Выборы, как механизм формирования демократических институтов власти.

Избирательная система.

1. Демократия обеспечивает одно из важнейших прав личности – право свободного изъявления политической воли на выбор. Благодаря этому обновление власти не только происходит мирным ненасильственным путём, но она получает легитимную основу.

Выборы – это способ формирования органов власти и управления с помощью выражения политической воли граждан.

По сути, целью демократических выборов является выдвижение управлением обществом лучших его представителей, которые должны выражать интересы различных социальных граждан и индивидов в органах власти. И побеждают на органах те из них, кто получает наибольшую поддержку населения (электората).

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА (право избирателя):

всеобщность, то есть, граждане государства имеют право на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве кандидатов) участие в выборах. Это право может ограничиться только возрастным цензом и цензом дееспособности.

равное избирательное право, избиратели имеют равную долю участия, а избираемые представляют приблизительно равное число граждан, что обеспечивается путём правовой нарезки избирательных округов.

непосредственность участия, то есть, избиратель прямо без посредников должен принимать участие в голосовании.

тайность процедуры голосования, что уменьшает вероятность давления на волю изъявление избирателей.

ОБЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА:

свобода выбора

наличие выбора

состязательность выборов (то есть, политические силы имеют право бороться за голоса избирателей в рамках установленных правил)

периодичность и регулярность выборов

равенство возможностей кандидатов, прежде всего информационных и материальных ресурсов, вместе с используемым административным ресурсом - это самый нарушаемый на выборах принцип.

Главное социальное назначение выборов – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных социальных групп в органах власти с одной стороны, и сформировать эффективное правительство – с другой.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ:

- контроль за институтами власти. Выборы – это почти единственная, реальная конституционная возможность повлиять на власть со стороны избирателей.

артикуляция и представительство, то есть кандидаты партии и их программы представляют во властных структурах интересы своих избирателей, чётко эти интересы формулируя.

- интеграция различных мнений и формирование общей политической воли, то есть чрезмерный плюрализм объединяют вокруг нескольких политических платформ.

- легитимация власти и стабилизация политической системы, то есть если граждане участвуют в выборах- это означает, что они принимают в общем данный тип политической системы, но при этом могут его корректировать на выборах. Избирая на место не оправдавших доверия политиков тех, кому верят.

- расширение коммуникаций между институтами власти и гражданами, то есть предвыборный процесс- время их наиболее частых встреч.

- урегулирование политических конфликтов. Посредством выборов происходит диалог власти и населения, что позволяет часть сложившихся противоречий канализировать, а часть- институциализировать, введя их разрешение в политическую программу.

политическая социализация – развитие политического сознания и политической активности населения.

- рекрутирование политических элит.

- функция политического обновления общества путём выдвижения новых политических программ платформ, можно преодолеть неэффективность прежней политики.

Выборы в демократических государствах имеют разную локализацию и осуществляются на разных уровнях власти. Как правило, всегда проводятся выборы в законодательную, исполнительную власти. Что касается судебной власти, то выборы судей могут заменяться их назначением, иногда пожизненным (в США). В соответствии с принципом территориального представительства проводятся выборы в Верховные органы власти (Президент, Парламент), региональные (губернаторы, депутаты областные, краевые и местные, глава администрации, депутаты городских, районных собраний и т.д.).

Избирательные системы.

Выборы в органы власти – это, по сути, перевод голосов избирателей в мандаты и должности в соответствии с той или иной избирательной системой.

Избирательная система – это законно закреплённый порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти.

Мировая политическая практика создала к настоящему времени следующие основные типы избирательной системы:

1. Мажоритарная – здесь депутатское место достаётся кандидату или партии, которые набрали установленное число голосов, а кандидаты, оставшиеся в меньшинстве остаются не представленными.

Установленное большинство голосов бывает:

А) относительное, то есть, больше, чем у соперника.

Б) абсолютное, 50% + 1 голос.

В) квалифицированное, 2/3 или ¾ от общего количества голосов.

В соответствии с этим выборы могут производиться в один тур, при относительном большинстве или в два тура при абсолютном.

Достоинства: сравнительная лёгкость формированиялегкость формирования правительства и его стабильность.

