Политика и международные отношения

Международные отношения – это сфера межгосударственного и межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: социальные, культурные, информационные.
Содержание международной политики раскрывается через анализ национального интереса. В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике – преимущественно национальные интересы. В свою очередь, национальный интерес – это осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества.

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

После великих географических открытий XV века по мере развития капитализма в Европе и растущей интернационализации экономических связей происходят важные изменения в международной политике: она приобретает глобальный характер. Претенденты на мировую гегемонию менялись, но общая тенденция оставалась неизменной.
По завершении наполеоновских войн столетие 1815 – 1914 гг. отмечено отсутствием общеевропейских военных конфликтов. Международная жизнь определялась императорами ведущих государств Европы. Их число было строго ограничено, а политическая система в целом однородна.

В начале XX века хозяйственное взаимопроникновение развитых государств, растущее государственное переплетение создавали, казалось бы, реальность существования без войн. Однако столетие прошло под знаком мировых войн. После первой мировой войны в 1919 году возникла первая международная организация – Лига наций. Однако она не смогла реально обеспечить решение реальных международных проблем.

Во время второй мировой войны участники антигитлеровской коалиции потратили немало усилий для создания послевоенной системы международных отношений, гарантирующей безопасность и сотрудничество. В 1945 году была учреждена Организация Объединенных Наций.

Начавшаяся вскоре «холодная война» и формирование биполярного мира характеризовали этап мировой политики, длившийся четыре десятилетия. За это время НТР вызвала кардинальные перемены в сфере производства, создав новую структуру, усилив интеграционные процессы, расширив потоки товаров, капиталов, услуг, информации, рабочей силы между государствами и регионами. Появилось большое количество областей потенциального международного сотрудничества. Обострились социально-экономические и экологические проблемы, решение которых возможно лишь в глобальном масштабе. Сформировалась категория общечеловеческих ценностей.
«Холодная война» была завершена без военных катаклизмов европейского и общемирового масштаба. Однако биполярная разделенность мира способствовала поддержанию стабильности внутри военно-политических союзов – НАТО и организации Варшавского договора. Новая ситуация привела к расширению конфликтности и к появлению горячих точек. Это повлекло за собой частое применение военной силы.
«Новый мировой порядок» как система международных отношений находится еще в стадии становления, формируются его структуры.

Тенденции в развитии международных отношений:
1. Интернационализация почти всех сфер общественной жизни.
2. Формирование глобальных проблем.
3. Демилитаризация и демократия.
Основные субъекты международной политики:
• народы
• государства
• межгосударственные объединения
• всемирные, региональные, политические правительственные и неправительственные организации

В международных отношениях каждое государство проводит свою внешнюю политику. Внешняя политика – это совокупность экономических, военных и социокультурных акций государства по отношению к его международному окружению. Она может осуществляться на основе нормативных положений и концептуальных стратегий. Такие сферы политики, как оборона, безопасность, экономическая деятельность и т.д., подчинены внешнеполитической стратегии государства. В силу возросшей мобильности своих граждан внешняя политика отвечает и за порядок в сфере международных неправительственных связей. Она тесно связана с внутренним устройством государств.

41. Политическая культура и ее содержание

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Характерные черты политической культуры :

*Фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, *закрепляет стабильные стороны политического опыта.

*Является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества.

*Имеет тотальный характер, политические отношения "пронизаны, насыщены, пропитаны" политической культурой.

*Характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

Структура политической культуры:

Культура политического сознания, которая включает в себя:

политические представления и убеждения;

политические ценности, традиции, обычаи, нормы;

политические установки.

Культура политического поведения:

культура политического участия;

культура политической деятельности.

Культура функционирования политических институтов это:

культура электорального процесса;

культура принятия и реализации политических решений;

культура восприятия и урегулирования социально-политических конфликтов.

КЛАССИФИКАЦИЯ:

По уровню общности:

Общая политическая культура - наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Субкультуры - совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры:

1. социально-классовые;

2. национально-этнические;

3. религиозно-политические;

4. региональные.

По отношению к власти: Господствующая. Контркультура.

ФУНКЦИИ:

Познавательная. Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики.

Воспитательная.

Эта функция предусматривает:

формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания;

привитие навыков практического участия в политической жизни;

формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе;

формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям.

Регулятивная. Обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации.

Коммуникативная. Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции.

Нормативно-ценностная. Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны.

Интегративная. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах.

Защитная (охранная). Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа.

Прогностическая. Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее.

ТИПОЛОГИЯ:

Постепени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране интегрированная наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия)

Фрагментарная низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.

По базовым ценностям

культура высокой гражданственности –базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

Похарактеру поведения людей

подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

По использованию механизмов (рынок или государство):

рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Социально-классовая типология:

Демократическая

Авторитарная

Тоталитарная

Проживание в соответствующей культурно-цивилизационной среде:

Восточная политическая культура обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Западная политическая культура обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

УРОВНИ

Существуют четыре уровня проявления политической культуры. Первый — уровень системы в целом. Здесь рассматриваются вопросы о знаниях и представлениях индивида об истории, конституционных характеристиках, распределении властных ресурсов государства и политической системы. Вторым выступает уровень, условно говоря, «процессов на входе» системы в целом. Здесь находятся институты, организующие и канализирующие поток требований от общества к государству, инициирующих преобразование этих требований во властные действия. Этот уровень включает политические партии, профсоюзы, другие группы давления, а также средства массовой информации. Третий уровень включает «процессы на выходе» и охватывает деятельность бюрократии, судов и других институтов, входящих в процесс реализации властных решений. Четвертым является собственно индивидуальный уровень. Здесь рассматривается характер системы соотнесения личности с элементами политической структуры различного уровня.

Наши рекомендации