Тема 1. Политика, как социальное явление.

Тема 1. Политика, как социальное явление.

Политика как компонент структуры общества.

Сущность и сфера политической жизни.

Происхождение политики. Её социальный смысл. Политика и власть.

Структура политики.

Тема 2. Политология как наука о политике.

Объект и предмет политологии.

Структура политологии.

Методы и подходы изучения политики.

Функции политологии.

- Объект науки – это та область окружающей действительности, которая находится в центре исследовательского поиска. Это может быть независимый от человека объективный мир (природа, общество) или субъективный мир.

Объектом исследования политологии являются – социальные взаимодействия локализованные в сфере политики.

Предметом политологии являются конкретные стороны политических отношений, методы познания предметов политической жизни, вопросы формирования политического мировоззрения, формы политической культуры, политическое поведение и функционирование. Важнейшим предметом исследования политологии является политическая власть, которая, по сути, будучи механизмом реализации политики, становится первоосновой политической жизни.

- Структура политологии.

А. Прежде всего нужно вспомнить, что политика является особой подсистемой общества (социетальным уровнем), которая посредством норм и правил упорядочивает все элементы общественной системы, согласовывает интересы отдельных граждан и социальных групп в направлении общезначимого интереса.\это ее социальная функция\. Нужно вспомнить ее способность безграничного проникновения в другие сферы общества или соединения с другими регуляторами человеческих отношений (свойство инклюзивности) . И напрашивается вывод что любая проблема затрагивающая интересы общества может стать политической. Поэтому для найболее полного исследования всего необъятного ланшафта социально-политической жизни возникла необходимость в целом комплексе специальных (отраслевых) наук, которые в совокупности и составляют то ,что в самом широком смысле является политологией – наукой о политике. В разных политологических школах, по разным критериям таких отраслевых наук от 20 до 40 (вплоть до политической астрологии) , но мы выделим следующие, найболее и действительно важные :

- философия политики – изучает политику как целое, ее природу, социальную функцию, значение для общества и человека. Разрабатывает универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека – общества – власти. Формирует понятийный и категорийный аппарат политологии.

- социология политики – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Выясняет влияние всей социальной системы на политику, а также обратное определяющее воздействие политики на свою окружающую среду.

– политическая психология – изучает реакцию людей на политику вообще и на политические акты, события и процессы в частности. Раскрывает зависимость политического поведения и деятельности от побудительных мотивов, которые в большей своей части мотивы психологические.

политическая история – вся человеческая история в определенном смысле – прошлая политика.

- политическая антропология и этнография - изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем.

-- политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их политико-пространственным положением (например в зависимости от близости к сильным государствам), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. Известна как геополитика.

-- теория международной политики — область политических исследований, предмет которой — международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн, и т.п.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений, международные отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.

-- общая теория политики – изучает политическую систему общества, государство и право, политические партии и партийные системы и т. д..

-- политэкономия – изучает взаимосвязь и зависимость политики и экономики.

-- политическая культурология – исследует политическую культуру общества.

-- политика права – изучает правовую сферу политической жизни.

-- политическая биология – рассматривает политику как переход некоторых генетических факторов в социокультурную форму, а так же влияние возраста, пола и врожденных качеств человека на его политическое поведение.

Условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.

Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.

Б. Кроме того, как и любой другой научный раздел социального знания, политология демонстрирует единство теории и практики. С точки зрения содержания выделяют три взаимосвязанных структурных компонента:

Эмпирия, т.е. комплекс конкретных исследований, ориентированных на выявление и анализ реальных фактов социально-политической жизни (использует специальные методики).

Теория - это совокупность суждений, взглядов, моделей, гипотез, которые объясняют процессы развития политики в целом и ее элементов в частности.

Методология - это система принципов, которые лежат в основе накопления социально-политического знания, его обработки и построения, а также научного и практичного применения:

Методы и подходы изучения политики.

Для изучения всего многообразия общественно-политических процессов и явлений необходим целый комплекс методов, позволяющих добиться объективного знания. Их выделяют в 3 основные группы:

Группа эмпирических исследований. Это собственно методы получения первичной информации. Здесь задействованы методы конкретно - социологических исследований, а именно: анкетирование, интервьюирование, методы наблюдения извне и изнутри изучаемого объекта или явления ( т.н. включенное наблюдение) , анализ статистических данных, документов, контент-анализ периодики, лабораторные эксперименты. Используется ряд математических методов получения информации, а также ряд методов семиотики - науки о знаковых системах и символах (ведь политика во многих своих проявлениях – процедурах,церемониях,ритуалах,стиле политических документов и т.д. символична ) .

