Президентская и парламентская республики: общее и особенное

Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент формирует и поддерживает правительство; издает законы, которые правительство принимает к исполнению; утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над деятельностью правительства и может выразить ему вотум недоверия, что повлечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса. В парламентской республике глава правительства, т.е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, т.е. окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте. Президент в парламентской республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место. Его политический вес практически не зависит от выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, частично совпадая с функциями монарха в конституционных монархиях. Недостаток парламентской республики прежде всего в том, что в правительстве, сформированном на основе партийной воли, каждый министр отстаивал бы интересы своей партии, а когда все партии лоббируют свои интересы, согласия достичь крайне непросто. Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через принятие бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В результате парламентские фракции стараются добиться финансирований тех статей, которые выгодны им, а правительство старается добиться бездефицитного государственного бюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает в политическую борьбу. Недостатком президентской республики является то, что президенты зачастую не справляются с задачей обеспечения согласованной деятельности крупных парламентских фракций, и эта проблема особенно ярко проявляется на примерах многопартийной или усеченной двухпартийной системы, приводя к негативному обострению естественного соперничества между ветвями власти.

Вопрос №18

Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической

власти или ее завоевания специфическими методами. Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Субъектами политики выступают граждане, лидеры, социальные группы, государства и их объединения. Объект политики — политическая власть. Политика как деятельность предполагает определение долгосрочных

(стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, отдельного региона или города. При ее реализации необходимо выявлять, анализировать весь спектр разнообразных общенациональных, региональных, групповых потребностей и интересов, выделяя приоритеты. Иная технология формулирования основных целей политики присуща политическим партиям и общественно-политическим движениям. Здесь генератором идей по определению целей политики, как правило, выступает партийный лидер

и его команда. Провозглашенные им цели после обсуждения приобретают общепартийный или общественный характер. Но только те цели приобретают значение в политике, которые вбирают, интегрируют интересы, потребности, настроения социальных, национальных групп и слоев, являющиеся социальной базой партии или общественно-политического движения

Функции партии:

1. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий.

2. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента).

3. Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.

4. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию.

5. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки)

6. Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (т.е. реакция на изменения в обществе)

7. Защита политической системы от общества (недовольство

Вопрос №19

Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической

власти или ее завоевания специфическими методами. Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Субъектами политики выступают граждане, лидеры, социальные группы, государства и их объединения. Объект политики — политическая власть. Политика как деятельность предполагает определение долгосрочных

(стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, отдельного региона или города. При ее реализации необходимо выявлять, анализировать весь спектр разнообразных общенациональных, региональных, групповых потребностей и интересов, выделяя приоритеты. Иная технология формулирования основных целей политики присуща политическим партиям и общественно-политическим движениям. Здесь генератором идей по определению целей политики, как правило, выступает партийный лидер

и его команда. Провозглашенные им цели после обсуждения приобретают общепартийный или общественный характер. Но только те цели приобретают значение в политике, которые вбирают, интегрируют интересы, потребности, настроения социальных, национальных групп и слоев, являющиеся социальной базой партии или общественно-политического движения

Функции партии:

1. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий.

2. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента).

3. Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.

4. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию.

5. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки)

6. Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (т.е. реакция на изменения в обществе)

7. Защита политической системы от общества (недовольство

Вопрос №20.Типы политических систем:

*Тоталитарные* политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно-правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.

*Демократические* политические системы собрали в себе: правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.

*Авторитарные* политические системы представляют собой слияние следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб регионам.

*Теократические* политические систем, это те, при которых религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства. Форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства. Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам.

ВОПРОС 21:

Партийные системы и их типы.

Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы.

Типы:

Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих, в том числе и внесистемных, политических партий, которые не пользуются более или менее значительным влиянием. В такой партийной системе правительство формируется либо на основе широкой коалиции партий, или вообще на внепартийной основе. Такая система характерна для переходных обществ, в частности для бывших советских республик и большинстве стран Восточной Европы. Она неэффективна и наименее стабильна среди других и со временем эволюционирует, как правило, в систему поляризованного плюрализма.

Многопартийная система может функционировать на государственном уровне более или менее устойчивая коалиция двух или более партий, которые сохраняют союзнические отношения не только с участия в правительстве, но и в оппозиции. Такая многопартийная система определяется как двоблокова. Примером его может быть партийная система Франции (в отдельные периоды), в которой доме полняют два партийных блока - демократов и республиканцев правой части политического спектра, социалистов и комунистов - в левой.

