Основные черты фашизма : антикоммунизм ; радикальный национализм и экстремизм ; милитаризм ; вождизм.
Варианты фашизма :
1) Итальянский фашизм - Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения.
2) Национал-Социализм - Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) управляла Германией с 1933 по 1945 год. Лидер немецких национал-социалистов Адольф Гитлер признавал серьёзное воздействие итальянского фашизма на формирование нацистской партии.
После Второй мировой войны слово фашист обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время некоторые политики в своих выступлениях используют слово «фашизм» для того, чтобы заклеймить своих политических оппонентов и их убеждения.
40) Политическая культура: понятие и структура.
Политическая культура — это система исторически сложившихся , относительно устойчивых ценностей ,установок ,убеждений , представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни на основе преемственности.
Структура политической культуры :
1)Политическое сознание - включает в себя идеологические компоненты (знания, ценности, убеждения).
2)Политическое повеление –политические установки, типы , формы , стили .
3)Политический опыт –политические традиции, обычаи , политическая память общества .
41) Понятие, роль и функции политического сознания.
Политическое сознание — это совокупность представителей и чувств , взлгядов и эмоций,оценок и установок, выражающих отношения людей к политике .
Политическое сознание играет большую роль в системе общественного сознания. Оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием.
Функции политического сознания :
1)Регулятивная (даёт ориентиры с помощью идей)
2)Оценочная (способствует объединению социальных групп)
3)Интегрированная (содействует выработке отношения к полиит. жизни)
4)Познавательная (помогает людям усвоить информацию)
5)Прогностическая (создаёт основу дляразвития политического процесса)
6)Мобилизующая ( побуждает людей к ориентирванному поведению)
42) Политическая социализация: сущность, этапы, факторы.
Политическая социализация – это процесс постепенного освоения личность или социальной группой норм,видов.
Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции
Этапы политической социализации :
1)Этап политизации( под воздействие родителей)
2)этап персонализации (перзедент , премьер-министр)
3)этап идеализации(устойчивые эмициональные отношения)
4)этап институциональный(преход к более абстрактному восприятию)
Факторы социализации :
1) усилия политической системы по просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь
2) стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности
3) влияние микросреды - семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей
4) личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт.
43) Политическое поведение: сущность, формы.
Политическое поведение – это совокупность реакция на деятельноть политической системы.
Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в сфере политики. Именно здесь психология выступает и как механизм, и как специфический фактор человеческой активности в политической жизни. Причем прежде всего в мотивации поведения политических-субъектов психология выявляет свой преобразующий потенциал, способствует изменениям процессов и институтов.
Формы поличитеского поведения :
Приемлемые (Предвыборная активность; Участие в выборах; Лоббистика; Организационаая деятельность; Участие в демонстрациях)
Неприемлемые(Насилие, Подкуп, Саботаж, Революция,Убийство)
Другие(Участие в голосованиях, повиновение закону )
44) Политическая символика как элемент политической культуры.
Политическая символика является неотъемлемой частью формирования и существования самосознания любого народа и его государства. Политическая символика способствует политической идентификации, т. е. самоотождествлению субъекта с определенной нацией, народом, племенем, государством, городом, деревней, географическим регионом, группами людей (семья, коллектив, друзья), к которым он испытывает чувство привязанности, обязанности, долга, лояльности, дружбы, любви; «политическое доверие» к тем, с кем приходится взаимодействовать в ходе политического процесса.
К национально-государственным символам относят герб, флаг, гимн, конституцию и т. д. Национально-государственная символика воплощает идею национально-государственного единства и величия страны. Символы создаются народом на протяжении его исторического развития и выражают вековые традиции его политической культуры. Также национальная символика может внедряться господствующей элитой.
Национальный флаг олицетворяет независимость и суверенитет страны, ее место в мировом сообществе.
Герб государства является символом стабильности и независимости государства.
Гимн – патриотический символ, музыкальный эквивалент девиза, герба и флага
Своеобразными символами являются и политические ритуалы, характерные для того или иного общества, например церемония инаугурации (торжественного вступления в должность) президента или коронация королей.