Общенаучные и междисциплинарные методы - методы обработки полученной информации. Здесь обязательно задействована диалектика (изучение явления в его движении и развитии), сочетание логического и исторического анализа: методы моделирования, сравнительные методы ( компаративистика), группа прогностических методов и математические методы обработки информации.

Группа специальных подходов, которые позволяют приложить полученные данные к исследуемым объектом, соответствующим образом интерпретировать и сделать определенные выводы. Очень важно, что выводы и рекомендации политологии имеют непосредственный выход в практику. Если следовать этим выводам, то можно рассчитывать на переосмысление социально-политических тенденции в обществе, а значит на правильное решение практических политических вопросов. Это очень хорошо понимается на Западе, где, несмотря на родовую тенденцию рыночного экономического и социального неравновесия благодаря рекомендациям политической социологии, удается добиваться определенной экономической и социально-политической стабильности.

Специальные политологические методы (подходы):

Системный - рассматривает социально-политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, которые находятся в отношениях друг с другом и внешней средой, т.е. объект исследования изучается в целостном восприятии, а отдельные элементы в рамках широкого целого. В познавательном отношении данный подход считается наиболее ценным как в западной, так и в отечественной социально-политической науке.

Нормативно- ценностной подход.

Предполагает выяснение значение политики и для личности и для общества в целом и оценку с точки зрения выполнения ею своей социальной функции - достижения всеобщего блага. Ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его достижения. Требует исходить из должного, из морально-этических норм и ценностей. И в соответствии с ними строить политическое поведение и институты. Метод критикуется за идеализацию и оторванность от действительности. Но в реальности представляет собой проектную часть политологии, вносит в политическую науку и практику конструктивные предложения.

Наиболее активно в политической науке противостоит политическому бизнесу и коррупции, как деятельности социально-дисфункциональной , деструктивной и безнравственной.

Функциональный подход- диаметрально противоположен. Требует абстрагирования от этических оценок, опирается только на факты и логику. Рассматривает только действительность в политической жизни, не привнося никаких предложений. То есть, это изучение сущего на данный момент времени.

Бихевиористский подход- состоит в анализе политического поведения отдельных людей и социальных групп. При этом групповое поведение рассматривает как сумму поведений отдельных личностей, поэтому главным образом именно личность является объектом исследования для данного подхода. В свою очередь, в качестве решающих факторов поведения рассматривает психологические мотивы. По сути, предметом политологического исследования данного подхода является политическая психология индивида и социальных групп. Требует исходить только из эмпирических фактов, тщательного соблюдения исследовательских процедур и отчуждения нормативно – ценностных и оценочных суждений . Подход разработан в США , ещё в 30-е г. создал предпосылки для развития прикладного уровня политологии в плане фактологического изучения актуальных проблем.

Антропологический подход- рассматривает обусловленность политики, природой человека, как существа коллективного, обладающего естественными правами, свободами и биологическими и социальными потребностями которые должны удовлетворяться в общественной организации.

Психологический подход- изучает мотивации и политическое поведение индивидов, социальных групп, классов, национальных этнических групп, масс и толпы.

Субстанционный подход- исследует первооснову политики- власть, а так же отношения господства и подчинения.

Структурно - функциопальпый подход. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими (людьми, институтами) позициями и выполняемыми ролями (президентов, министров, граждан и т.п.). Структурно-функциональный метод широко использовали К. Маркс, Т. Парсонс и многие другие известные социологи и политологи. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.

Сравнительный (компаративный) подход- состоит в сопоставлении двух или более объектов, по имеющимся чертам подобия с целью выявления , исходя из чужого опыта (метод прецедента) оптимальных путей решения задач или форм политической организации.

Критический- диалектический подход- основан на критическом анализе политики в её взаимодействиях внутри своих компонентов и с внешней средой, с выявлением и отбором её позитивных и негативных черт.

Исторический подход- изучает социально-политические явления в последовательно -временном развитии. Выявляет связи и зависимости прошлого, настоящего и будущего в социально-политической судьбе общества.

Функции политологии….

Мировоззренческая (идеологическая) функция политологии – разработка и внедрение нового политического мышления в общественное и индивидуальное сознание. Идейное обоснование, целей и задач политической деятельности.