Двухпартийной считается система, в которой определяющую роль в политической жизни играют два основных партии, чередующихся у власти. При этом количество действующих в стране партий может быть различной, однако ни одна из них, кроме двух влиятельных, не имеет реальных шансов стать правящей. Для двухпартийной системы характерны относительная равновесие двух партий, которые соперничают в борьбе за власть, и значительное отставание других партий, а также наличие сильной оппозиции со стороны той партии, потерпевшей поражение на выборах.Это одна из наиболее стабильных и эффективных партийных систем, которой не грозят коалиционные кризиса. Она сложилась в тех странах, где дело дошло до образования сильной революционной рабочей партии. Типичный пример двухпартийной системы - США, где ключевые позиции политического жизни заняли две партии - Демократическая и Республиканская. Европейским примером двухпартийной системы может быть партийная система Великобритании, в политическом жизни которой преобладают Консервативная и Лейбористская партии. В некоторых странах основными являются две партии, а рядом с ними существует третья, которая, примыкая к одной из основных, обеспечивает ей парламентское большинство и право формирования правительства. Такая партийная система получила название трехпартийной, или «Системы двух с половиной партий». Она функционировала, например в ФРГ, где наряду с основными партиями - Социал-демократической и блоком Христианско-демократической Геополитический союз / Христианско-социальный союз (фактически это одна партия) - в парламенте действовала немногочисленная третьей партия - Свободная демократическая, коалиция с которой обеспечивала одной из основных партий парламентское большинство и право формирование правительства. После объединения Германии роль такой третьей партии перешла в партию зеленых.

Однопартийная система в прямом понимании- это такая система, в которой невозможно даже номинальное существование других партий. Правящая партия, которая является единственной, по сути, сливается с государственными структурами, подчиняет их себе. Такой партией была, например, Коммунистическая партия Советского Союза. Однако однопартийная система не исключает существования и нескольких партий. Главное, что только по одной из них постоянно закрепляется (фактически или юридически) роль правящей партии. Существуют фактически однопартийной системы, замаскированные под многопартийность. В таких системах правящая партия гегемон определяет развитие всей общественной жизни, регистрационная деятельность других партий. Фактически однопартийными были, например, партийные системы в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы, где, кроме правящих в коммунистических партий, существовали и другие, но они не производили ощутимого влияния на политику.

Вопрос 22:

Условия разрушения политической системы. Политическая аномия.

Механизмы социализации, институализации и легитимации, обеспечивающие воспроизводство политической системы, объективны в том плане, что действуют независимо от воли отдельно взятого человека. Но как любое социальное явление, они существуют только в реальных поступках многих людей. Если в обществе возникают условия, препятствующие индивидам объективировать в своих действиях механизмы функционирования политической системы, то она начинает распадаться. Иными словами, если в силу каких-то обстоятельств в обществе нарушается традиция обучения нормам политических взаимодействий, если люди начинают действовать на свой страх и риск, не ориентируясь на ранее сложившиеся нормы и институциональные требования, если в массовом сознании отсутствует согласие по базовым ценностям и представлениям о типе государственно-политического устройства, то это означает, что в механизмах функционирования политической системы происходят сбои которые чреваты для системы в целом катастрофическими последствиями.

Основным симптомом нарастающего «неблагополучия» политической системы является рост девиантного поведения, когда индивиды вполне осознанно идут на нарушение сложившихся в обществе норм политического порядка. Нарастание политической девиации, как правило, является составляющей более общего процесса, получившего название аномии. Термин «аномия» ввел Э. Дюркгейм для обозначения такого явления социальной жизни, когда нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль, когда индивиды в своих действиях перестают ориентироваться на установленные ранее правила взаимодействия.

Аномия в обществе проявляется в следующем в силу определенных причин большая часть населения перестает ориентироваться в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевым предписания, перестает следовать еще недавно общепринятым нормам поведения. Складывается ситуация, когда нормы и правила, институциональный порядок, составляющие каркас общества, перестают воспроизводиться, начинают существовать формально, на бумаге в документах, а не в реальной системе взаимодействий конкретных людей механизмы институализации, проявляющиеся в постоянном воспроизводстве как ранее сложившихся связей и отношений, так и в формализации новых видов взаимодействий перестают функционировать. И старые, и вновь создаваемые институты и организации оказываются неспособными упорядочить взаимодействия людей, придать им какую-то ценность, преодолеть хаотичность, произвольность, непредсказуемость широкие массы утрачивают доверие к существующей системе ценностей, обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка. Они критически настроены в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще вчера казались им важными, жизненно необходимыми, задающими смысл их существования. Но у них еще не сложилась и четкая система новых ценностных ориентаций.

