Типология политического конфликта

Сфера развертывания политического конфликта — политические отношения.

Политический конфликт — противоборство субъектов политического процесса

за государственную власть или политическое влияние.Важными методологическими предпосылками изучения политического конфликта является освоение таких понятий, как Структура конфликта, типология,

функции конфликта.

Структура конфликта - пять структурных элементов конфликта.

Стороны политического конфликта — это индивиды, группы, политические лидеры, партии, движения, государства, коалиции и др. Эти стороны обладают определенным конфликтным потенциалом.

Предметом политического конфликтаявляется государственная власть, ее распределение, укрепление, реализация. Политический статус, государственное устройство, распределение национальных ресурсов, политический режим, национальные отношения, символы государственной власти, ее внешняя и внутренняя

политика. Это могут быть и решения структур власти, противоречащие конституции, законам, административным нормам, ведущие к социально-политической напряженности, протестным действиям из-за ущемления интересов различных социальных групп.

Конфликтные действия(т. е. непосредственное конфликтное взаимодействие) выступают третьим элементом структуры конфликта. Их можно разделить на активно-конфликтные — «вызов», наступательные и пассивно-конфликтные — «ответ на вызов», оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороне, вынудить ее к уступкам, определенному типу поведения. Оборонительные - с защитой своих позиций. Взаимодействие конфликтных сторон — проявляются в различных видах политической борьбы: теоретическая борьба, т. е. противоборство концепций развития общества, военных, экономических, социальных доктрин. Это идеологическая борьба, борьба идеологических концептов, ценностных систем, политических мифов, часто сводимая современным уровнем развития СМК до борьбы лозунгов, социальных стереотипов, рекламных роликов. Это и организационная борьба, включающая партийное строительство, фракционную борьбу в парламентах, работу по мобилизации масс на акции протеста, вовлечение электората в избирательный процесс или ориентация на бойкот выборов, саботирование распоряжений федерального центра и др. В экстремальных ситуациях политический конфликт может проявляться в виде вооруженных столкновений, террористических актов, мятежей и ре волюций, гражданских войн.Политические конфликты на международной арене зачастую имеют насильственный характер и проявляются в войнах или локальных вооруженных инцидентах.

Важным элементом структуры являются условия политического конфликта.

Это та социальная среда, в которой разворачивается конфликт, ее состояние. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Последствия конфликта —также необходимый структурный элемент конфликта. Они сказываются не только

на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия политических конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно. Часто они связаны со сменой элит, структурированием или переструктурированием

политической системы, перераспределением властных полномочий, с корректированием правовых норм, изменением Конституции.

Типология политического конфликта

Типологию принято рассматривать как научный метод разделения и группировки

объектов по определенным параметрам. Так, А. Г. Здравомыслов в качестве одного из параметров типологизации политического конфликта предлагает использовать «уровни развертывания политического конфликта».

Первый уровень — это конфликт в масштабах всего политического пространства. Это «конфликт по поводу легитимности власти, ее признания — непризнания, частичного признания и частичного непризнания». Это конфликт принятия или непринятия властных структур.

Второй уровень — это конфликтность внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий.

Можно также выделить конкретно государственно-правовые конфликты. Это конфликты между ветвями и институтами власти. Как правило, они способствуют совершенствованию политических систем. Это статусно-ролевые конфликты, связанные с наделением статусных единиц различными объемами властных полно-

мочий; конфликты политических культур, ценностных систем и др. Политические конфликты могут иметь насильственный и ненасильственный характер, быть вертикальными и горизонтальными. Определенный интерес представляет типологизация политических конфликтов по предмету. Как правило, всю совокупность реалистичных конфликтов (т. е. конфликтов, имеющих предмет) можно разделить на конфликты ресурсные и конфликты ценностные.В ряде работ конфликты разделяют на конфликты интересов и конфликты ценностей, на конфликты интересов и когнитивные конфликты и т. д.

Другой тип политических конфликтов — статусно-ролевые. Этот тип политического конфликта связан с обладанием субъектами политического процесса различными объемами государственной власти, разной степенью участия в принятии политических решений. Не обходятся без конфликтов избирательные кампании по выборам в парламент, на должности главы государства, глав субъектов федерации. Избирательный конфликт органично вписался в процессы политического взаимодействия.Особенностью избирательного процесса является то, что он всегда имеет конфликтный характер, который протекает в рамках правового поля.

Выход за рамки правового поля трансформирует этот политический конфликт в юридический.

Избирательный конфликт можно определить как объективно наблюдаемое обострение противоречий между претендующими на значимый политический статус субъектами избирательного процесса, проявляющееся в виде информационно-психологического и организационного противоборства, протекающего в рам-

ках избирательного законодательства.

Чтобы этнический конфликт трансформировался в политический, необходимы определенные условия. Прежде всего это рост национального самосознания. Народ должен осознать ненормальность своего положения, несоответствие его принятым международным нормам и стандартам. Кроме того, в обществе должен быть накоплен определенный критический объем политических ошибок, нарушений прав и свобод представителей данного этноса. Необходимо также наличие активных политических сил, способных использовать сложившуюся ситуацию в борьбе за национальную государственность. Таким образом, когда борьба за куль-

турные ценности этноса перерастает в борьбу за национальную государственность,

К политическим конфликтам правомерно отнести и коррупционные конфликты. Это конфликт политический, поскольку наносится вред порядку государственного управления. Политологи рассматривают его как разложение государственной власти.

Коррупционный конфликтможно определить как преступление против порядка государственного управления, совершенное по сговору представителем государственной (муниципальной) власти, структур государственно-административного управления в целях получения определенных выгод. Сторонами (участниками) в коррупционном конфликте выступают: с одной стороны коррупционер (представитель государственной, муниципальной власти или структур государственно-административного управления), а с другой стороны — законодатель, в лице правоохранительных органов. Очевидно, что любые деформации в структурных

элементах государственно-административного управления ведут к дестабилизирующим политическую систему отклонениям от ее равновесного состояния.

К политическим конфликтам относятся международные конфликты. Это конфликты политических систем. Поскольку система международных отношений так же представляет из себя политическую систему, компонентами которой выступают носители политической власти — государства. Поэтому независимо от того,

что является предметом конфликта, международный конфликт всегда является политическим.

Наши рекомендации