Познавательная функция. Политология даёт набор знаний, необходимых для профессионального функционирования, и тем более полупрофессионального и непрофессионального политического участия, описывая и объясняя политический процесс, прогнозируя тенденции его развития. В ряде западных стран все важнейшие правительственные решения, процедуры проведения их в жизнь подготавливаются и реализуются только в результате согласования с последними достижениями политической науки.

Воспитательная функция. Политическая наука оказывает огромное влияние на процесс распространения политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний и тем самым складывает предпосылки и навыки участия граждан в социально-политической жизни общества.

Практически-политическая функция. В системе обществознания политология найболее приближена к реальной практике поэтому ее прикладная функция – разработка и предложение практических советов и рекомендаций конкретным участникам политического процесса по проблемам политической сферы общества. Прогностическая функция. Обладание политологическими знаниями позволяет осуществить более или менее точный прогноз будущих политических явлений и событий.

Культурная функция. Теоретически формулирует ивнедряет в политическую практику элементы политической культуры, определяя тем самым степень политической цивилизованности общества.

Система разделения властей.

5. Легитимность власти, её виды и причины делигитимации.

1 Формирование социальных отношений неизбежно сопровождается углублением социального неравенства. При этом одни индивиды и группы приобретают превосходство в обществе, наделяются властью, а другие попадают в зависимость от их воли. Социальное превосходство в основном осуществляется в таких формах: сила, власть, авторитет. Они взаимосвязаны, но принципиально отличаются .

Сила – проявление физического превосходства, принудительное влияние . ей всегда рано или поздно сопутствует сопротивление.

Авторитет – способность влиять на людей с их добровольного согласия , основан на личных качествах и достижениях определённых людей.

Авторитет, сила – две противоположности .

Власть – наиболее ценный ресурс, который помогает занять привилегированное положение в обществе, а значит обеспечить возможность доступа по всем другим ресурсам . Власть также не соответствует авторитету и гораздо чаще выдающиеся люди, обладающие реальным авторитетом , не стремятся к власти.

В наиболее общем смысле власть - способность и возможность осуществлять свою волю. Способность и возможность осознанно влиять на окружающую действительность , будь то природная среда или человеческое сообщество.

Ролевая трактовка говорит, что причина возникновения власти – социальная, необходимость упорядочивания отношений и деятельности той или иной социальной группы в ходе совместной жизни. С развитием производственных сил и отношений возникает необходимость в разделении выполняемых функций и ролей, А одни из них более, а другие менее значимы. Из разницы в значимости ролей и проистекает власть.

Структурно - функциональная трактовка интерпретирует власть как свойство социальной организации в плане управления и подчинения. Здесь власть связана со статусами, с занятием руководящих должностей, с воздействием на людей с помощью соответствующих санкций: поощрения, наказания.

Психологические трактовки раскрывают субъективные мотивации власти, где выделяют следующие мотивы:

- Стремление к самореализации в политической деятельности , направленной на благо общества.

- Стремление к самореализации в политическую деятельность, но направленной на реализацию личных или узкогрупповых интересов и потребностей.

- Власть как самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием , что в итоге сводит стремление власти к компенсации физической, духовной или интеллектуальной неполноценности.

Кроме того психологический подход рассматривает власть, как особый тип поведения , когда одни командуют, а другие – подчиняются. Предметом исследования здесь также является воля к власти одних и предрасположенность к подчинению других. Мотивы подчинения могут быть основаны на чувстве страха перед нежелательными последствиями; на заинтересованности в достижении поставленной цели; на авторитете властвующего или просто на убеждённости в необходимости выполняемых распоряжений.

Реляционистская трактовка рассматривает власть как отношение между двумя партнёрами, где первый- субъект власти, с помощью определённых средств контролирует второго- объект власти.

СТРУКТУРА ВЛАСТИ:

1. Субъект власти – активное, властное начало. Определяет содержание властных отношений. Им может быть отдельный человек, организация, общность, мировое сообщество и т.д.

2. Объект власти – тот на кого распространяется воля субъекта, то есть, объект приложение власти. Так же может быть представлен от индивида до общества.

3. Ресурсы власти- все те потенциальные средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Могут быть материальные средства; средства, влияющие на внутренний мир, мотивацию поведения либо средства принуждения, наказания, лишения. Специфически особым ресурсом власти является сам человек, так называемый демографический – универсальный многофункциональный ресурс , который создаёт другие ресурсы.

4. Процесс – механизмы и способы взаимодействия субъекта и объекта власти.

ВИДЫ ВЛАСТИ:

- В соответствии с ресурсами:

1. экономическая власть – контроль над экономическим ресурсом, над материальными ценностями.

