Политика как сфера социальной жизни. Научное и обыденное знание о политике

Критическая функция.

Раскрывая закономерности формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти, формы их проявления, политология, как правило, подвергает критике существующие государственные структуры, другие элементы политических систем, устаревшие взгляды, представления, ценностные ориентации, установки, идеалы. Это не только расшатывает устаревшие политические взгляды, представления, идеи, заблуждения, догмы, расчищает путь к истинному познанию политических реалий, по и способствует правильному действию, формированию прогрессивных политических движений, Организаций, прогрессу политических отношений, формированию 6олее совершенных политических учреждений, институтов.

Прогностическая функция.

Как форма теоретической мысли политология обладает мощным прогностическим потенциалом, значительными конструктивными возможностями формирования принципиально новых политических идей, представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, идеалов. На основе анализа и обобщения конкретных процессов формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти она может не только вырабатывать практические рекомендации для решения тех или иных проблем, но и конструировать возможные варианты политической власти, политических систем и составляющих их компонентов. Такие «возможные политические, меры» нарисованы в трудах многих политологов, философов, социологов, исследовавших политическую сферу жизнедеятельности общества, политическую власть.

Политическая мысль Средневековья (теологическая концепция) эпохи Возрождения

Средневековье

Особенность политической мысли средневековья - ее богословская трактовка. Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о Превосходстве духовного мира над материальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм.

Доминиканский монах Фома Аквинский (1225/26-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Специфика томисткой онтологии (учение о бытии} - своеобразный индивидуализм: в мире Фомы постоянно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

Опираясь на эти теолого-философские представления, Аквинский пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по его мнению - моральная ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях, а политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.

Как Аристотель и Цицерон, Ф. Аквинский идеальной формой правления считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, а народ служит гарантом мира и согласия.

И Августин и Аквинский обосновывали верховенство церкви над светской властью, призывая светскую власть безжалостно карать еретиков, выступающих против единства церкви. Таким образом гуманистическое в своей сущности учение великих философов-моралистов в социально - политическом плане стало теоретической базой для оправдания инквизиции.

Христианское правосознание поднимало политическую мысль на новый уровень: оно явилось источником индивидуальной морали, утверждая, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самоценность. Вместе с тем христианство учило воспринимать власть как великое бремя ответственности.

Политическая практика в средневековой Европе развивалась двумя путями. Первый связан с формированием авторитарной королевской власти государств - Франции, Англии, Испании и др.). Второй путь связан с формированием абсолютистских монархий (деспотий) восточного типа, которые возникали на территории восточных провинций бывшей Римской империи и прежде всего представлен феноменом Византии.