Недостаток: не даёт представления о реальной расстановке сил в стране, имеется опасность диктата парламентского большинства и не исключено доминирование групповых и региональных интересов в ущерб общенациональных и общегосударственных.

2. Пропорциональная - мандаты распространяются пропорционально числу полученных голосов избирателей. Предварительно, как правило, устанавливается необходимый минимум голосов необходимый для прохождения в парламент.

Достоинства: эта система в большей мере учитывает интересы разных социальных групп, способствует более эффективному диалогу между государством и властью, развивает политическую активность граждан.

Недостатки: относительная трудность формирования правительства, так как их представители из разных политических сил. Возможна его нестабильность, вплоть до кризиса. Пресловутые партийные списки, где голосуют сразу за весь партийный список, который, как правило, составляют лидеры партий и не в соответствии с ценностью для населения, а в соответствии с личным выбором. Этот недостаток можно устранить применением не жёстких, а мягких списков. Составление которых зависит от голосов избирателей по каждому кандидату. Способствует созданию внутри органов власти многопартийных блоков на основе компромиссов, которые на самом деле редко соответствуют интересам избирателей.

3. Смешанная, совмещает элементы мажоритарной относительного большинства и пропорциональной систем.

Цель: с одной стороны представить право на участие в выборах наибольшему числу партий, но нижний предел представительства заранее установлен и достаточно высок (не менее 5 %). И желаемый результат победы 3-4 крупных партий, которые с одной стороны обеспечивают большую часть интересов разных социальных групп, а с другой – устойчивость в парламенте. Такое голосование может проводиться и за партии и за независимых кандидатов. Характерно для Бундестага, Гос.Думы РФ.

4. Консенсусная – применима пока в очень не многих странах (Австралия), но чаще в политических организациях (ООН). Здесь голосует за всех, но ранжируя список кандидатов и их программ в порядке своих предпочтений.

Вопросы к зачету по дисциплине «Политология»

1 Политика в структуре общества, ее социальный смысл.

2 Происхождение политики, политика и власть.

3 Структура политики.

4 Формы и функции политики.

5 Политология как наука. Ее объект, предмет и структура.

6 Методы и подходы изучения политики.

7 Трактовки и структура власти.

8 Типология власти.

9 Политическая легитимность, ее виды.

10 Сущность, структура и функции политической системы.

12 Политический режим как основная характеристика политической системы.

13 Демократический политический режим. Его основные принципы.

14 Виды и теории демократии.

15 Тоталитаризм и авторитаризм. Их характерные черты.

16 Факторы и теории возникновения государства.

17 Признаки и структура современного государства.

18 Основные функции государства.

19 Типология государства.

20 Правовое государство, его принципы и характер развития.

21 Социальное государство.

22 Гражданское общество.

23 Сущность, черты и структура политического процесса.

24 Политическое участие, виды, степень.

25 Политическая деятельность, этапы принятия политических решений.

26 Режимы протекания политического процесса.

27 Общественно - политические объединения, группы интересов, сущность, определение, функции, виды.

28 Общественно-политические движения и общественно —политические организации, сущность, сходства, различия, принципы.

29 Группы давления, сущность, типология, характеристика «лобби».

30 Политические партии, определение, генезис, признаки.

31 Типология политических партий по М. Дюверже.

32 Функции и виды политических партий.

33 Партийные системы, типология по М. Дюверже.

34 Сущность элитизма, определение и причины существования политических элит.

35 Макиавеллистские теории элит.

36 Современные теории элит - «теория полиархий», «демократический элитизм», «плюралистический элитизм», «леволиберальный элитизм» Ч. Миллса.

37 Типология лидерства.

38 Выборы, их главное социально-политическое назначение и функции.

39 Основные принципы избирательного права и общие принципы демократических выборов.

40 Избирательная система, определение и основные типы.

41 Идея разделения властей. Функции и особенности ветвей власти.

42 Легитимность и делегитимация власти. Их социальный смысл и причины.

43 Типология политических систем.

44 Динамика развития политических режимов.

45 Рекрутирование элит. Особенности систем рекрутирования.

46 Формальное и неформальное лидерство.

47 Смысл, определение и основные функции демократии.

48 Сущность, структура и функции политической культуры

49 Типология политической культуры

50 Сущность, социальный смысл и функции политического лидерства.

Наши рекомендации