45) Политическая коммуникация. СМИ.
Политическая коммуникация – совокупность процессов информационного обмена , передача информации, структурируют политическую деятельность и передают её новое значение .
Способы коммуникации :
1)неформальные контакты.
2)Общественно-политические организации.
3)Средства массовой информации.
СМИ - средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. С появлением и распространением Интернета он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились интернет-СМИ. Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» СМИ .
46) Политические отношения и политические процессы.
Политологические отношения – это взаимодействие социальных групп , личностнй ,социальных институтов по поводу устройства и правления общесвтвом.
Формы отношений : политическая деятельность и политическая организация.
Политический процесс – упорядоченная последовательность действий и взаимодействий политических акторов(субъектов политики) связанные с реализацией властных интересов и целедостижением и создающих и воссоздающих политических институтов. Он представляет собой развёртывание политики во времени и в пространстве .
47) Типология политических процессов: политические конфликты и избирательный процесс.
Политический конфликт- это открытое столкновение интересов конкурирующих субъектов по средством использования запрещённых способов воздействия ради реализации своих интересов в ущерб интересам других субъектов.
Избирательный процесс - один из основных элементов избирательной системы.
Включает: а) назначение выборов б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке в)образуются также избирательные участки и пункты для голосования г) выдвижение кандидатов д) проведение голосования е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов.
48) Политическое развитие и модернизация.
Модернизация — это особый вид надежд, пронизывающий все революции прошлого и все высокие человеческие устремления. Динамический аспект модернизации при изучении политики может быть выражен общим утверждением, согласно которому модернизация есть процесс растущей сложности человеческих проблем, с которыми сталкивается система политического устройства.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – развитие институтов, установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе.
Существуют различные способы определения политического развития, в которых отражается смена проблем, занимающих внимание общества и аналитиков. Один способ придает особое значение возникновению национального суверенитета и целостности государства как действующего лица, способного вызывать уважение и соблюдать обязательства на международной арене. Другие способы определения обращают внимание на национальные черты: конституционный порядок и политическую стабильность, приобретенные в процессе формирования установившейся структуры правления, надежные механизмы обеспечения преемственности руководства, а также распространение по всей территории правительственных институтов.
49)Особенности российской политической модернизации.
По мнению В.И. Пантина, процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу. Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решались за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.
Одна из трудностей анализа современной российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Серия правительственных кризисов 1998-1999 гг. в России обозначила следующие основные проблемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе:
- разработка средне- и долгосрочной стратегии развития общества, целью которой станет устойчивое преобразование существующей социально-экономической структуры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство;
- установление отвечающего условиям современного российского общества равновесия между принципами частной инициативы и государственного вмешательства в экономику при определении и реализации социально-экономического курса;
- приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией;
- качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.
Для современной России смена модели политического развития означает возникновение нескольких принципиально новых явлений.
1. Наблюдается наложение друг на друга двух процессов: ускорения массовой политической социализации и усложнения всего комплекса проблем, обусловленных необходимостью совершенствования социально-экономической структуры общества. Разрешение кризиса управления обществом большинство россиян связывают не с приходом к власти "твердой руки", а с качественным обновлением политической элиты и существенным повышением ее этических и интеллектуально-профессиональных качеств.
2. Сохраняется избыточная идеологизация политического процесса, когда противостоящие стороны предпочитают обсуждать не конкретные подходы к модернизации общества, а сопоставлять те или иные идеологические установки.
3. В России еще социально не оформилась сила, способная самостоятельно возглавить процесс модернизации. Нынешняя предпринимательская прослойка - это по большей части буржуазия в первом поколении, со многими признаками, характерными для периода становления российского капитализма в конце XIX века. Ее характеризует низкий культурно-образовательный уровень, отсутствие видения исторической перспективы, хищнический характер потребления материальных благ и использования ресурсов, нежелание подчиняться традиционным культурным нормам. Своим поведением капитализирующаяся прослойка дискредитирует саму идею экономических реформ и косвенно поддерживает в обществе влияние политических сил, выступающих с позиций негативного популизма. В связи с этим важным представляется сокращение разрыва между "элитными" группами, определяемыми по величине их дохода, и массовыми слоями населения, расширение доступа последних к социальной инфраструктуре - образованию, здравоохранению, социальному обеспечению. В улучшении социальных условий воспроизводства в России должен быть заинтересован весь ее политический класс.