Эпоха Возрождения

В конце XV – начале XVI вв. в Западной Европе феодальные отношения начинают приходить в упадок. В недрах феодализма зарождаются новые общественные отношения, которые впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Предпринимателям, промышленникам мешала феодальная раздробленность, поэтому они выступали за создание централизованных государств. Такие государства начинают возникать первоначально в форме абсолютных монархий с сильной центральной властью.
В этих условиях получает развитие общественная мысль, а том числе мысль политическая. Идеологи молодой буржуазии выступили против засилья католической церкви, с идеями в защиту прав и достоинств человека. Проповедуется вера в могущество разума человека, его творческие силы. Это направление общественной мысли получило наименование гуманизма, а время – эпохи Возрождения, т.е. возрождения идеалов античного мира, использования их для новой, буржуазной идеологии.
Первым крупным мыслителем эпохи Возрождения явился итальянец Николо Макиавелли (1469 – 1527). Его жизнь и деятельность приходилась на беспокойное время. В Италии того времени существовала феодальная децентрализация, между многочисленными княжествами, герцогствами и королевствами шла ожесточенная борьба, страну опустошали иноземные войска. Макиавелли поставил перед собой задачу обосновать необходимость политической централизации в стране и устранения сил, препятствующих этому.
В своей политической теории Макиавеллистремится на основе обобщения многовекового опыта существования государства объяснить государственную политику, осмыслить движение силы развития политической жизни. В этом проявляется историзм исследования Макиавелли, его политичного учения, которое по своему содержанию резко отличалось от предшествовавших теологических учений о госу-дарстве.
Для политической теории Макиавелли характерно стремление проникнуть в суть закономерностей общественно-политических процессов и явлений, вскрыть причины смены одной формы государства другой, рассмотреть проблему соотношения власти правителя и народа, наилучших форм правления и др. Решение этих вопросов в духе потребностей времени придавало учению Макиавелли значение практической науки о политике. Он явился основоположником учения о политике как науке об управлении государством.
В своих работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», Макиавелли сформировал свои собственные взгляды на политику и власть, в которых он стал активно проводил антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». При этом под «фортуной» у итальянского мыслителя имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, а под «доблестью» – личные способности и таланты государя при решении политических задач.
Макиавелли первым отделил сферу политики и власти от морали и религии, провозгласив первые автономной системой ценностей и сделав политическую деятельность объектом научного анализа. Этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, и тем самым обедняется и искажается понимание сути политики,
До Макиавелли для обозначения государства в литературе широко использовались понятия «царство», «империя», «республика», «монар-хия», «тирания», «полис», «цивитас», «принципат», «доминат», «деспо-тия», «султанат» и другие. Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» для обозначения любого политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. Именно после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое итальянским писателем латинское «stato» («staat» – в немецком, «state» – в английском, «etat» – во французском, «estado» – в испанском, «stato» – в итальянском). Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью.
Сравнивая различные формы государства, предпочтение Макиавелли отдает республике. По его мнению, только в ней и могут развиваться способности человека, реализоваться равенство и свободы лю-дей. Республика, по мысли Макиавелли, более устойчивая, чем монархия. Она лучше обеспечивает единство и мощь государства, рождая у народа патриотизм. Вместе с тем, он подчеркивал, что республиканская форма государства показывает свои преимущества только в стабильных условиях. Для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса, лучшей формой государства становится монархия. Макиавелли страстно обличал тираническую форму, называя тиранов нечестивцами.
Создавая теорию управления государством, Макиавелли говорит, что ради достижения политических целей правитель не должен останавливаться перед обманом, грубой силой, изменой – все средства хороши в области политики. В трактате «Государь» проводимое Макиавелли «очищение» политики от морали превращается в проповедь аморализма в политике. С тех пор аморальная политика по принципу «цель оправдывает средства» получила название «макиавеллизма». Эта сторона Макиавелли была, видимо, ответом на те антигуманные, жестокие, коварные методы правления, которыми пользовались в его время феодальные правители и князья, и с которыми он призывал бороться такими же методами. Да и не это главное в учении этого великого мыслителя. Учение Макиавелли о государстве нельзя отождествлять с макиавеллизмом, который и поныне используют в своих целях нечистоплотные политики.
Наряду с политическими учениями, направленными на утверждение нового, буржуазного общественного строя, в XVI веке в Западной Европе, появляются учения, уже отрицающие этот строй, поскольку уже тогда он начал показывать свои пороки: жестокость в обращении с людьми труда, наживание богатства нечестным путем, усиление эксплуатации в период первоначального накопления капитала и другие. Возникает новое направление общественно-политической мысли, получившее название «утопического социализма», родоначальниками которого стали Т. Мор и Т. Кампанелла.
Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель и политический деятель, подверг критике существующий на его родине общественный политический строй. В своем произведении «Утопия» он нарисовал находящееся на неведомом острове Утопия идеальное государство, где нет частной собственности, где все люди равны по своему положению в обществе. Должностные лица государства избираются всем народом и отчитываются перед ним за свои действия. Важные дела обсуждаются всеми жителями острова. Во главе государства стоит правитель, избираемый всем народом. На острове существует всеобщая обязательность труда на общественных началах. Заметим, что это писал не какой-то бедняк, а аристократ, лорд-хранитель печати английского королевства.
Другим крупным представителем утопического социализма был доминиканский монах Томазо Кампанелла (1568 – 1639). В своем труде «Город Солнца» он рисует государство, основанное на всеобщем равенстве людей. Государственная власть организована на демократических принципах. Должность главы государства занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца.
Политические взгляды Мора и Кампанеллы, несмотря на всю их уто-пичность и историческую ограниченность, имели большое значение в тех условиях. Они выражали мечты народных низов о лучшем будущем.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель творчество которого относится к периоду английской революции сер 17 в. В своих произведениях “О гражданке” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию полит власти, государства и права. Политические и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практичную, созидательную направленность полит науки, полагая, что постижение закономерностей полит жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилия и войн, благоденствию всех людей.

