Развитие культуры в XVII в.

План.

1. Смутное время (1568 – 1613 гг.).

Складывание абсолютной монархии в России.

Социаьно-экономическое развитие России в XVII в.

Внешняя политика во второй половине XVII в.

Развитие культуры в XVII в.

1. Начало смутного времени положила гибель в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия, последнего из рода Рюриков. Виновником молва считала Бориса Годунова.

В 1598 году после смерти бездетного Федора Ивановича Земский собор избирает царем Годунова. Он, безусловно, был крупным государственным деятелем, политически талантливым, осторожным и настойчивым. Он был вынужден постоянно вести борьбу за сохранение и укреплении собственной власти, так как народ не считал его законным государем. Неурожаи лета 1601- 1602 гг. привели к страшному голоду, продолжавшемуся три года. Попытки Годунова поправить ситуацию с помощью установления предельной цены на хлеб, раздачей бесплатного хлеба, расширением общественных работ, разрешением перехода крестьян от одного помещика к другому к успеху не привели. Только в Москве умерло от голода 127 тыс. человек. Голод привел к падению престижа Бориса Годунова, начались народные выступления.

Еще в 1601 году в речи Посполитой объявился самозванец беглый монах Григорий Отрепьев, бывший холоп бояр Романовых, Лжедмитрий. С помощью воеводы Е. Мнишека он собрал войско из поляков, русских дворян – эмигрантов, запорожских и донских казаков и в 1604 году вступил в российские земли и поддерживаемый восставшими крестьянами юго-западных окраин, после внезапной смерти Бориса Годунова, вступил в 1605 году в Москву, стал царем России. Поляки вели себя в Москве как хозяева. Народ московский был возмущен бесчинствами поляков, женитьбой Лжедмитрия на католичке Марии Мнишек и возведении ее на престол. В результате боярского заговора и восстания москвичей в мае 1606 года Лжедмитрия убивают.

На троне оказался боярин Василий Шуйский (1606 – 1610 гг.), опытный интриган. Новый боярский царь обещал править всегда совместно с Боярской Думой. Шуйский присягнул боярам – это было «небывалым актом в московском государственном праве».

Крестьянство продолжало активные выступления против крепостничества и ухудшения своего положения, которые переросли в крестьянское восстание под предводительством Болотникова. Иван Болотников (под именем воеводы царевича Дмитрия) встал во главе восставших крестьян и холопов и из Путивля двинулся на Москву. С ним шли дворянские отряды Ляпунова, Пашкова и Сумбулова, желающих свергнуть «боярского царя». Под Москвой Болотников потерпел поражение (предали дворянские отряды) и отступил к Калуге, а затем, после нового поражения, к Туле. После осады Тулы войсками Шуйского, город был взят восстание подавлено. Оно отсрочило полное закрепощение крестьян еще на 40 лет.

В 1607 году на Брянщине появился молодой человек, объявивший себя Дмитрием. Лжедмитрий IIбыл ставленником польских феодалов. Набрав войско из поляков и русских он в 1608 году дошел до Москвы, засел в Тушине (отсюда «Тушинский вор»), где действовала своя Боярская Дума и свой «патриарх» - ростовский митрополит Филарет (Федор Романов). Тушинские стрельцы, особенно поляки, занимались разбоем и грабежом страны.

Василий Шуйский заключает договор со шведами о военной помощи в борьбе с Лжедмитрием II. Этот договор дал повод Польше начать открытую интервенцию.

17 июля 1610 года бояре потребовали отречения Шуйского от престола и заключают его в монастырь. Начинают править 7 бояр – «семибоярщина», - которые заключают договор с польским королевичем Владиславом (тому было только 15 лет) о «призвании его на царство». Польские войска входят в Москву. Иностранный гнет не устраивал крестьянство, ни посадских людей, ни дворянство. Начинается формирование народных ополчений. Первое из них было рязанское во главе с воеводой П. Ляпуновым. Оно не смогло освободить в Москву. Поляки захватывают Смоленск, шведы – Новгород. В Нижнем Новгороде по инициативе купца К. Минина, создается второе ополчение, которое под руководством князя Д. Пожарского в августе 1612 года вошло в Москву, а в октябре 1612 года польский гарнизон в Кремле капитулировал. В январе 1613 года земский собор избрал царем 16- летнего Михаила Романова (1613 – 1645 гг.) – сын митрополита Филарета.