Аномия — это состояние рассогласованности между нормативно-институциональными требованиями и реальным поведением индивидов, ведущее к отчуждению индивидов от общества, когда между институтами, культурными нормами и конкретными личностями как бы возникает непроницаемая стена. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в привычные институциональные рамки. А люди, лишенный ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, они действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структуры связи, определяющие облик общества. Аномия одинаково пагубна и для личности, и для обществ Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, ее мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество в свою очередь начина распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивы социальные связи и отношения.К счастью, атомические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер. Обычно они частичны, сегментарные, затрагивают отдельные виды взаимодействий. Однако любой атомический процесс вносит диссонанс в социальную жизнь и, следовательно, может спровоцировать разочарование масс в системе государственного управления, привести к утрате легитимности политических институтов и таким образом активизировать политическую девиацию и даже вызвать развитие политического атомического процесса. Политическая аномия — это отчуждение людей от политической системы, когда структурные элементы политической системы перестают воссоздаваться в действиях людей, когда нормы политического порядка начинают существовать в виде установлений, которыми никто не руководствуется, когда каждый сам определяет свое место на политической арене и действует в соответствии со своими собственными представлениями, немало не заботясь об ожиданиях других людей.

Политическая аномия приводит к параличу политических властных отношений, потому что она разрушает их каркас— систему институализированных, нормативно связанных взаимодействий. Политическая власть распадается на сегменты, она локализуется в группах, в организациях, утрачивает все общий характер. Вспомним период двоевластия в России в 1917 г., когда в стране возникли два основных центра власти— Временное правительство и Советы — и множество других, никому неподотчетных и неподконтрольных.

Политическая система есть способ организации институализированных политических отношений, обладающий внутренними механизмами саморегуляции, самовоспроизводства и развития.

Вопрос 23:

Особенности многопартийной системы в Современной России.

эгостичность преобладающая над альтруистичными побуждениями . слишком много время тратится на сохранение , утверждение мест и получение личных выгод с властных должностей . да и бесталанность , со слабостью все-таки здесь тоже присутствуют .
+предпочтение одной партии властями

В политической системе современного общества большую роль играют политические партии. Они выполняют целый ряд важных для этой системы функций, скажем, агрегирование интересов различных социальных групп общества, участие в создании механизмов деятельности руководящих структур государства и смены элит и др. Большую часть своих функций современные партии реализуют через механизмы участия в выборах и последующей работе в представительных органах власти.

Сегодня политических партий в мире великое множество. Практически во всех крупных странах мира функционируют политические партии. В настоящее время в России по некоторым данным более 300 партий, движений и объединений. Процесс формирований их продолжается. Естественно, дело не в количестве формируемых партий, а в качестве их деятельности и способности выражать интересы социальных групп.

Современные российские партии еще очень слабы и не представляют интересов сколько-нибудь широких слоев общества, не способны выполнять функции посредника во взаимоотношениях россиян с институтами государства. Сегодняшние российские партии – это штабы с множеством генералов, но без солдат. Несмотря на это, они, в определенной мере, оказывают влияние на развитие идеологии, способствуют формированию нетоталитарных политических традиций и культуры. Сказать, что эти партии являются непосредственным инструментом привлечения миллионов людей, рано.

Десятилетия господства партии – государства и огосударствленных профсоюзов породили у людей чрезвычайно мощное недоверие к любой коллективистской организации. У большей части граждан России подавлено сознание и даже подсознательный инстинкт солидарности. Любая организация им кажется чуждой, фальшивой. Очень сильно выражается недоверие граждан России к политическим партиям.

Современные политические партии России носят сугубо элитарный характер и формируются политиками, партийными функционерами, как специальный механизм для движения их в верхние эшелоны власти, главным образом, для защиты их узкогрупповых интересов. В последние месяцы перед парламентскими выборами в процесс формирования политических партий и блоков рьяно включились руководители российских регионов (президенты республик и губернаторы).

Лидеры политических партий, руководящие партийные группы формируются не на арене открытой демократической конкуренции талантов под надзором и влиянием всех слоев и граждан общества, а на основе принципа "кумовства", преданности высшему руководителю. Мнение, позиция рядовых граждан, в данном случае, не играет никакой роли. Все основные сигналы, импульсы идут по вертикали сверху вниз. В целом люди на руководящие посты, должности назначаются решением узких верхушечных элитных групп, изредка освещая подобные назначения голосованием какого-либо низового органа. Партийные назначения, рост по служебной лестнице в партийно-политической сфере осуществляются (и сегодня еще не избавились от этой практики) с неизменным соблюдением принципа "наследования" партийных должностей и постов.

Оправдавшая себя практика осуществления расстановки руководящих кадров низовых структур в условиях Советского тоталитаризма ныне взята на вооружение российским "демократическим" режимом в целом и партиями, поддерживающими его.

Примерно так назначали никем не избиравшееся "политбюро" режима, представителей президента на местах, руководителей местной администрации. Так сверху, из московских начальственных кабинетов шли распоряжения по формированию руководящих структур и политических партий.

В таком ключе проходили выборы парламентариев в декабре 1993, 1995 и 1999 годов.