2. социальная власть – основана на сложившихся определённых нормах общественной жизни, распределяет положение в обществе, статусы , льготы, должности, привилегии.

3. духовно- информационная власть и власть культурных традиций, и религиозной власти. Власть, осуществляемая с помощью знаний, информации, связь с СМИ.

4. принудительная власть – опирается на силовые ресурсы.

5. политическая власть – способность субъекта власти проводить свою волю, опираясь на законы и другие нормативные документы, а также на праве публичного принуждения. Политическая власть характеризуется верховенством над всяким другим видом власти, так как, она может ограничить влияние других властей или даже ликвидировать , задействовать любые мыслимые виды ресурсов.

- В зависимости от субъекта власть бывает:

государственная, партийная, армейская, профсоюзная и др.

- В зависимости от способа взаимодействия субъекта и объекта власти:

демократическая, авторитарная, демократическая.

-- По широте её распространения:

1. мегауровень- власть международных организаций.

2. макроуровень – власть центральных органов государства.

3. мезауровень – областные, районные, городские органы власти.

4. микроуровень – сельсоветы, власть в организациях, предприятиях, малых группах и т.д.

Американские политологи Фрэнч и Рэйвен выделяют 7 оснований власти:

1) власть принуждения : определяется угрозой наказания.

2) власть связей : здесь одна страна может воздействовать на другую используя власть третьего лица.

3) власть- эксперт: зависит от объема определённых знаний, мастерства и навыков.

4) нормативная власть: основана на нормах, правилах, согласно которым носитель власти имеет право контролировать соблюдение определённых правил поведения и если надо настаивать на них.

5) информационная власть: когда некто владеет информацией, представляющей для других ценность; для обладания корой необходимо пойти на уступки в отношении желаний обладателя.

6) власть вознаграждения определяется ожиданием удовлетворения потребностей: материальных, нематериальных.

7) референтная власть основана на идентификации подчинённого с носителем власти и желанием быть похожим на него.

3.Политическая власть зарождается и утверждается в обществе , как необходимая форма отношений между социальными группами и сообществами с одной стороны и обществом и общественными организациями с другой. Власть закрепляет приоритетность ценностей, интеграцию определенных социальных групп, как общих обязательных для всех. По сути это способность субъекта проводить свою волю через правовые и политические нормы, опираясь на принуждение и специфический аппарат принуждения.

Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур.

Государственная власть отличается от других рядом характерных черт:

- легальностью использования силы в пределах государственности.

- верховенством, обязательностью ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти.

- публичностью, т.е. возможностьюдействовать на основании права от имени всего общества.

- моноцентричностью, существованием общегосударственного центра.

- богатством ресурсов, способностью задействовать любые. Без исключения ресурсы или влиять на них.

Разумеется, политическая власть реализуется не только государством и не только принуждением. В политике достаточно активно может задействоваться значительная часть населения через разного рода негосударственные политические объединения. Обычно они абсолютно формально участвуют в формировании политической власти, в отношениях солидарности или соперничества.

Механизм власти в современном демократическом обществе строится таким образом: формально, первичным источником и субъектом власти выступает народ, который передаёт свои властные функции государству, как своему официальному представителю. Государство в свою очередь, распределяет полномочия по горизонтали (законодат., исполнит., судебн.) и по вертикали(центр и регион. местные органы власти).

Механизм осуществления политической власти включает:

- принуждение, которое закрепляется в государственных нормативно- правовых актах.

- управление и организация- упорядочение деятельности различных социальных групп, учреждений, политических (неполитических) организаций.

- руководство- определение и законное закрепление стратегии развития общества, выбор средств, осуществление задач, целей.

- контроль за осуществлением властных решений, оценка результатов, внесение коррективов.

4. Идея системы разделения властей была высказана Дж. Локком и разработана Ж. Монтескье, который полагал, что только независимость друг от друга законодательной, исполнительной, судебной власти может обеспечить правильное функционирование государству. Впервые этот принцип был записан в Конституции США 1778г. и документах Великой Французской революции 1789г.

Законодательная власть поддерживает интересы общества, автономию и свободу личности. Имеет право принимать законы, её носитель – избираемый народом Парламент: определяет основы внутренней и внешней политики, утверждает государственный бюджет, контролирует выполнение закона. Верховенство законодательной власти ограничивается принципом Конституции.