50) Политические технологии и политический маркетинг.
Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);
2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.
Политический маркетинг (англ. market – рынок, сбыт) – совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики. С помощью методов политического маркетинга властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны общества. Следовательно, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании (избирательная кампания, выдвижение кандидата, формирование политической партии и т. д.).
Методы политического маркетинга:
– сбор, систематизация и обобщение сведений о предпочтениях избирателей и конкурентах;
– мониторинг общественного мнения, предполагающий анализ настроений и позиций населения во времени;
– опросы, направленные как на выявление позиций, так и на придание определенной направленности настроениям различных групп населения по тем или иным проблемам как политического, так и неполитического характера.
51)Политический менеджмент.
Политический менеджмент – это целерациональная деятельность по подготовке, принятию и реализации политических решений, направленных на удовлетворение запросов, интересов и требований различных социальных групп.
Существует несколько основных подходов к принятию политических решений.
1) Структурно-функциональный подход (М. Вебер, Т. Парсонс) классифицирует решения по соотношению их с целями, ценностями, традициями или аффектом.
В соответствии со степенью осознанности политических действий выделяются политические решения, в основе которых лежат: аффективность, традиционность, целерациональность и ценностная ориентированность.
Основными элементами политического действия являются: субъект, ситуация действия, ориентация самого субъекта. Эффективность решения определяется принципом полезности.
2) Концепция двух шкал. Создаются 2 шкалы. На одной шкале располагается любое состояние мира, любой выбор человека, государства, которые оцениваются по принципу пользы (вреда) для субъекта в зависимости от совпадения с его интересами. На другую шкалу наносятся варианты развития событий в зависимости от степени вероятности их наступления.
Субъект заинтересован в наступлении определенных ситуаций, соответствующих его интересам, однако он должен соизмерять свои желания с возможностями своего влияния на ход событий. Согласно данному подходу, процесс принятия решений представляется соотнесением целей и издержек (затрат на их осуществление).
3) Концепция сценарного анализа акцентирует внимание на роли стратегических целей в процессе принятия решений. Однако здесь порой слабо учитывается изменчивость условий реализации этих целей, заставившая прибегать к корреляции (правке, видоизменению) самих целей.
4) Нормативная концепция исходит из рациональной роли принятия решения, из важного значения правил, процедур, институтов в деле принятия и осуществления принятых решений. Однако принятие решения никогда не является однозначно рациональным актом: на него налагают отпечаток личные качества правящей группы, субъективные представления и предпочтения, межличностные связи, опыт и интуиция управленцев.
5) Бихевиористская концепция учитывает объективные и многочисленные субъективные факторы принятия решений, стремится смоделировать этот процесс.
52) Геополитика и ее основные понятия.
Геополитика – теория , обосновывающая национальное глобальное интересы государства , а также их внешняя политика на основе совокупности факторов политики- географического характера .
В геополитике рассматриваются факторы , как протяжённость и структура территории , конфигурации границ , состояние окружающей среды .
Геополитика рассматривает государство в динамике , на живое существо . Она не признаёт общечеловеческих ценностей , исходит их интересов государства, решает как эти интересы реализовать .
Содержание геополитики :
1)Военная стратегия.
2)Национальная.
3)Стратегия национальной безопастности.
4)Военная доктрина.
53)Мировой политический процесс и международные отношения.
Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире. Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры; структурными элементами: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств.
Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Критерии
· Специфика участников. По мнению известного французского философа и социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.
· Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.
· Критерий локализации. По мнению французского исследователя М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».
· МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания.
54)Геополитический статус России и модели мирового порядка.
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитическихзакономерностей.
Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.