Временные декреты президента РБ и их юридическая сущность

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.

Инициатор: Президент или Совет Министров Республики Беларусь(с подписью Премьер-министра Республики Беларусь).

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики. Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия. Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

13. Права второго поколения, примеры в конституции РБ

К правам второго поколения относятся социальные, экономические и культурные права. Они определяют обязанность государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования.Право на отдых (ст. 43), право на охрану здоровья (ст. 45), право на образование (ст. 49), право на участие в культурной жизни (ст. 51), право на получение пенсии (ст. 47), право на благоприятную окружающую среду (ст. 46)

Вариант 2

Понятие государства. Классовая теория происхождения государства.

Государство – это основной институт политической системы, призванный организовывать, управлять и контролировать общество.

Классовая (19 в. Карл Маркс) - В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство и право). Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс.

Основные атрибуты государства. Территория как атрибут государства.

· Население;

· Территория;

· Власть. Отделение публичной власти от общества, которая осуществляется с помощью специального аппарата управления и принуждения;

· Суверенитет;

· Ряд монополий:

o легальное применение силы (армия, полиция, тюрьмы);

o принятие законов;

o взимание налоговых сборов.

Территория—пространство, на которое распространяется юрисдикция.

Юрисдикция—власть законов государства.

Тип государства. Цивилизационный подход к типологии государства.

Тип государства — совокупность важных черт государства, которые значительно отличают государства одного типа от другого.

Цивилизационный: западный и восточный типы

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: А. Тойнби (XX в.), П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Выделяют следующие цивилизации по Хантингтону: англосаксонская, католическо-протестантская, славяно-православная, мусульманская, конфуцианская, синтоистская(Япония), латиноамериканская, африканская.

Форма государства. Признаки абсолютной монархии. Примеры.

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство – это я". Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.

Понятие формы правления. Понятие смешанной республики. Примеры.

Форма правления – структура и организация высших органов государственной власти и взаимоотношений между ними.

Выделяют также "смешанную" республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Что такое форма государственно-территориального устройства? Понятие унитарного государства. Примеры.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн); составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия).

Наши рекомендации