В 1617 годубыл заключен договор со Швецией, по которому Россия вернула Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю. В 1618году было заключено перемирие с Польшей, за которой остались Смоленские и Северные земли.

Таким образом, территориальные потери после Смуты были большими. Но главными оставались внутренние проблемы – необходимость ликвидации разрухи, и укреплении власти. Смутное время и интервенция наложили неизгладимый отпечаток на историю нашего государства.

2. В связи с избранием на престол Михаила Романова в России впервые был проведен своего рода «референдум» во всех городах и уездах страны. В избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство « все православные христиане всего Московского государства» Это давало ему право на самостоятельные действия, но власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Существованию в России сословной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. Земские соборы не могли остановить тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Все большую роль на соборах играло боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно ограничить царскую власть.

Зачатки сословной монархии в России оказались незначительными, прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения, которое было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необходимости создания системы защиты сословных прав. Единственным авторитетом для народа был царь.

При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) укрепляется царская власть, а сословно-представитвльные органы ослабевают. Социальной опорой монархии явились служилые люди - дворянство. Усиление единовластия вело к падению роли старых сословных центральных государственных органов - Боярская дума и Земские соборы. В думу могли входить уже и дворяне. Местное управление передано от земств правительственным воеводам. Наряду с дворянским ополчением создавалась и регулярная армия («полки иноземного строя»).

Соборное Уложение Алексея Михайловича ограничило церковное и монастырское землевладение и вызвало недовольство духовенства. Абсолютизм старался подчинить себе церковь.

Патриарх (с 1652 г.) Никон, в связи с социально-экономическими изменениями, происходившими в России в XVII в., провел церковную реформу. Русские богослужебные книги и иконы стали приводиться в соответствие с греческими образцами (введен поясной поклон вместо земного, троеперстие вместо двое-перстия). Царь и собор 1654 г. поддержали Никона против оппозиции (национально-церковная) во главе с протопопом Аввакумом. Произошел церковный раскол на сторонников новой (никонианство) веры и старой. Попытки Никона, в условиях складывания абсолютизма, противопоставить себя царской власти и возвысить над ней церковь, вмешательство во внутренние и внешние дала царя вызвали «опалу». В 1667 г. на соборе вселенских патриархов с подачи Алексея Михайловича Никон был лишен патриаршества.

3. После Смуты и разорения Россия вновь должна была восстанавливать свое хозяйство. Сельское хозяйство тем не менее развивалось, его продуктивность росла за счет освоения новых плодородных земель юга и востока и более интенсивной эксплуатации крестьян. Крестьянское хозяйство оставалось натуральным, лишь часть продукции продавалась на рынке для уплаты государственных податей (тягла). Формы эксплуатации: барщина, натуральный и денежный оброк. Превращение барщины в основную форму повинности привело к завершению оформления крепостного права (феодалу нужна юридическая, экономическая и личная зависимость крестьян).

Растет дворянское землевладение, укрепляется дворянское сословие, растет его роль в армии и аппарате управления.

Развивается ремесло - товары производятся для продажи на рынке. Это обусловлено подъемом сельского хозяйства, расширением торговых связей внутри страны, совершенствованием техники ремесла. В крупных ремесленных мастерских начал применяться наемный труд (первая русская мануфактура - Пушечный двор, заводы в Туле). Общественное разделение труда на основе роста производительных сил ведет к слиянию местных рынков в один всероссийский рынок.

В сентябре 1648 г. в Москве созван Земский собор, который выработал и принял новый Судебник – “Соборное Уложение” царя Алексея Михайловича (25 глав, 1000 статей) и полностью определил правовой статус основных сословий России. Было увеличено тягловое сословие (платившее гос. налоги и несшее гос. повинность), посадам возвращены захваченные ранее земли, произошло закрепление горожан за своими городами. Уложение явилось юридическим оформлением системы крепостничества.

Крестьяне - частновладельческие, поместные, вотчинные, монастырские, дворцовые и др. не только становились «навеки крепкие», но и становились зависимыми от государства. Владельцы могли продавать, покупать, закладывать, передавать по наследству, судить своих крестьян. Были расширены права поместных землевладельцев, дворяне получили право наследования поместья, могли обменивать поместья на вотчины. В «Уложение» по требованию дворян были включены статьи о запрещении расширения церковного землевладения. Была утверждена система наказаний за нарушение законов.

