Понятие социального обеспечения

Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению

Развитие помощи нуждающимся многие историки-исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:

1 этап – 1551 год по 1725 год – формирование и реализация идеи государственного призрения;

2 этап – 1725 год по 1796 год – формирование системы общественного призрения;

3 этап – 1796 год по 1917 год – совершенствование системы общественного призрения и частной благотворительности;

4 этап – 1917 год по 1918 год – переломный момент, возврат к модели государственного призрения;

5 этап – 1918 год по 1991 год – становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;

6 этап – 1991 года по настоящий момент – формирование современной российской модели социальной защиты населения.

Понятие социального обеспечения

В со­держание данного понятия входят:

  1. гарантии по охране труда, здоровья граждан, установле­
    ния минимального размера оплаты труда, охрана окружающей
    среды;
  2. социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функ­циях: экономической, политической, демографической и соци­ально-реабилитационной.

Содержание экономической функции составляют:

а) меры по замещению утраченного заработка в связи с воз­
растом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,

б) возмещение дополнительных расходов, вызванных небла­
гоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием де­
тей,

в) денежная помощь малоимущим гражданам,

г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов (медицинская и ле­
карственная помощь и т. п.).

Политическая функция социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.

Демографическая функция направлена на воспроизводство на­селения, необходимого для нормального развития страны.

Задача социально-реабилитационной функции - восстановле­ние общественного статуса нетрудоспособных и других социаль­но ослабленных групп населения.

Создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредствен­ным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государ­ства.

Общественные отношения, которые возникают в связи с реа­лизацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.

В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;

- социальное обеспечение отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований из федерального бюджета;

- социальная помощь малоимущим со стороны государства.
Предмет права социального обеспечения

Предметом права социального обеспечения являются сле­дующие виды общественных отношений.

1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.

2-я группа - отношения по поводу так называемых «натураль­ных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, сана­торно-курортное лечение за счет государственных средств, об­служивание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобуче-ние и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).

3-я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся осно­ванием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на со­циальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве фи­зических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.

Второй субъект права социального обеспечения - государст­венные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, мини­стерств обороны и внутренних дел и др.

Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом обще­ственного контроля за правильным начислением и своевремен­ной выплатой пособий по социальному страхованию, могут уча­ствовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределитель­ных отношений и в новых социально-экономических условиях.

Наши рекомендации