Исполнительная власть – административная система, государственное обеспечение. Её основная задача : обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Она представлена деятельностью Правительства, которое состоит из министерств и ведомств, курирующих различные направления жизнедеятельности общества. Решает задачи хозяйствования, планирования, финансирования социального обеспечения и защиты. Имеет право издавать нормативные акты и выступать с законодательными инициативами.

Конституционный строй поддерживает судебную власть. Она осуществляет правосудие , вносит правовое суждение о законе и обеспечивает его соблюдение. Судопроизводство в демократических государствах осуществляется на основе независимости суда, подчиняя его только закону коллегиальности, неприкосновенности судей, публичности судебного разбирательства и равенства участников процесса. Выделяют, как правило, Конституционный суд, который вносит разрешение о соответствии решений и Конституции страны. Верховный суд- контрольная деятельность различных органов судебной власти, даёт им юридическую оценку , ведает уголовной, гражданской ответственностью граждан. Высший Арбитражный Суд контролирует деятельность арбитражных судов низших инстанций в сфере экономических отношений между юридическими лицами.

Сегодня говорят о наличии четвёртой власти в СМИ, которая действительно оказывает всё большее влияние на принятие политических решений.

5.Легитимность власти – её признание , одобрение и поддержка гражданским обществом. По сути, власть является легитимной только тогда, когда население оценивает её положительно, признаёт право на управление и согласно подчиняться. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, а также с верой подавляющего числа граждан, что данный порядок является наилучшим для данного государства, при этом оказывается , что оправдываются даже самые непопулярные действия власти. Но лишь в том случае, если они принимаются для достижения принятых народом основополагающих политических целей и ценностей. Государственная власть – всегда легальна, поскольку сама создаёт законы, но не всегда легитимна, так как, может не поддерживаться населением.

Значительный вклад в теорию легитимации власти внёс крупный философ социолог Макс Вебер. Он считает легитимность власти – главным условием стабильности общества и создал теорию легитимного господства. Господство – политический порядок, при котором индивид или социальная группа (субъект власти) получают нормативно закреплённое право на реализацию властных функций. По Веберу легальность, законность этого права создают внешнюю гарантию устойчивости власти. Признание же и одобрение гражданами власти, как правильной является внутренней гарантией равновесия социальной системы, то есть, речь в данном случае идёт о специфическом политическом консенсусе между народом и властью.

Вебер выделил три типа легитимного господства:

Традиционное господство- опирается на веру в традиционность, незыблемость, священность существующих порядков, характерно для монархий. Подчиняться властителям принято по традициям, а властители по традиции должны заботиться о своём народе. Вебер даже предлагал для стабильности демократии сохранять наследного монарха.

Харизматическое господство – ( харизма – особый личный дар оказывать влияние на людей ) - также опирается на веру , но исключительные качества- чудесный дар вождя, она основывается на эмоциональном личностном отношении вождя и масс. Харизмой обладали все исторически значимые личности, пророки, герои, вожди(для ХХ в. - Ленин, Сталин, Рузвельт, Гитлер, Черчиль и т.д.). Но гораздо чаще харизма является искусственной- через СМИ- созданной политической системой для проведения своей деятельности. Чаще это бывает в период радикальных реформ, когда нельзя опереться на традиции , поскольку их ломают на поддержку большинства, поскольку коренная ломка бьёт на грань жизни большинства населения, на положительные результаты перемен, поскольку их ещё нет, тогда культивируются величия определённой личности. Её авторитетом оправдывается , легитимируется деятельность власти.

Рационально - легальное господство – опирается на рациональную мотивацию. Доверие народа относится не к отдельной личности, а к разумному устройству государства, то есть, к справедливым , правомерным и удобным законам, к господству права.

Помимо приведённых существует значительное число других типов легитимности, из которых самые значимые: идеологическая легитимность, религиозная легитимность, сословно-классовая легитимность, этно-национальная легитимность. Они оказывают наибольшее влияние на отношение масс к деятельности власти.

Сегодня, самой внедряемой и распространенной формой признания населением правомерности власти, является демократическая легитимность.

Однако, легитимность власти явление временное. На ряду с доверием , которое одни оказывают, может идти процесс делегитимации , когда другие в доверии власти отказывают. Уровень легитимации может простираться от всеобщего одобрения до всеобщего отрицания. Степень легитимности эмпирически обычно проявляется посредством опросов общественного мнения.

Наиболее распространённые причины делегитимации:

- неэффективность власти, то есть, невыполнение ею своих социальных функций и общественно-значимых задач и целей.

- противоречие между доминирующими ценностями, которые приняты в обществе и эгоистическими интересами властных элит и связанных с нею социальных групп (чиновники).