Закрепощение крестьян вело к росту социальной борьбы: 1650 г. - восстания в Пскове и Новгороде (приняли участие и стрельцы); 1648-1650 гг. - восстания охватили свыше 20 городов России; 1666 г. – «Медный» бунт в Москве (из-за роста налогов и выпуска медных денег вместо серебряных). Серебряные деньги заменялись медными, изымались из оборота и скапливались у городской верхушки. Восстание подавлено. В 1666 году началось крупное крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Летом 1670 г. восставшие заняли все нижнее и среднее течение Волги от Астрахани до Симбирска. Симбирск взять не удалось, отряды Разина были разбиты, он был ранен и пленен (казнен в 1671 г.). Полностью восставших удалось разбить лишь в ноябре 1671 г. (взята Астрахань).

4. Во второй половине XVII в. предпринимаются попытки преобразования отдельных элементов русской жизни. Уже при царе Михаиле возникли солдатские, рейтарские (кавалерийские) и драгунские полки «нового строя». Их содержали за счет казны. Как и рекруты, солдаты в XVII. в. служили пожизненно. К концу XVII в. полки нового строя составляли значительную часть российского войска.

Эти нововведения позволили России успешно вести войну против Польши во второй половине XVII в. Ее начало было связано с присоединением Левобережной Украины к Московскому государству. В это время резко обострились религиозные и общественные противоречия между украинцами и поляками. Украинцы особенно страдали от закрепощения польскими панами, т. к. к социальному гнету прибавлялся и национальный. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве дал согласие на принятие Украины в состав России и объявил войну Польше. Между царем и представителями казацкой старшины был заключен договор, по которому отдельным сословиям на Украине предоставлялось самоуправление. Были сохранены права казаков на выборы гетмана, войсковой суд, наследование имений и земель, частично - на самостоятельную внешнюю политику.

Война России против Польши развертывалась успешно. В 1654 г. по требованию жителей города сдался Смоленск. Украинские войска овладели Гомелем и Могилевом. В Белоруссии было захвачено 33 города. В 1655 г. были взяты Минск и Вильно. Только вмешательство шведов, стремившихся не допустить русских к Балтийскому морю не позволило взять Львов и добиться полной победы.

В 1656 г. началась война со Швецией. Русским войскам удалось взять Юрьев и осадить Ригу. Однако России пришлось заключить перемирие со Швецией в результате усложнившегося положения на Украине. После смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого там возобладали антирусские настроения. В результате русские должны были в 1661 г. заключить Кардисский мир со Швецией, по которому теряли свои завоевания в Прибалтике, а в 1667 г. - Андрусовское перемириес Речью Посполитой, по которому России доставались лишь Левобережная Украина и Киев, а также исконно русские земли, в частности, Смоленск.

Сближению России и Речи Посполитой способствовала возросшая угроза усиления Османской империи. В 1683 г. русские и украинские войска разгромили под Веной турецкую армию. Наметился союз Австрии, Речи Посполитой и России против Османской империи. В 1686 г. был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой на условиях Андрусовского перемирия.

5. XVII в. ознаменовался новым расцветом культуры России, отражающей те социально-экономические и политические изменения, которые произошли в жизни страны. В Москве открываются частные школы: в 1667 г. открылся «гимнасион»; в 1665 г. при Заиконоспасском монастыре - государственная школа Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для государственной службы; в 1687 г. - Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов.

Русская культура XVII в. – в основном культура церковного типа. Но, в живописи появляются изображения реальных персонажей. Творчество Симона Ушакова основано на реалистичности (росписи Коломенского дворца, икона «Благовещенье»).

Во второй половине - конце XVII в. значительных успехов достигло развитие науки - астрономии, географии.

Наряду с жанрами летописей, сказаний («Житие протопопа Аввакума») создается цикл исторических повестей («Новая повесть о преславном Российском государстве»), появляется народная сатирическая литература («Повесть о Ерше Ершовиче»).

Развивается зодчество. Дворец царя в Коломенском - шедевр деревянной архитектуры. Построен Успенский собор в Рязани. Продолжается строительство шатровых церквей (храм Ильи Пророка в Ярославле). Особый стиль: «московское» или «нарышкинское» барокко (церковь Покрова в Филях).

Наши рекомендации