Тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм– это режим жесткой диктатуры и тотального (всеобъемлющего) контроля государства над всеми сферами жизни личности и общества. «Диктатура» (лат. «неограниченная власть») – это жесткое, не контролируемое обществом правление одного лица или группы лиц (элиты) во главе с лидером.

Тоталитаризм возник только в ХХ в., когда передовые страны уверенно вступили в индустриальную стадию развития, возникла разветвленная система массовых коммуникаций, появились технические возможности для идеологического и политического контроля над личностью. В условиях разделения и специализации индустриального труда, разрушения традиционного уклада жизни, уничтожения социальных отношений личность испытывала всё бoльшую незащищенность перед лицом рынка и социальной конкуренции. Стало всё труднее согласовывать на добровольных началах интересы отдельных членов общества. В таких условиях роль универсального регулятора, организатора и координатора взаимодействия индивидов могло выполнить только государство, ролевые функции и полномочия которого, соответственно, возрастали.

Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают в чрезвычайной кризисной социальной обстановке – при нарастающей общественной нестабильности и прямой угрозе распада общества, в условиях общенациональной катастрофы, при необходимости решения исключительно важных для страны стратегических задач. Так возник тоталитарно-коммунистический режим в СССР и большинство тоталитарно-фашистских режимов в Европе (Германия, Италия, Венгрия, Испания, Португалия, Румыния, Болгария и др.) (1920-1030-е годы).

Второй путь становления тоталитарных режимов – их оккупационное навязывание сильнейшей державой. Так возникли тоталитарно-фашистские режимы накануне и в годы второй мировой войны (в оккупированных гитлеровцами Франции – «Виши» и Италии – «Сало», в Словакии, Хорватии, Сербии и др.), тоталитарно-коммунистические режимы Восточной Европы и Юго-Восточной Азии после окончания второй мировой войны («мировая система социализма»).

Зарубежные исследователи тоталитаризма (Х. Арендт, З. Бжезинский, К. Фридрих, Ж. Желев) и ряд отечественных ученых выделяют следующие основные признаки тоталитарного режима:

1. Единственная (правящая) массовая партия (монопартийность). Монополизация и унификация ею всей полноты власти. Отсутствие разделения властей. Отождествление правящей партии с государством («партия-государство»).

2. Жесткая регламентация всех сторон общественной жизни и тотальный (всеобъемлющий) контроль государства над личностью и обществом.

3. Централизованная система партийно-государственного контроля над экономикой и экономического управления.

4. Партийно-государственная монополия на вооруженные силы и вооружение.

5. Монопольная (единая и обязательная для всех) идеология. Жесткий диктат над сферами образования, культуры, СМИ.

6. Жесткое подавление любых проявлений инакомыслия, полное отсутствие свободы слова, иных гражданских прав и свобод.

7. Репрессивная система правосудия. Мощный, разветвленный надзорно-карательный аппарат. Атмосфера тотального взаимного доносительства, шпионажа, провокации, криптомании (мании секретности) и ксенофобии боязнь зарубежья).

8. Каудилизм («вождизм»). Культ личности «вождя нации» («отца народа»), наделенного реальной или фиктивной харизмой.

Все перечисленные признаки в равной степени относятся к обоим типам тоталитаризма – как к «коричневому» (фашистскому), так и к «красному» (коммунистическому). Наконец, следует признать, что тоталитарные режимы обоих типов обладают исключительно высоким мобилизационным потенциалом. Утверждаясь в эпоху национальных кризисов, они эффективно мобилизуют общественные ресурсы на решение общезначимых социальных проблем и вывод страны из образовавшегося тупика. Так, в фашистской Германии реализация четырехлетнего плана «автаркии» («самоусиления») (1935-1939 гг.) позволила преодолеть глубокий социально-экономический кризис и вывести страну из многолетнего прорыва. В СССР сталинский режим в годы предвоенных пятилеток (1928-1940 гг.) успешно решал традиционные для России проблемы «догоняющей экономики», обеспечил индустриализацию страны, её экономическую независимость, укрепление обороноспособности, механизацию сельского хозяйства, полную ликвидацию безграмотности, а в годы войны – сделал возможной победу советского народа над мощным, жестоким и хорошо подготовленным врагом.

Реальные «преимущества» тоталитарных режимов не делают их более привлекательными, человечными и перспективными для современной мировой общественности. Однако они усложняют научный анализ этих режимов, самого феномена тоталитаризма, заставляют более вдумчиво и объективно относиться к изучению сложных экономических, социально-политических и духовно-идеологических детерминант истории человечества.

Политическая система РБ.

Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему,

где наряду с новыми компонентами cохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных

признаков:

• определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;

• недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;

• отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;

• слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;

• фрагментарность политической культуры в условиях

радикального изменения системы ценностей.

Политическая система Республики Беларусь

За десять лет в политической системе можно увидеть позитивные результаты: (

страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации;

заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты;

структурирована мощная управленческая машина и значительно укреплена политическая власть;

обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти;

выстроена четко действующая система общественно-политических отношений;

утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения;

удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка;

на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны

Наши рекомендации