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существовала, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. Гоббс, считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния “войны всех против всех”. Как следствие этого создается “общая власть”, которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу. Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.). С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий. Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть “войну всех против всех”, экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть “так обширна, как только можно ее представить”. В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами. Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на “рационально-бюрократических” принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс, считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских. Тем не менее, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса - аксиома о прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих примерно одинаковыми физической и умственной способностями. Безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии парадоксально оборачивается высшей несвободой, поскольку любой человек имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в “войну всех против всех”. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена под углом зрения совместной мирной жизни людей. Отсюда - естественные законы, на основании которых люди могут прийти к соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает равноправие людей, их равенство как субъектов права. Привилегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам. Фактическое, прежде всего имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юридическую привилегию или создаваться на основе такой привилегии. Иначе будет невозможно само гражданское общество. Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного (“гражданского”) законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер. Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.

Джон Локк

Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два трактата о государственном правлении”.

Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. [7; 103]

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо права”. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.

Заключение

Исследовав политическую мысль Нового времени, я пришел к выводу, что эти теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли. Политическая мысль развивалась высокими темпами. Ее главным достоянием было теоретическое обоснование и внедрение в практику государственной жизни естественного права человека на жизнь, свободу и равенство.

Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать теорию разделения властей.

История

Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования л.п. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.

Типологии

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),

харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

Вопрос 32

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознаниявыступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Вопрос 34

скорее это как НАУКА ОБ ИДЕЯХ. 1ым использовал Антуан де Траси. но потом Наполеон стал негативно отзываться об "идеологии"-теперь "идеология" стала как ложная идея!! потом Маркс и Энгельс : идеология-тип мыслительного процесса,новая идея,рождённая ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ.экономическими мотивами!!,поэтому идеология ложна.у кого какие предпочтения экономические-тот такую идею и придумывает. потом появилась идея,что идеологии создаются историческими,социальными факторами-МАНГЕЙМ. противопоставил идеологию и утопию.идеология-совокупность идей,обосновывающих существующий статус-кво в обществе.утопия-идеи с критической социальной функцией,направлены на свержение данного общественного строя.ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИИ-СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ.идеология стремиться к сохранению или репродуцированию существующего образа жизни. утопия-уничтожает "структуру бытия".
потом идеология становится оправданием поведения властей (СССР)
+одни и те же по основному смыслу мысли могут входить в состав разных идеологий.-выполнять неодинаковые соц.функции.
Сейчас к "идеологии" относятся как к "ложной "форме сознания! но Карл Фридрих говорит,что "идеологии неразрывно связаны с полит. процессом,ибо без идеи не бывает никаких полит.действий."также сам полит.процесс влияет на идеологию!!!идеология либо со временем развивается,либо помирает.

Функции идеологии:
1.когнитивная(познавательная) представляет обществу возможность ориентации в мире политики.
2.Легитимизирующая(оправдывающая) идеология стремиться дать оправдание тому или иному полит.режиму.
3.нормативная.идеология задаёт систему полит ориентаций,принятых в данном общественном строе.идеология очерчивает ЦЕННОСТИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПОЛИТ. СОБЫТИЙ,действий.
4.Интеграционная. идеологии объединяют народ,политически социализирует.
!5.Мобилизационная.объединяет народ.побуждает к полит.действиям. Белл "перевод идей в социальное действие"!
Во всех идеологиях всегда есть:
"ядро"
"отцы основатели"
Манифесты,лозунги и т.п.
идеология либо совершенствуется,либо вырождается.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СПЕКТР: левые-правые. слева те кто ХОЧЕТ РЕФОРМ, справа те кто НЕ ХОЧЕТ РЕФОРМ. и они слева на право идут: РАДИКАЛЫ(больше всех хотят реформ)
ЛИБЕРАЛЫ(развитие должно идти путём поступательных реформ)
УМЕРЕННЫЕ(российская оппозиция!!-все те кто против Путина на выборах выступал,но нихрена не сделал видят проблему ,но лениво решают-едва соглашаются с возможностью даже незначительных перемен)
КОНСЕРВАТОРЫ(стабильность,традиции!!)
РЕАКЦИОНЕРЫ(принять старую полит систему. развиваться ОБРАТНО-обратный ход истории)

