Политическая власть: природа сущность и основные черты

Термин власть является весьма широким по своему значению. Слово «власть» происходит от древнерусского «володеть» и производного от него современного «владеть». Следовательно, власть – это возможность владеть кем-либо или чем-либо. М. Вебер определял власть как возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других. В. Даль считал, что власть – это возможность одного человека заставить других людей делать то, что они по своей воле не делали бы. Власть – это возможность одних приказывать и обязанность других повиноваться.

Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой человек сильнее (физически, вооружен), опытнее (образован, опытен, и его совету, рекомендациям следуют, чтобы избежать ошибок), является начальником (наделен правом отдавать распоряжения). В основе подчинения одних людей другим лежит неравенство между людьми. Оно может быть естественным (физические или умственные данные) и социальным (образование, должность, материальное положение).

В самом общем смысле власть – это способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим на основе авторитета, права или насилия.

Власть основывается на принципе господства и подчинения.

Не существует единой точки зрения и на природу власти. Одни исследователи доказывают, что власть – это биологическое явление, свойственное как животному миру, так и человеку. У животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, волки, тюлени и др.), проявляются властные отношения со стороны вожаков.

Другие исследователи утверждают, что власть – это социальное явление, порожденное необходимостью управления коллективами людей. Власть возникает только в человеческом обществе.

Теологи утверждают, что власть – это божественное явление, частичка Бога внутри нас.

Целесообразнее считать, что власть – это биосоциальное явление.

Особенностью власти является то, что она всепроникающа и организует все сферы общественной жизни: семью, работу, быт, досуг, и т. д. Поэтому выделяют различные виды власти: семейную, производственную, административную, церковную, экономическую, гос-венную, полит-ую и т. д.

Политологию интересует прежде всего полит-ая власть. Ее можно определить как реальную способность и возможность субъектов пол-ки осуществлять свою волю по отношению к обществу в лице его граждан, социальных слоев, организаций и институтов. Полит-ая власть существует только в обществе, где имеется гос-во.

Полит-ая власть тесно связана с гос-венной властью, но эти понятия не тождественны, а отличаются по характеру субъектов власти. Субъектом гос-венной власти является гос-во в лице законодательных, исполнительных и судебных органов.

К субъектам полит-ой власти, помимо гос-ва, относятся полит-ие партии и общественные организации; граждане, обладающие избирательным правом, в период выборов и референдумов; в ряде случаев – толпа, которая может брать власть в условиях кризиса; незаконные вооруженные формирования и другие. Тем не менее, основой полит-ой власти, ее наиболее сильным и эффективным проявлением является гос-венная власть.

Как ядро системы политико-властных отношений гос-венная власть выполняет ряд ф-ций:

¨ поддержание устоявшегося общественного порядка;

¨ сохранение целостности сообщества;

¨ выявление и разрешение конфликтов в обществе;

¨ достижение общественного согласия (консенсуса);

¨ регулирование всех властных отношений в обществе.

Для осуществления этих ф-ций гос-венная власть должна обладать следующим комплексом существенных черт:

¨ Суверенитет (верховенство) проявляется через независимость гос-венной власти от других видов власти в данном обществе и неделимость гос-венной власти между иными, кроме гос-ва, субъектами пол-ки (гражданами, партиями, организациями). Кроме того, только гос-во имеет право издавать обязательные для всего общества нормативные акты.

¨ Воля – наличие у субъектов гос-венной власти осознанных целей, способности, готовности и решимости добиваться их осуществления. Воля проявляется в постоянном предъявлении властью подвластным своих требований и проверке их выполнения.

¨ Авторитет – общественное признание влияния и законности гос-венной власти, что проявляется в готовности добровольно подчиняться распоряжениям власти.

¨ Принуждение – осуществление гос-вом своей воли всевозможными средствами, в том числе путем применения физического насилия. По мнению немецкого философа и политолога М. Вебера, только гос-во, и никакой другой субъект пол-ки, имеет в обществе законное право на применение физического насилия.

Очевидно, что о наличии в обществе гос-венной власти можно говорить только при одновременном существовании всех вышеуказанных признаков.

Реализация полит-ой и гос-венной власти невозможна без ресурсов власти, то есть условий и средств, с помощью которых осуществляются властные полномочия, воздействие субъектов власти на ее объекты.

Принято выделять экономические (материальные ценности), социальные (воздействие на социальный статус подданных), культурно-информационные (наука, образование, средства массовой информации) и силовые (оружие, аппарат силовых ведомств) ресурсы власти.

Наши рекомендации