- углубление социального неравенства- массовое обнищание населения.

- недоверие интеллектуалов так же подрывает легитимность власти и ,как правило, приводит к появлению оппозиции, которая выдвигает альтернативное видение социального порядка.

- бюрократизация и коррумпированность власти происходит, когда невозможно осуществить контроль снизу и намеренно не осуществляется контроль сверху.

- потеря правящей элитой- внутренней организованности и единства, возникновение внутри неё острых противоречий, вплоть до столкновения различных ветвей власти.

- для многонациональных государств - введение политики национализма.

Функции и классификация.

Политическая система общества – это комплекс государственных организаций, политических институтов и общественно-политических объединений, которые осуществляют политическую власть и участвуют в политической жизни общества в соответствии с исторически сложившимися политическими и социальными ценностями, нормами и традициями.

Структурно все элементы социально – политической системы можно объединить в 2-а крупных комплекса:

а. Политическая организация общества (политическая система в узком смысле).

- Макроуровень – это система институтов государственной власти. Её централизованные органы, региональные, силовые структуры, правоохранительные и т.д.

- Мезоуровень – это политическая инфраструктура, то есть, система общественных организаций, предназначенных для воздействия на государственные структуры, то есть, партии, профсоюзы, общественно – политические движения и т.д.

- Микроуровень – это собственно население страны, с его социальными группами, слоями, коллективами, вплоть до отдельных граждан.

б. Политические взаимодействия:

Формы и методы осуществления власти.

Политические отношения между элементами системы.

Политическое поведение – включающее политическое функционирование и политическое участие.

Политическое сознание – в его психологических, идеологических и культурных аспектах.

Социально – правовые и социально – политические нормы и правила, регулирующие политическую жизнь общества.

2. Функции п. с.:

1. Обеспечение политической власти (в конкретных формах, методах властвования).

2. Выявление представительства во власти и удовлетворение интересов – различных субъектов социально – политических отношений.

3. Выработка политических целей и их ранжирование.

4. Мобилизация средств и ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных задач и целей.

5. Перераспределение \редистрибюция\ материальных, социальных и духовных ценностей в соответствии с нормами и идеалами данного общества.

6. Интеграция общества на основе общих социально- политических целей.

7. Обеспечение устойчивости общественных отношений.

8. Регулирование социально-политической деятельности и управление общественными процессами через принятие и реализацию политических решений.

9. Политическая социализация.

10. Легитимация власти.

Типология политических систем:

Тип политической системы характеризуется соотношением и характером взаимодействий её структурных элементов. Отсюда множество разновидностей политической системы, но можно выделить:

А.Французский политолог Жак Блондель различает политической системы по содержанию и формам правления:

- Либерально – демократические, которые в принятии политических решений ориентируются на ценности негативных свобод индивидуума и священности частной собственности.

- Коммунистические политические системы – ориентированы на позитивные свободы, на ценности равенства и социальной справедливости.

- Традиционные политические системы - опираются на олигархические формы правления и ориентированы на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных благ.

- Популистские политические системы – используют авторитарные методы правления, но при этом декларируют большее равенство в распределении благ.

- Авторитарно – консервативные политические системы – преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства и максимально возможного ограничения политического участия населения.

Б. В зависимости от характера взаимоотношения с другими системами:

- Закрытые – имеют ограниченные связи с окружающей средой, самодостаточны (то есть, ресурсы развития находят внутри себя), плохо восприимчивы к ценностям других систем.

- Открытые – активно обмениваются ресурсами и легко перенимают ценности друг друга.

В. Наибольшей популярностью пользуется типология Р. Даля, который связывал тип политической системы с политическим режимом, то есть, с совокупностью политико–правовых средств и методов реализации властных отношений в обществе. В этом плане ещё Аристотель классифицирует систему правления по двум критериям:

1) По тому, в чьих руках власть.

2) По тому, как эта власть используется.

3.Считается, что в современном мире можно говорить приблизительно о 140-160 действующих политических режимов. Но анализ показывает, что в действительности существует два базовых политических режима: авторитарный и демократический. Все остальные либо модификации этапов их развития и взаимопроникновения, либо крайние проявления.(все учебные пособия говорят о трёх режимах , добавляя тоталитарный , но это не совсем так).

Политический режим в любом государстве не является чем-то раз и навсегда установленным. Он может меняться , как в соответствии с изменением внутренних социально – политических ситуаций, так и под воздействием внешних факторов. Направление изме

Наши рекомендации