Политический конфликт: стороны, функции, структура

Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество.Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.Структура политического конфликта:– условия его возникновения и протекания– участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей;– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;– характер конфликта;– пространственно-временные параметры;– этапы и интенсивность протекания;– последствия и результаты.Стадии развития конфликта:1) скрытая, или латентная, форма:– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;– осознание препятствия для удовлетворения интереса;– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;2) открытая, или стадия противостояния:– политические воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба;3) послеконфликтная стадия:– тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование.Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.Типы политических конфликтовПолитический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.Типы политических конфликтов:1) по времени действия: затяжные или скоротечные;2) по интенсивности: слабые или сильные;3) по масштабам действия: локальные или региональные;4) по формам проявления: мирные и немирные;5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.Выделяютконфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.





Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.Управление конфликтом Политические противоречия и конфликты – неизбежный атрибут политического процесса. В современном обществе на основе цивилизованной политической культуры необходимо создавать и воспроизводить справедливые нормы, «правила игры», позволяющие конструктивно решать политические конфликты, упорядочивать динамику политического процесса.

В процессе мирного разрешения конфликтов необходимо учитывать ряд факторов:– наличие в обществе института для ведения переговоров: согласительные комиссии, конституционный суд и т. д.;– согласие между сторонами по поводу того, что должно собой представлять совместное решение;– использование традиций мирного урегулирования конфликта, имеющихся в данной стране или других странах;– равные права сторон и полномочия решать конфликтную ситуацию;– личностные особенности участников конфликта;– особенности национально-этнической и культурной среды, в которой происходит конфликт, и ее влияние на его специфику.

54.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

1. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

2. Внутриполитические кризисы - это:

o правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

o парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

o конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

o социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего".

В чем же причины конфликтов?

1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

5. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

6. Зависть.

7. Ненависть.

8. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

55.

Наши рекомендации