Политичекие действия политическое участие

Политическое действие – сознательное вмешательство субъектов пол-ки в систему полит-х отношений для достижения определенных результатов.

Полит-ие действия классифицируют в зависимости от их характера, целей и методов.

По характеру выделяют позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, стихийные и организованные полит-ие действия.

Позитивное политическое действие направлено на достижение определенного результата, негативное заключается в воспрепятствовании этому.

Рациональное политическое действие предполагает, что его субъект достаточно четко представляет себе цели, средства их достижения, возможные результаты. Иррациональное политическое действие основано на непонимании всего этого, отрыве от реальности.

Организованное политическое действие основано на его предварительном планировании, создании четких организационных структур для его осуществления. Стихийное действие проводится внезапно, без организационной подготовки. Вместе с тем, даже в организованном политическом действии могут проявиться элементы стихийности, поскольку полит-ие лидеры и организации не всегда могут контролировать ситуацию и прогнозировать ход событий.

В зависимости от целей и методов выделяют такие полит-ие действия, как реформа, парламентаризм, революция, контрреволюция, война, бунт, гос-венный переворот, террор.

¨ Реформы предусматривают изменения в полит-ой системе, не сопровождающиеся коренной ломкой существующих полит-х и социально-экономических отношений.

¨ Парламентаризм как разновидность полит-х действий проводится исключительно в рамках установленных процедур формирования и деятельности парламентов, достижение целей через завоевание большинства мест на выборах и принятие решений голосованием в Парламенте.

¨ Революция – резкий переход от одной общественно-экономи-ческой системы к другой, более прогрессивной. Это действие осуществляется в ходе открытого столкновения противоборствующих сил, выходящего за рамки существующего порядка передачи высшей гос-венной власти. Революции происходят тогда, когда находящаяся у власти элита не может (или не хочет) принимать эффективные полит-ие решения проблем, порождающих кризисы и острые противоречия в обществе.

¨ Контрреволюция – восстановление разрушенных революцией полит-ой и экономической систем.

¨ Война – вооруженная борьба между гос-вами, полит-ими группировками внутри государств, этническими общностями. Она бывает межгос-венной, гражданской, межэтнической.

¨ Бунт – стихийные, беспорядочные насильственные действия масс, возмущенных пол-кой властей.

¨ Гос-венный переворот – насильственная смена высшего политического руководства гос-ва без вовлечения народных масс и большинства субъектов политического процесса.

¨ Террор (от лат. terror – страх, ужас) – насильственные действия, связанные с убийством, нанесением тяжелых увечий или угрозой совершения этих деяний против представителей власти или простых граждан с целью создать в обществе атмосферу страха и вынудить власти удовлетворить определенные полит-ие требования.

Очевидно, что наиболее приемлемыми видами полит-х действий являются рациональные организованные реформы и парламентаризм.

Политическое участие.Политическое участие – это вовлеченность граждан на личной основе, а также в составе классовых, социальных, этнических, религиозных общностей, негос-венных институтов в полит-ий процесс.

Политическое участие позволяет выявить и охарактеризовать реальную роль в политике не имеющих властных полномочий граждан. Субъектом политического участия является личность.

При тоталитарном и авторитарном полит-х режимах политическое участие бывает вынужденным, при демократическом – свободным и, как правило, сознательным.

Мотивы политического участия могут быть следующими:

¨ стремление повысить свой социальный статус, улучшить материальное положение;

¨ желание найти социальную и психологическую защиту у группы, принимающей участие в полит-ой деятельности;

¨ осознание важности своего участия в политике для судеб страны, стремление выполнить свой гражданский долг;

¨ возможность удовлетворения потребности повелевать другими людьми;

¨ желание выразить протест или одобрение в отношении проводимой гос-вом пол-ки.

В реальной практике стран с демократическими полит-ими режимами имеют место случаи добровольного и сознательного неучастия граждан в полит-х процессах, причем к этому склоняется значительная часть взрослого населения.

Можно назвать следующие причины неучастия в политике:

¨ низкий уровень интеллектуального развития и образованности личности, непонимание роли пол-ки и рядовых граждан в ней;

¨ разочарование в том, что личное участие в политике может повлиять на власть, принимаемые ею решения;

¨ выключенность из реальной пол-ки вследствие заорганизованности полит-ой системы, низкой ее способности учитывать мнения широких слоев населения;

¨ полит-ая апатия как форма неприятия полит-ой системы (после чужеземного завоевания, разгрома оппозиции и т. п.);

¨ сохранение представлений, присущих тоталитарному и авторитарному полит-им режимам, о невозможности реального личного влияния на власть (это свойственно гражданам стран, переходящих к демократии).

