Стадия затухания общественного движения

наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми

Общественные движения следует отличить от общественных организаций.

Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.

Между общественными движениями и общественными организациями много общего (массовость, добровольный характер, стремление к достижению определенных целей), однако общественные организации имеют свои принципиальные отличия:

- располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;

- имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;

- устойчивы (могут функционировать продолжительное время);

- располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.

Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д., многие из них сформировались на основе соответствующих общественных движений.

Общественные движения и организации выполняют в политической жизни сходные функции:

- представление и защита интересов различных социальных групп;

- объединение граждан на единой идейной и целевой основе;

- установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;

- решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;

- формирование общественного мнения.

2. Типология современных общественных движений.В силу большого количества и идейного разнообразия общественных объединений их возможно классифицировать по нескольким критериям.

Различают общественные движения неполитического и политического характера:

- общественные движения неполитического характера не ставят целью изменить существующую систему политических отношений в данном обществе;

- общественные движения политического характера стремятся изменить существующие политические условия путем влияния на органы государственной власти.

В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют:

- консервативные движения – ориентированы на сохранение сложившейся системы, их социальная база чаще всего состоит из слоёв, приближённых к властным структурам;

- оппозиционные движения – выказывают недовольство действиями властей, призывают к радикальным переменам в социально-политической системе;

- реформаторскиедвижения – выступают за постепенные изменения общественно-политических отношений строго в рамках существующего строя и законов.

По способам и методам действий общественные движения и организации бывают:

- насильственного характера;

- ненасильственного характера.

По социальной принадлежности участников различают общественные движения:

- рабочие;

- крестьянские;

- интеллигенции;

- фермеров;

- мелких собственников и т.д.

Общественные движения и организации группируются также по половозрастным признакам:

- феминистские движения;

- движения в защиту материнства и детства;

- движения молодежи;

- движения пенсионеров и.т.д.

Широко распространены движения и организации, объединяющие своих членов по профессиональному признаку (врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п.), при этом они решают не только свои специфические задачи, но и поднимают проблемы огромного социального звучания

Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности на:

- экологические

- антивоенные

- правозащитные

- движения гражданских инициатив и др.

Ряд последних приобретает все более заметную роль в социально-политической жизни многих стран мира, поскольку эти общественные формирования ставят перед собой глобальные общечеловеческие задачи: исключение ядерной войны, развития экономического, культурного и политического сотрудничества народов, предотвращение экологической катастрофы, борьба с расовой дискриминацией, сохранение культурного наследия и т.д.

Большинство массовых общественных демократических движений сформировалось в 70-е гг. ХХ в. в странах Западной Европы и США в силу:

- нерешённости старых и появления новых значимых социальных проблем: милитаризации и гонки вооружений, загрязнения окружающей среды, расовой дискриминации, снижения качества жизни и других;

- кризиса доверия граждан к органам государственной власти, профсоюзам, партиям и другим традиционным политическим институтам;

- осознания гражданами недостатков представительной демократии и стремления к прямому участию в решении государственных и социальных вопросов;

- развития сети коммуникаций и СМИ, что дало новые возможности общения и объединения людей.

24. Лоббизм.Помимо общественных организаций и движений особую роль в политической системе выполняют и группы давления – лобби(от англ. lobbi – прогулочная площадка, коридор в здании парламента). Политическую окраску термины «лоббизм», «лоббирование» приобрели во второй половине ХІХ в. в США, когда под ними стали понимать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.

В политологии под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. В более узком смысле суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они зачастую не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

Лоббистские группы возникают, как правило, в том случае, когда в организации или движении начинает доминировать частный интерес, не совпадающий с общесоциальным. Организации такого рода не афишируют свою деятельность, они создаются при высших государственных органах в виде комитетов, комиссий, советов, бюро, через которые и влияют на принятие политических решений.

По отношению к лоббизму существует два подхода:

- запретительный;

- регулятивно-правовой.

Сторонники первого подхода приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании пытаются ликвидировать его путём введения юридических санкций (Франция, Индия). Приверженцы второго подхода стремятся контролировать лоббизм ограничив его правовыми рамками (в США и Канаде лоббистская активность регулируется государством, так в Конгрессе Соединённых Штатов своё лобби имеют профсоюзы, религиозные общины, антивоенное движение, причём с 1946 г. их деятельность ограничена соответствующим законом и находится под жёстким финансовым контролем).

25. Понятие "политический процесс", его сущность и формы

Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы.

Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы), институциональные субъекты ( организации и учреждения).

В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического процесса являются главенствующими.

1) Либерально- демократическая концепция

-индивидуалистический подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов.

-институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике.

Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям. Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп.

Виды политического процесса

Открытый процесс:политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение

Скрытый процесс:субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности.

Стабильный процесс:преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью

Нестабильный процесс:неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.

Внутриполитический процесс:отражает изменения в политической системе национального государства

Международный процесс:отражает изменения в политической жизни мирового сообщества.

Эволюционный процесс:характеризуется постепенностью, непрерывностью развития

Революционный процесс:характеризуется проведением коренных, радикальных изменений.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Первая - это стадия конституирования совпадает с революционным, переломным периодом развития общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются возникшие институты власти. Полностью пересматривается конституция.

