Самоуправление и государственное регулирование адвокатуры.

По существу, самоуправление, является элементом механизма функционирования адвокатуры. Органы адвокатского самоуправления призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению их профессиональных знаний, защищать их права, наделены возможностью рассматривать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Законом к таким постоянно действующим органам отнесены Республиканская и территориальные (Минская городская и областные) коллегии адвокатов. Высшим органом адвокатского самоуправления является съезд адвокатов, призванный рассматривать актуальные вопросы совершенствования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Высшим органом управления территориальной коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) ее членов, а исполнительным органом – совет территориальной коллегии адвокатов. Он является коллегиальным исполнительным органом управления, избирается на общем собрании (конференции) членов территориальной коллегии адвокатов. Председатель такой коллегии избирается из состава ее совета сроком на четыре года.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в территориальной коллегии адвокатов ее общим собранием (конференцией) избирается ревизионная комиссия и ее председатель в составе не менее трех адвокатов, являющихся членами этой коллегии.

Дисциплинарная комиссия территориальной коллегии адвокатов избирается в составе семи адвокатов общим собранием (конференцией) соответствующей территориальной коллегией адвокатов из числа ее членов. Одновременно из числа членов дисциплинарной комиссии избирается ее председатель.

Дисциплинарное производство в отношении адвоката может быть возбуждено органами управления коллегии адвокатов или Министром юстиции по собственной инициативе либо на основании жалобы клиента или другого лица на действия адвоката, частного определения суда или представления иного государственного органа. Окончательное же решение о привлечении к дисциплинарной ответственности адвоката принимается специально созданной для этих целей дисциплинарной комиссией соответствующей коллегией адвокатов.

В Законе закреплены полномочия Минюста как органа, реализующего государственную политику в сфере юстиции и ответственного за организацию и развитие системы юридических услуг, а также как лицензирующего органа, осуществляющего контроль за соблюдением адвокатами законодательства, лицензионных требований и условий.

В рамках реализации указанных полномочий на Минюст законом возложена обязанность по ведению Реестра адвокатов,вкоторый включаются сведенияо получении адвокатами лицензий, создании юридических консультаций, адвокатских бюро, о приостановлении адвокатской деятельности, иная информация, связанная с деятельностью адвокатов и адвокатских образований.

Вопросы для самоконтроля

Понятие, задачи, принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Правовой статус адвоката и доступ к профессии.

Организационные формы осуществления адвокатской деятельности.

Ограничения к занятию адвокатской деятельностью.

Лицензия на право занятия адвокатской деятельностью. Порядок ее выдачи, приостановления, возобновления, продления и прекращения.

Съезд адвокатов.

Республиканская коллегия адвокатов.

Специализированные адвокатские образования

Социальная направленность адвокатской деятельности.

Регулирование и оплата труда адвокатов, стажеров и помощников адвоката. Обязательное государственное страхование и социальное обеспечение адвокатов.

Наши рекомендации