Формы политического участия в демократическом обществе могут быть разделены на две группы:

¨ прямое участие в деятельности формальных и неформальных полит-х организаций, массовых полит-х акциях, кампаниях гражданского неповиновения, вооруженной борьбе против власти;

¨ опосредованное участие – выборы представителей (президентов, депутатов) для осуществления воли избирателей. В этом случае создаются возможности для ее искажения, поскольку граждане теряют контроль над своими избранниками, которые могут преследовать интересы, не совпадающие с интересами тех, кто за них голосовал.

Т.о., широкомасштабное, сознательное и добровольное политическое участие граждан возможно только в том случае, если они убеждены в своем реальном влиянии на принимаемые гос-венной властью решения, которые должны отвечать интересам подавляющего большинства населения той или иной страны.

14 политич.конфликты и кризисы

Социальный конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений либо взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия.

Полит-ий конфликт – разновидность соц. Конфликта по поводу власти, доминирования, влияния статуса и ресурсов власти; столкновение противоположных общественных сил обусловленная определенными взаимоисключающими интересами и целями.

Причины конфликтов:

Объективные – разнообразные формы и аспекты общественных отношений, которые определяют несовпадение статусов субъектов пол-ки, их полит-х ролей, ф-ций, интересов, потребностей

Субъективные – расхождение людей, групп и объединений в базовых ценностях, оценки исторических или актуальных событий, полит-х идеалов.

Идентификация – осознание гражданами своей принадлежности к гос-венным, социальным, религиозным, национальным и прочим принадлежностям, определяющих их место в полит-ой системе.

В полит-ии сформировался ряд типологий полит-х конфликтов:

(по источникам или по характеру)

Конфликт интересов

Ценностей

Идентификации

(по уровню формирования конфликта)

Межличностный уровень

Групповой

На уровне подсистем общества

На региональном или глобальном уровне

(по локализации относительно гос-ва)

Международные конфликты: региональные, гос-венные, межсистемные

Внутриполит-ие: межнациональные, социальные, организационные, религиозные

Ф-ции полит-х конфликтов:

(положительные ф-ции):

Выполняет стабилизационную роль

Способствует разрешению противоречий и обновлению общества

Стимулирует переоценку ценностей

Ускоряет образование новых организационных структур

Обеспечивает высокий уровень познаниями участниками друг друга

(отрицательные):

Может привести к дезинтеграции общества

Гибель людей и ликвидацию материальных ценностей

Привести к неблагоприятным изменениям во властных отношениях

Приводит к усилению роли, абсолютизации насильственных вооруженных властных методов

Способы преодоления

Основные пути разрешения политических конфликтов:
мирный и революционный
Мирные способы урегулирования политических конфликтов:
1“Избегание”2. Откладывание разрашения3. Сближение сторон через посредника4. Третейское разбирательство (”арбитраж”)5. Переговоры сторон на основе баланса интересов.Конфликтная ситуация не обязательно перерастает в конфликт, если противоречия ликвидируются удовлетворением сторон.
Альтернативы развития конфликта (по Р.Далю):
• тупик принуждение мирное урегулирование
Тупик возникает, если каждый участник конфликта блокирует действия другого участника, который не в силах изменить его поведение, что обостряет конфликт. Принуждение применяется чаще всего если в конфликте участвует авторитарное государство, которое боится неповиновения или даже восстания, для чего используется полиция, армия, бюрократический аппарат. Мирное урегулирование наиболее реально при наличии политических институтов, обеспечивающих переговоры.
Стадии разрешения конфликтов:
1. Подготовительная (ведётся детальный анализ ситуации самими участниками, закладывается основа её урегулирования)2. Переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта или их доверенных лиц)3. Выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями).
Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения регулирования и разрешения политических конфликтов. В числе этих всеобщих форм находится компромисс (соглашение на основе взаимных уступок участников конфликта) и консенсус (соглашение значительного большинства общества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях).
Способы разрешения политических кризисов:
• революция • реформа

15 Избирательное право и его основные приципы

Выборы в каждой стране регламентируются избирательным правом.

