Место и роль свободных выборов в демократически организованной системе государственной власти.

СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ — форма народовластия, посредством которой формируются институты государственной власти и местного самоуправления. Выборы являются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти — государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.). Посредством выборов обеспечивается легитимность, стабильность и преемственность государственной власти. Акты выборов одновременно отображают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности. Выборы есть конституционно-правовой способ (средство, инструмент), посредством которого общество организовывает власть, осуществляет представительство интересов различных групп людей. Поскольку волей народа осуществляются конституирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуют как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является важным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов (избирательной, учредительной власти) между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Назначение акта выборов проявляется в том, чтобы делегировать собранные в нем отдельные частички народного суверенитета, носителем которого является каждый гражданин, избранным представителям. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета.

49 Избирательная системаСуществует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы: Мажоритарная системаОт фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»[1] предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная избирательная системаПри пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %.[2] Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система

Смешанная система Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Гибридная системаПредставляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ —одна из сфер манипуляции общественным мнением, когда при помощи мощной финансовой и государственной поддержки, рекламы, подкупа и жульничества на избирательных участках достигается планируемый заранее результат на выборах. В результате грамотно проведённой выборной технологии побеждает нужное власти лицо, партия или блок .

Маркетинг (англ, market - рынок, сбыт) в политической сфере - деятельность, направленности на создание, поддержание или изменение поведения людей в отношении определенных политических идей, явлений, событий, организаций, лидеров. Маркетинговые технологии позволяют выявить ориентации гражданской мысли, конкретные стремления, представления людей, уровень конкурентоспособности политических групп. Удачное применение приемов маркетинга в политике является предпосылкой достижения популярности, победы на выборах, содержание прочных позиций на вершине политического олимпа.

Политический маркетинг - совокупность форм, методов и технологий исследования, проектирование, управление и внедрение в общественно-политическую практику определенных установок общественного сознания с целью завоевания и удержания контроля за рынком власти.

50 Политический конфликт(от лат. conflictus – «столкновение») – столкновение субъектов политики по поводу завоевания, распределения и перераспределения ресурсов политической власти. Субъектами, или участниками, политических конфликтов выступают субъекты политических отношений – отдельные личности, малые и большие социальные группы, партии и движения, государственные институты. Предметом политического конфликта становятся различные проблемы как личного, так и глобального характера.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические кризисы - обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

Внутриполитические кризисы - это: правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса

51 Структура политического конфликта – это совокупность сущностных компонентов конфликта, без которых он не может существовать как некая политическая реальность.

1. Субъекты политического конфликта: это политические лидеры; ветви государственной власти; национальные или территориальные общности; политические партии; ориентированные на власть финансово-промышленные группы; федеральный центр и субъекты федерации; государство и оппозиция; государства и блоки государств в системе международных отношений и другие политические акторы, стремящиеся реализовать свои политические интересы

2. Предмет политического конфликта: отношения по поводу государственной власти – ее устройства, распределения и реализации; территориальная целостность, проблемы внутренней и внешней политики государства; конституционные нормы и др.

3. Конфликтные действия: проявляются в различных видах политической борьбы. Это может быть борьба теоретическая – столкновение концепций развития государства и общества, военных, социальных, экономических доктрин. Это борьба идеологическая – борьба ценностных ориентаций, политических программ, мифов, социальных стереотипов. Это борьба информационно-психологическая – манипулятивные воздействия СМК и PR – технологий на электорат. Это организационная борьба, включающая партийное строительство, работу по мобилизации масс, вовлечение электората в избирательный процесс и др. В экстремальных ситуациях это может быть вооруженная борьба в виде террористических актов, мятежей, революций, военных конфликтов.

4. Условия конфликта: к условиям политического конфликта обычно относят формы правления, политический режим, уровень политической культуры населения, легитимность власти, лояльность к ней силовых структур, армии, средств массовой коммуникации; национальный характер, определяющий уровень талерантности населения, и др.

5. Последствия конфликта: могут быть функциональные (стимулирующие устойчивое развитие социальной системы) и дисфункциональные, приводящие к деструктивным изменениям, ведущим к стагнации системы. Это также может быть изменение Конституции, государственного устройства, форм правления, отношений собственности, политического режима, повышение или снижение эффективности демократических процедури т. д.

Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Производственные конфликты могут осуществляться в основных формах: клика, забастовка, саботаж, интрига.

Клика - группа сотрудников, противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций. Интрига - нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к определённым действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена. Орудием интриги является искажённая информация, распространяемая через «третьи руки», очерняющая или обеляющая людей и их поступки. Интриги, как правило, тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию. Забастовка- временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от труда и выдвижение совместных требований с целью выражения недовольства рядовых сотрудников. Как правило, это заранее спланированное действие, хотя при крайнем обострении отношений забастовка может вспыхнуть стихийно.

52 Источниками политических конфликтов являются социальные и внесоциальные факторы. Результатом действия последних можно назвать расовые конфликты. Преобладают, конечно, социальные факторы. Их основой является: • несовпадение статусов субъектов политики • возрастание потребностей во власти • недостаток ресурсов• расхождение людей (групп) в базовых ценностях и идеалах

Источники политических конфликтов в самом широком плане подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся те многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.

Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта.

В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или крупных предприятиях (Бхопале, где находился крупнейший химический комбинат в Индии в 80-е гг.). Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события (к примеру, после Чернобыльской аварии власти определенное время сознательно не информировали население о случившемся, что только увеличило жертвы и усугубило последствия произошедшего).

Но значительно более широкий круг источников конфликта содержится в его социальных факторах и основаниях. Данные детерминанты крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех Конфликты любого из указанных типов, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способны играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости

Стадии развития политического конфликта. Для первой стадии этого конфликта характерно сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий, выраженное в более или менее четкой форме их противостояния. Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств внутренней и [c.375] международной ситуации. Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников, через блоки, договоры. Четвертая стадия – нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный. Пятаястадия конфликта – переход одной из сторон к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах, чтобы принудить противостоящую сторону удовлетворить интересы той стороны, которая начала демонстрацию силы. Шестая стадия – это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны, как продолжения политики) всех участников.

53 Типология политических конфликтов чрезвычайно обширна. Уже на основе выделенных источников конфликтов можно судить о разнообразии их форм. Типы конфликтов зависят от множества условий, что позволяет осуществить их типологизацию по различным основаниям.

Конфликты можно классифицировать: •по области их проявления: внешнеполитические и внутриполитические;• по форме выражения и степени распространения сведений о них: открытые и закрытые;•по времени действия: долговременные и кратковременные;• по уровню власти и характеру ее организации: вертикальные и горизонтальные;•в зависимости от соблюдения конфликтующими сторонами действующих в обществе норм: легальные и нелегальные;• по степени вовлеченности, количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;• по возможности их разрешения: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые);•по масштабу воздействия политических конфликтов на ход политического процесса: локальные, государственные, международные, глобальные

Наши рекомендации