а затем и дальнейшего развития политических наук в европейских странах.
Происходило неуклонное расширение круга охватываемых политической наукой проблем. В сферу интересов политологов вошли политические системы и политические процессы, партии и группы интересов, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и роль средств массовой информации, политическое лидерство и элиты, политические идеологии, история политических учений, политическая философия и др.
Первоначально приоритет в мировой политической науке принадлежал американцам. Во многих учебных заведениях страны, где раньше обучение этой дисциплине отсутствовало, было введено преподавание политической науки.
Заметным событием в истории послевоенной политологии принято считать международный коллоквиум по вопросам политической науки, организованный по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. На нем был разработан и принят специальный документ, в котором излагались и систематизировались основные положения политической науки. В 1949 г. рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований. Во многих странах увеличилось число политологических журналов, расширилось преподавание политологии в ВУЗах, велась подготовка бакалавров, магистров и докторов политических наук. Разрабатывались методологические принципы и методы политологических исследований.
С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги, создавшие условия для формированияновой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989 г. руководящей роли КПСС в обществе, что соответственно предполагало и отмену научного коммунизма и других связанных с ним предметов в качестве обязательных для изучения в вузах дисциплин. За эти последовало официальное признание политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.
Особое значение имели учреждение экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по политическим наукам и введение в вузах страны преподавания политологии. Все это создало основу для развития современной профессиональной политической науки, формирования системы подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров политологов, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам.
По имеющимся данным в настоящее время в вузах Российской Федерации функционирует более 300 кафедр политологии и политологических отделений. Неуклонно и сравнительно быстро растет число политологов различных профилей.
О том большом пути, который за сравнительно короткий путь прошла отечественная политическая наука, свидетельствует тот факт, что в 1991 г. на основе существовавшей ранее Советской ассоциации политических наук создана Российская ассоциация политических наук. В 1995 г. организована Академия политической науки.
Вместе с тем не может не вызывать озабоченность факт дефицита фундаментальных исследований по ключевым проблемам политической науки, таким как понятие политического вообще, политическая философия, социология политики, власть, государство. В этом плане отечественной политической науке предстоит еще многое сделать, чтобы завершить процесс профессионализации и окончательной институционализации.

6.ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ВЛАСТИ.

Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.

Ресурсы власти.

Функционирование власти.

Легитимность политической власти.


1.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.

(Основой политики является власть.) Политика отличается от других сфер жизни общества(экон-й, соц-й, дух-й) тем, что её основой является власть. Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю.
Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает как главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.
По своей природе власть – явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, саморазрушение социальных связей. Общество пронизано властными отношениями. Например, они имеют место в семье, т.к. родители могут оказывать воздействие на своих детей, до достижения ими определённого возраста; т.ж по традиции все члены семьи должны подчинятся отцу, а это также властные отношения. Тоже и в уч. заведениях, там есть люди, которые принимают решения и подчиняющиеся им. Не существует сферы, в которой нельзя было бы обнаружить хотя бы очень слабых властных отношений.
Власть можно классифицировать по разным основаниям. Если за основу взять сферу в которой имеют место властные отношения , то выделяют:
- Экономическую власть.
- Политическую
- идеологическую
- психологическую власть и т.д.

Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами, власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:
- Поведенческий. Сторонники этого подхода объясняют природу власти психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти – отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналистическая, мифологическая).
- Социологический. С позиции этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Наиболее распространенным является позитивистско-социологическое определение власти, данное М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства-подчинения.


политика как объект политологии и общественное явление. - student2.ru


Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные концепции.
Будучи социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетвор

Наши рекомендации