На пути к новому мировому порядку

Понятие международной политики и основные вехи развития ее теории

Основные школы в теории международной политики

Центральные проблемы теории мировой политики

На пути к новому мировому порядку

· Система категорий, отражающих международную политику

В ходе истории все большее влияние на жизнь отдельных граждан и госу­дарств оказывает международ­ная политика. Это связано с усилением взаимозависимости стран и народов, расширени­ем экономического, научно-технического, политического и иного сотрудничества между ними, развитием межличностных контак­тов, созданием мощных, не знающих национальных границ СМИ и глобальных, общемировых информационных систем.

В современном мире различные уровни политики: макро-, мик­ро- и мегауровни — тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние. Первый из них характеризует политические отно­шения внутри государств как обладающих границами и суверените­том социальных систем, второй — внутри отдельных организаций — участников политической жизни: партий, профсоюзов, государствен­ных учреждений и т.п., третий — отношения между государствами и другими субъектами международной политики. Макро- и микроуровни политики называют «внутренней политикой».

Политику, выходящую за пределы национальных государств, ха­рактеризует ряд категорий: «внешняя политика», «международная (ин­тернациональная) политика», «межгосударственная политика», «над­национальная (супранациональная) политика», «мультинациональная политика», «транснациональная политика», «трансправительственная политика». Что же они означают и как соотносятся?

В обыденном языке между названными понятиями часто не проводят четких различий, упот­ребляют некоторые из них как синонимы. В то же время они имеют свое специфическое содержание.

Наиболее общее из всех выше­названных категорий — «международная (интернациональная) по­литика». «Международная политика включает все отношения и целенаправленные действия, которые формируются или осуще­ствляются акторами, представляющими политические системы различных стран.

Кроме того, международная политика охватыва­ет деятельность всех международных организаций (например, ООН) или надгосударственных объединений (например, ЕС)». Она — важнейшая часть международных отношений. В условиях существования национальных государств как главных субъектов международных политики и права все дру­гие интернациональные отношения регулируются государствен­ными институтами и в большей или меньшей степени политизи­руются. Поэтому международная политика в широком смысле слова часто отождествляется с международными отношениями.

Категория «межгосударственная политика» отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и пред­ставителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и т.п.), а также организации, представляющие Мировое Сообщество.

«Наднациональная (супранациональная) политика»— сравни­тельно новое в политическом лексиконе понятие, еще не полу­чившее широкого распространения в российской политологии. Оно обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате переда­чи отдельными государствами части своих суверенных прав над­национальным органам, которые принимают в этой области обя­зательные для всех членов объединения решения.

Супранациональ­ная политика осуществляется наднациональными институтами. Она — следствие политической интеграции, наиболее ярко про­явившейся в странах, входящих в Европейский Союз, которые, сохраняя собственную государственность, подчиняются по боль­шому количеству вопросов наднациональным политическим орга­нам — Европарламенту и правительству ЕС.

Мультинациональная политика— это влияющая на междуна­родные отношения совместная деятельность объединений поли­тических субъектов из нескольких или многих государств, например, общая политика Организации по безопасности и сотрудниче­ству в Европе (ОБСЕ), Организации Африканского Единства (ОАЕ).

Субъекты мультинациональной политики — не наднациональные органы, а действующие согласованно национальные государства, стремящиеся реализовать с ее помощью свои общие интересы.

Транснациональная политика— сфера международной деятель­ности негосударственных акторов или субъектов: партий, профсо­юзов, международных неправительственных организаций («Соци­алистический Интернационал», «Гуманистический Интернацио­нал», «Гринпис», «Международная амнистия»,международные церковные организации и т.п.), а также транснациональных кор­пораций, которые обычно не только пытаются реализовать свои экономические цели, но и стремятся оказывать влияние на госу­дарственную политику.

Внешняя политика характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность (например, в случае неучас­тия в международных санкциях) государства по отношению к дру­гим странам.

Различные области международной политики и специфику их субъектов поясняет следующая таблица2.

Субъекты, действующие на международной арене, находятся в сложном взаимодействии и образуют систему международной по­литики.Ее ядро составляют отношения между государствами — главными носителями власти и суверенитета.

· Основные вехи в развитии теории международной политики

Международная политика, ее различ­ные стороны являются пред­метом изучения входящей в политоло­гию как ее составная часть науки — теории международной политики, которая составляет главное содержание теории международных отношений(из-за содержательной близости эти отрасли знаний не­редко отождествляются).

Международная политика как сложная система межгосудар­ственных и иных связей и взаимодействий сложилась постепенно, на протяжении многих веков. Зачатки международных отношений возникли еще в родоплеменном обществе.

Наши рекомендации