Ведь ни для кого не секрет, что на этих выборах россияне избрали не 450 своих представителей, а всего лишь 10-15 вождей, а они, в свою очередь, включили в партийный список своих подчиненных. Лидер ЛДПР В. Жириновский был абсолютно прав, когда говорил членам своей фракции: "Избирали не вас, а меня, я же вас назначал, я и могу вас увольнять, забирая мандат и передавая другому".

Такой способ образования руководящих структур в науке называется номенклатурным, а формирующаяся таким методом элита – номенклатурной. Если объективно, то сегодня все партии - это самые натуральные нелегалы. Это прежде всего связано с не до конца решенным вопросом об их финансировании. Они могут кормиться и "кормятся" только за счет коммерческих фирм и организаций, и в результате становятся просто "угодливыми слугами" этих структур.

Все эти характерные черты и особенности российских политических партий вызывают недоверие и формируют по отношению к ним чувство осторожности. По результатам различных социологических исследований, проведенных в середине 90-х годов, четко ориентированных сторонников партии среди избирателей России насчитывается примерно 10 %, а в странах Запада не менее половины электората является партийно ориентированной

Вопрос 24:

Гражданское общество: основные признаки и условия формирования.

При всей своей значимости политические отношения, отношения государственной власти никогда не перекрывают собой все другие виды социальных отношений и взаимодействий в обществе. В обществе всегда есть зоны, свободные от политической и государственной власти. Это — те сферы, где люди решают проблемы сами, где им не требуется внешний арбитр, где им не нужны указания сверху, где они чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы достичь своих целей без обращения за помощью к государству. Для более эффективного решения своих проблем люди объединяются, кооперируются, создают организации, которые превращаются в небольшие островки ограниченного самоуправления, т.е. самоуправления по определенному кругу вопросов. Семья, сельская община, ремесленный цех, фабрика, учебное заведение, религиозная организация — это далеко не полный перечень таких островков самоорганизации людей, где создаются собственный нормативный порядок и внутренняя иерархия, складываются корпоративные отношения власти. Сфера жизнедеятельности людей, свободная от не- посредственного вмешательства со стороны государства и eгo должностных лиц, называется гражданским обществом.

В любом обществе государство не в состоянии контролировать и вмешиваться во все дела своих подданных. Однако только с развитием демократии, правового государства появляется реальная возможность защиты сферы индивидуальных и групповых интересов от вмешательства государства. Поэтому гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется только с принятием конституций, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан. Другими важными условиями возникновения гражданского общества являются следующие: а) разрушение сословной иерархии и сословных привилегий; б) возрастание значения личности, личной свободы; в) обретение каждым гражданином возможности экономической самостоятельности на основе частной собственности.

Гражданское общество в современных странах имеет сложную структуру, оно включает добровольные ассоциации граждан, творческие и корпоративные объединения, религиозные и общественные организации и союзы, которые отражают разнообразные социальные, групповые интересы. Эти организации и объединения имеют собственные механизмы caмopeгyляции и самоуправления, позволяющие им функционировать без вмешательства государства. Созданные свободными гражданами ассоциации, союзы, организации помогают им удовлетворять свои потребности, реализовывать профессиональные и иные интересы, преследовать личные и групповые цели. Гражданское общество способствует самодеятельности граждан, реализации творческого потенциала личности, потому что только свободный человек может созидать, экспериментировать, создавать новое. Гражданское общество внутренне противоречиво. Много образные общественные организации и объединения, выражая несовпадающие интересы отдельных граждан и социальных групп, могут противостоять друг другу, вступать в конфликтные отношения. Вот почему гражданское общество не может существовать без государства, которое должно создавать правовое поле, гарантирующее единые правила игры для всех членов гражданского общества, и осуществлять контроль за соблюдением нормативного порядка. Но это государство должно быть правовым, т.е. ограниченным в своих действиях конституцией, законом, гарантирующим и защищающим свободы и права личности. Только правовое государство может обеспечить невмешательство государственных должностных лиц в частную жизнь граждан, гарантировать им свободу выбора, соблюдение других гражданских прав, ибо в правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип — «разрешено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции».

Гражданское общество требует определенной культуры, утверждающей ценности прав и свобод граждан, равенства всех перед законом, толерантности, демократии. Культура гражданского общества должна одновременно помогать формированию у каждого человека активной жизненной позиции и высокой гражданской ответственности.

Вопрос 25

Государство- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в конечном счете должно подчиняться его интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии5. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

  • Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:
    • инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
    • укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударсвенных учебных учреждений и т.д.);
    • формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Американский политолог Ф. Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство"6.
Итак, гражданское общество представляет собой внегосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.

  • В структурном плане оно будет включать в себя:
    • во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
    • во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.

Вопрос 26:

Демократический политический режим.

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа.

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что пров<

Наши рекомендации