В широком значении избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах органов власти, процедуру организации, проведения и подведения итогов выборов, порядок отзыва депутатов.

В узком значении избирательное право – это закрепленное Конституцией либо иными законодательными актами гос-ва право гражданина избирать депутатов в представительные органы, президентов, иных высших должностных лиц (активное избирательное право) и право быть избранным в представительные органы власти или на высший пост в гос-ве (пассивное избирательное право).

Избирательное право демократических стран основано на принципах всеобщности, равенства, прямого (либо косвенного) и тайного голосования.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние дееспособные граждане имеют право избирать и быть избранными. Однако законодательство практически всех государств ограничивает данный принцип рядом цензов (от лат. census – оценка, счет), или условий.

Первоначальной целью цензов на заре демократии было отстранение как можно большего числа граждан от участия в управлении страной. Однако это существует и поныне. Наиболее распространенными цензами являются следующие:

¨ Возрастной ценз – это признание избирательных прав при достижении гражданином определенного возраста. Активное избирательное право предоставляется во всех странах лицам, достигшим совершеннолетия. В большинстве стран оно начинается с 18 лет, в Финляндии и Японии – с 20 лет, в Бразилии, Иране и на Кубе – с 16 лет. Для пассивного избирательного права данный ценз выше, особенно если это касается высшего поста в гос-ве: в Германии главой гос-ва может стать гражданин по достижении 40 лет, в Беларуси и США – 35 лет. Депутатом Палаты представителей Национального собрания РБ может быть ее гражданин, достигший 21 года, членом Совета Республики – в возрасте не младше 30 лет.

¨ Ценз оседлости предусматривает предоставление избирательного права лицам, прожившим в стране или данной местности определенное время. Например, Президентом РБ может быть ее гражданин, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет непосредственно перед выборами. На место в Совете Республики может претендовать лишь гражданин, проживший на территории одной из областей или города Минска не менее пяти лет.

¨ Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лица, являющиеся гражданами данного гос-ва в течение определенного срока накануне голосования.

¨ Образовательный ценз предполагает допуск к участию в выборах лиц, обладающих определенным уровнем образования. В Бразилии, например, не допускаются к участию в выборах неграмотные граждане.

¨ Ценз пола – лишение избирательного права женщин. Ныне он применяется в ряде мусульманских стран, но до недавнего времени существовал и в Западной Европе. Был отменен во Франции в 1944 г., в Италии – в 1945 г., в Греции – 1956 г., Швейцарии – 1971 г., Лихтенштейне – 1984 г.

¨ Ценз дееспособности. Практически повсюду в выборах не участвуют лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными вследствие психического заболевания (умалишенные).

¨ Моральный ценз означает соответствие избирателя определенным нравственным и правовым требованиям. В Мексике лишаются избирательных прав злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лица, лишенные родительских прав. Во многих странах не имеют избирательного права граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В РБ не принимают участие в голосовании не только те, кто был признан преступником по суду, но также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей (в следственных изоляторах).

¨ Должностной ценз не допускает избрание в представительные органы лиц, занимающих определенные гос-венные должности. В Беларуси депутатом парламента не может быть Президент, член Совета Министров, судья, некоторые другие должностные лица.

¨ Религиозный ценз означает обязательную принадлежность к определенной религии. К примеру, членами Иранского парламента могут быть избраны лица, исповедующие ислам.

В РБ существуют следующие цензы: возраст-ной, оседлости, гражданства, дееспособности, моральный и должностной.

Принцип равных выборов основывается на следующих условиях:

¨ равном числе голосов у каждого избирателя;

¨ создании гос-вом равных условий для предвыборной агитации (бесплатные выступления в гос-венных средствах массовой информации, равные возможности проведения предвыборных собраний);

¨ избирательные округа должны быть примерно равны по численности избирателей (или хотя бы населения).

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают депутатов представительных органов, президентов.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают от своего имени сделать окончательный выбор.

Принцип тайного голосования исключает какой-либо контроль за волеизъявлением избирателя. Каждому из них гарантируется возможность собственноручно заполнить бюллетень одинакового для всех образца и собственноручно опустить его в урну. Этот принцип распространяется и на применяющееся ныне в ряде стран голосование с помощью компьютерных технологий.

Наши рекомендации