Генезис, сущность и функции государства.

Генезис государства:

Государство возникло как результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. В политической теории сложились разные теории происхождения государства.

1) Теологическая теория (Ф.Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих подданных.

2) Патриархальная теория (Р.Фильмер, Н.Михайловский) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. Тем самым отцовская власть как опекунская, существовавшая в большой семье, автоматически переносится на другие общности, в том числе и государство.

3) В теории общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности.

4) По мнению сторонников теории насилия (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер)государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных и лучше организованных групп («победителей») над слабыми («побежденными»).

5) Классовая теория (К.Маркс, В.И.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Государство – это форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другими.

Сущность государства:

Значение государства для жизнедеятельности человеческого сообщества столь велико, что изучением этой категории занимается сразу несколько гуманитарных наук — от философов и правоведов до историков, социологов и политологов. За тысячелетия ученые выработали десятки, если не сотни, подходов к описанию и осмыслению государства, а также к выяснению специфики данного комплексного политического института. Лишь классических трактовок государства настолько много, что возникает серьезное сомнение в возможности вложить все его основные признаки, а также исторические формы в единственное определение. Конфуций видел в государстве «большую семью», Государство называли: простой совокупностью граждан (Аристотель),машиной для подавления одного класса другим (Маркс),земнобожественным существом (Гегель)и т.д.

Споры о свойствах государства продолжаются по сей день. Некоторое представление об имеющихся подходах к осмыслению сущности государства дает их типологизация в британской «Энциклопедии управления и политики»(1992): 1) правовой; 2) исторический; 3) социально-антропологический;4) философский; 5) политологический.

Правовой (юридический)подход сводит государство к системе права, основывающейся насуверенитете публичной власти. Ганс Кельзен(1881-1973) именно в этомдухе определяет государство как иерархию законов, укрепленных властнымсуверенитетом. Второе, историческое направление исследует государствокак эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. В частности, ученые также рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов-состояний Третий, социально-антропологический подходпредлагает осмыслять государство как тип социальной организации в контексте всего общества — Маркс, Дюркгейм, Леон Дюги(1859-1928), Вебер. Философский подход познания государства столь же древен, как и юридический, — он отражает представления об этом институте как о некоем справедливом порядке объединения граждан. Политологический подход, в свою очередь, распадается на более дробные концепции плюрализма, корпоратизма, марксизма и целый ряд других. Плюралисты (Р. Даль, Д. Трумэн)главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, строгий учет роли различных общественных движений, в т.ч. меньшинств. Корпоратисты (Ф. Шмиттер)рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на наличие разграниченных интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), сильное и централизованное государство удерживает решающие рычаги власти. У неомарксистовточки зрения на государство разнятся. Для Р. Милибендаоно продолжает выражать интересы экономически господствующегокласса и лишь в чрезвычайных обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов. На взгляд французского политолога Н. Пуланзаса,государство более не является инструментом господстванад обществом — гораздо значительнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже тогда, когда входит в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов.

Функции государства:

Действия государства разворачиваются по внутреннему и внешнему направлениям, вместе с тем эти его функции не обособлены, а находятся в тесной взаимосвязи.

1) К внутренним функциямотносятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная. В разные периоды существования неодинаковых типов государств значение каждого из этих видов деятельности

может возрастать или падать.

а) Охрана правопорядка,включая подавление антисистемных выступлений противников существующего строя, высокозначима для любого государства. Вместе с тем данная функция проявляется и в профилактических

мероприятиях, направленных на недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты.

б) Роль хозяйственной функциименяется с течением времени. На заре становления государственности в восточных деспотиях (например, в Древнем Египте) эти обязанности были одними из важнейших: возведение храмов и других общественных зданий, а главное — строительство ирригационных сооружений, находившееся в ведении государства, обеспечивало воспроизводство общества, так как сельское хозяйство можно было развивать только при наличии искусственного орошения полей. Однако на протяжении политической истории важность описываемой функции не всегда была столь высока. В частности, на начальном этапе развития капитализма государство минимально вторгалось в экономику (принцип «государства -— ночного сторожа»), хотя и тогда хозяйственная функция

полностью не исчезала из предназначений государства.

в) Идеологическая функцияпродолжает сохранять свое немалое значение для любого государства. При этом в одних случаях официальная идеология вырабатывается государственными структурами, а в других — они

воспринимают и поддерживают в качестве официальных концепции, разрабатываемые вне пределов их компетенции. Пример первого подхода — концепция Третьего Рима в России XV—XVII вв., официальная идеология в бывших социалистических странах, доктрина национальной безопасности в США в XX в.; второй вариант — различные религии (например, конфуцианство, отстаивающее незыблемость общественных порядков). Государство может более или менее терпимо относиться к несанкционированным им идеологиям или беспощадно подавлять их. Иногда данная функция проявляется в стремлении уничтожить всякую иную, сочтенную антигосударственной, идеологию и ее носителей (так действовали нацистская Германия и фашистская Италия, СССР в период сталинизма). К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т.ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.

г) Выполнение государством социальной функциипрежде всего отвечает интересам различных групп и классов. Такого рода деятельность в том или ином виде продолжает быть присущей любому государству. Например, в

Древнем Риме она выражалась в бесплатной раздаче хлеба неимущим, в содержании заведений, способствовавших физическому воспитанию и просвещению граждан и т.п. В современном мире социальная функция получила

особенно динамичное развитие. Она охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи и престарелых и т.д.

2) К внешним функциямгосударства относятся: отношения с различными субъектами мировой политики — прежде всего с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.

а) Поддержание отношений с другими государствамии деятельность в международных организацияхохватывают взаимосвязи, имеющие как чистополитический, так и культурный характер (к примеру, вопросы укрепления

мира и доверия, экологии, защиты интересов своих граждан (подданных) и предприятий, работающих за границами данного государства).

б) Внешнеэкономическая функциязаключается в стремлении государства обеспечить, с одной стороны, максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а

с другой — учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается с помощью односторонних мер (в частности, таможенного тарифного и нетарифного регулирования, привлечения

иностранных товаропроизводителей и инвесторов либо, наоборот, протекционизма, выделения средств на поддержку отечественных экспортеров и т.п.), а также в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе.

в) У военной функциигосударства две стороны: 1) надежная оборона собственной страны; 2) захватнические и вообще наступательные действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства. Сюда же относятся разведка и контрразведка. В последние годы государства на мировой сцене выполняют еще и антитеррористические операции, участвуют в борьбе распространением наркотиков и с иной преступной деятельностью в целом, а также в международных вооруженных контингентах по поддержанию мира в «горячих точках».

Наши рекомендации