Структурная характеристика государства
-представительные органы(парламент,законодательные органы на местах)
-исполнительно-распорядительные(президент,правит-во,администрация на всех уровнях)
-судебные органы(верховный,арбитражный,суды всех инстанций)
-надзирательно-контрольные органы(констит. суд,пракуратура,таможня,налоговая инспекция)
-органы госбезопасности и охраны общественного порядка(силовые структуры).
В структурном плане гос-во представляет собой разветвленную систему учреждений, олицетворяющих три ветви власти:законодательную,исполнительную и судебную.
Билет № 14
Формы государственного правления
1)Монархия(форма правления-единовластие,источник власти-монарх,власть организована на династическом принципе
Два вида:
-неограниченная(абсолютные в виде деспотии,тирании,империя)
Деспотия-самодержавная власть,подавление подданных(вост. страны)
Тирания-держится на насилии вопреки воли подданных(Европа)
Империя-большие размеры,есть центр и периферия(страны Ближнего Востока)
-ограниченная(представительно-сословные(Испания), конституционные(парламентарная)(Япония,Иордания)
2)Республика(форма правления-представительная,народ выбирает во власть своих представителей,источник власти-народ.Власть организуется в результате выбора и сроки ее длит-ти ограничены
Три вида:
-парламентская(«демократия без лидера»)(Парламент формирует исполнит. власть-из своей среды выбирает президента как главу гос-ва,формирует правит-во из депутат. Большинства.Наличие полит. оппозиции,многопартийность)
-президентская(США)(«демократия с лидером»)(президент обладает формальной харизмой,сосредотачивает всю полноту исполнит. власти,являясь главой госуд.правит-ва,подчиняется конституции,руководит внеш. и внутр. политикой гос-ва.Особенностью является полная самостоят-ть верх.власти,где верховный судья выбирается пожизненно. Парламент не может вынести отставку правит-ва, но может вынести имплимент президенту, а президент не имеет права распускать парламент)
-смешанная(полупрезидентская)(Франция,Россия,Австрия,Польша)(двойная ответственность президента перед правит-вом,президент выбирается народом,является главой гос-ва и главнокомандующим,он имеет право на досроч. роспуск парламента,объявлять чрезвычайное и военное положение.Парламент может досрочно отправить в отставку правит-во,он контралирует действия правит-ва в ежегод. утверждении бюджета,регуляр. отчет правит-ва перед парламентом).
Билет №15
Формы территориально-административного устройства (унитарная, федерация, конфедерация)
1)простые(унитарные гос-ва(единый),соотношение центр. власти и власти на местах, форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Основные признаки унитарного государства:
-единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
-единые для всей страны высшие органы власти;
-единая система законодательства;
-единое гражданство;
-единая денежная единица;
-составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.)
2)сложные(многосоставные гос-ва,федерации(Федерация-это добровольное объединение нескольких терр.-администр. Образований в единое союзное гос-во)
Принципы формирования федераций:
-территориальный(США)
-национально-этнический(Югославия,Индия)
-территорильно-национальный(РФ)
Особенности:-два уровня высшей власти(союзный,субъектно-федеративный)
-субъекты федерации самостоятельно решают задачи,но не имеют право выйти из федерации самостоят-но).
Конфедерация-межгосударственное объединение суверенных независимых гос-в.Создаются для совместного решения какого-либо вопроса, и члены конфедерации могут иметь один орган управления(носит рекомендательный хар-р)(Европейский союз,СНГ)
Гос-во как и власть носит двойственный хар-р,выраженный в том,что гос-во выступает как символ и гарант единства какого-либо общества,гос-во противостоит общ-ву в лице чинов.-бюрократического аппарата,который является источником злоупотребления властью.
Билет №16