вопрос 35

Важность феномена лидерства для функционирования общества осознавалась уже в глубокой древности. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности. Еще Аристотельсчитал что, люди с минуты рождения судьбой предназначены к тому, чтобы одним повелевать, а другим повиноваться. В этой традиции речь идет о чисто личностных качествах лидера, которые проявляются у тех людей, что представляют собой тип «избранников судьбы». Глубокое влияние на современные подходы к пониманию лидерства в эпоху нового времени оказали труды Ф. Ницше, З. Фрейда, Г. Тарда, Г. Лебона и др.

Среди современных теорий и концепций политического лидерства особого внимания заслуживают следующие[55].

Теория черт (Э. Богардус),в которой природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся независимо от ситуации и настроения массы людей, которую они берутся возглавить. Среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. Ордуэй Тид выделял следующие черты: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначения организации и направления ее деятельности, лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение, энтузиазм. дружелюбие и привязанность, порядочность.

Ситуационная концепция (В. Дилл, Т. Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных внешних социальных условий. Лидер рассматривается как функция ситуации, детерминирующая роль отводится обстоятельствам. Авторы не отрицают определенное значение личных качеств лидера, но они рассматриваются как вторичные по отношению к факторам внешней среды. Лидеры используют “логику событий” в случаях, когда наступает подходящее время для того, чтобы пустить в ход свое влияние. “Закон ситуаций” гласит, что ситуация заранее задается и лидер, реагируя на нее должен постоянно демонстрировать черты и свойства, которые программировались этой ситуацией.

Теория личностно-ситуативная (Дж. Браун, Г. Гертц, К. Кейс)пытается найти компромисс признания роли как внешних, так и внутренних факторов обусловливающих деятельность лидеров. Более конкретным проявлением такого подхода является теория конституентов.

Теория конституентов (Ф. Стэнфорд) доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление. Поэтому, в силу доминирования внешнего влияния лидер неизбежно превращается в своеобразную «куклу» поддерживающих его социальных кругов.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно)акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

В структуре теоретических моделей важное место занимает понятие «стиль лидерства», с помощью которого определяются способы достижения лидером своих целей. Западный исследователь Д. Бёрнсвыделил три стиля лидерства:

- стиль «невмешательства», которому свойственно то, что лидер неохотно выходит из узкого круга своей личной ответственности и компетентности: «стоять у руля» государственной машины с многочисленными ее сложностями - не его стихия;

- стиль «координатора», предполагает более активное участие лидера в повседневном течении государственных и общественных дел, но лидер такого типа исходит из чисто прагматических соображений – сохранить единство и стабильность своей структуры, расширять поддержку электората;

-стиль «реформатора», обязывает лидера не только заявлять принципиальные идеологические убеждения, но и иметь политическую волю к тому, чтобы воплотить свою идею в жизнь.

Перед политическим лидерством в настоящее время стоит ряд проблем, которые состоят в следующем:

1) современное общество приобретает все более глобальный характер, перед ним встают специфические задачи, которые лидеры должны решать в новых условиях и по-новому;

2) политическое лидерство подтачивается тем, что из общественного сознания уходят ясные представления, которые были присущи идеологиям былых времен, придумать легенду и повести за ней общество куда сложнее, чем когда-либо прежде;

3) общество становится более разнообразным и фрагментированным, поэтому лидерам все сложнее предложить ему такую программу, что основывалось бы на общей культуре и общих ценностей;

4) сегодня образовался глубокий разрыв между «политическим» и «неполитическим» мирами, а политические лидеры в большинстве своем - карьерные политики и весьма далеки от массы граждан общества.

Ситуации бывают кризисные и стабильные. В

Наши рекомендации