Вторая стадия–стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по поддержанию деятельности уже созданных органов власти, политических партий, общественных организаций. Политический процесс отражает простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития. Для данной стадии характерна определенная перегруппировка в расстановке политических сил. Происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги определили цели и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене.

Четвертойстадией протекания политических процессов является стадия упадка, распада политической целостности. Разрушительные тенденции преобладают над конструктивными. распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Важнейшими являются следующие: характер исторического периода в развитии страны, степень развитости политических институтов и т. д.

26. Понятие и сущность политической деятельности.В политической литературе для характеристики процесса взаимодействия субъекта с политической действительностью применяются понятия «политическая деятельность», «политическое действие», «политическое участие», «политическое поведение». Каждое из этих понятий имеет как общие, так и специфические признаки. Политическая деятельность –наиболее широкое понятие, охватывающее любую политическую активность – осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. Политическая деятельность представляет собой непрерывный ряд конкретных политических действий.

Существуют различные виды политической деятельности, которые связаны с характером общественных преобразований. К первой группе относиться политическая деятельность, связанная с использованием физического насилия. Это революция, контрреволюция, мятеж, восстание, различные виды государственных переворотов. Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразования общества в целом. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Государственные перевороты приводят к изменениям в сфере власти, в первую очередь персональным.

Вторую группу видов политической деятельности составляют мирные преобразования, а именно- реформы. Они приводят к общественным изменениям, не подрывая основ существующего строя и власти правящей группы.

К третьей группе видов политической деятельности относятся митинги, демонстрации, забастовки, собрания, шествия. Они могут носить как мирный, так и насильственный характер.

27.Выборы и избирательное право: понятие, принципы, типология, абсентеизм.

Понятие выборов, их основные функции.В современном цивилизованном обществе выборыявляются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти от одних людей к другим мирным путем, через волеизъявление народа.

Избирательное право, его основные принципы.Выборы осуществляются посредством наличия института избирательного права

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регламентирующих участие граждан в выборах представительных органов власти и должностных лиц государства, подготовку и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами государства.

Избирательное право в более узком, смысле – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах либо в качестве избирающего, либо в качестве избираемого.

Различают активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право - это право гражданина лично участвовать в выборах (избирать) членов представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямыевыборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенныхвыборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность.

Пассивное избирательное право - это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представи-тельские органы или на выборную должность.

В основу современного избирательного права заложены принципывсеобщих, свободных, прямых, равных выборов при тайном голосовании, что регламентируются конституциями и другими правовыми актами госу-дарства.

1. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что все со-вершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участво-вать в выборах.

2. Принцип прямого избирательного права является наиболее распро-страненным и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Бывает и косвенное (не-прямое) голосование, о чем говорилось выше.

3. Принцип тайного избирательного права исключает контроль за во-леизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. ни-кто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором изби-ратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.

4. Принцип равного избирательного права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое ко-личество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей.

5. Принцип свободного избирательного права

Существует формы и методы ограничения действия принципов изби-рательного права, в первую очередь через цензы. Цензы- это установлен-ные законом обязательные условия и требования, которым должен отве-чать гражданин для получения права на участие в голосовании. Исходя из наличия цензов всеобщее избирательное право ограничено участием в вы-борах только электората(от лат. eleсtor - избиратель), т.е. граждан, ко-торые по закону обладают правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста не совпадают, так как часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участвовать в го-лосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальные осно-вания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. В частности, по решению суда - лиц, отбывающих тюремное заключение; постоянно или временно лишенных политических прав;

Абсентеизм— уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Существует такое понятие, как обязательные выборы (обязательное голосование). Обязательные выборы означают то, что законодательством той или иной страны установлена обязательность для граждан участвовать в выборах.

Обязательность обеспечивается путем установления санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Обязательные выборы некоторыми политиками и учеными расцениваются как нарушение принципов демократии, другие относятся к этому спокойно, не считая, что это нарушение их демократии.

Обязательность выборов обеспечивается, например, возможностью наложения штрафа на человека, который не принял участия в выборах. Санкция в виде штрафа предусмотрена в Австралии, Люксембурге, Австрии. Причем в некоторых странах к лицам, не участвующим в выборах, может быть применено и более суровое наказание. Например, в Греции, Турции и даже в Австрии некоторое время было предусмотрено лишение свободы. Срок этого лишения не очень велик, но нормальному человеку и 1-2 дней, проведенных в тюрьме, достаточно для сильнейшего потрясения на всю оставшуюся жизнь.

В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание. Списки лиц, не участвовавших в выборах, могут опубликоваться в газетах. В Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явится на выборы и не известит мирового судью о том, что он не мог явиться на выборы, то он подвергается штрафу в размере 3 фр. Если второй раз по неуважительной причине он не явится на выборы, то штраф увеличивается до 25 фр. Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то кроме штрафа его имя будет указано в специальном объявлении и вывешено в публичном месте. Если такой же поступок бельгийский гражданин допустит в четвертый раз, то он будет лишен избирательных прав сроком на 10 лет; кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Нечто похожее предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет.

Наши рекомендации