Природа политического режима

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века; категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу син­тетического характера должна была рассматриваться в качестве сино­нима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, посколь­ку функционирование государства характеризует не политический, а го­сударственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям полити­ческой жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: фор­му правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процес­сов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической; а также характеру политической сис­темы, включающей в себя государственные и негосударственные общест­венно-политические организации.Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-полити­ческой «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком пони­мании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, на­рушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влияние множество факторов: сущность и форма государства, ха­рактер законодательства, фактические полномочия государственных ор­ганов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономи­ки, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Сущест­венное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода обществен­но-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки поже­ланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директив­ными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздей­ствие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Полит.режимы: тоталитаризм.

ТР-от лат. totalis ("весь, целый"), в полит.оборот ввел Муссолини. В научный оборот ввел Шмит. ТР стремится к тотал. контролю в жизни об-ва; был осмыслен после 2ой МВ. Режим Сталина и Гитлера. Критерии: 1.всеобщ.контроль и насилие в об-ве. Власть контролирует все сферы: полит.экон. религ., семейную жизнь; 2.власть формируется бюрократическими способами; они закрыты для об-ва, об-во не участвует в выборах (их нет); нет механизма преемственности;3 об-во отчуждается от власти; 4.уничтожаются все обществ. организации как не зависимые от гос-ва, т.е. подконтрольны, типа профсоюзы; 5.запрещено все, кроме того, что приказано; 6.роль идеологии очень велика. Идеология=светская религия, идеология власти, развитая пропаганда; 7.полит.лидерство-лидер харизматич-кий, его взгляды распространяются на все об-во; он может опираться на полит. партию; 8. права и свободы носят декларативный характер, но права на беспл. образование и мед. обслуживание, 9.только гос. СМИ; полный контроль, цензура, любое сравнение опасно;10.полит.партии уничтожены, кроме правящей. Руководство сливается с гос.аппаратом; партийные чиновники=гос.чиновники;1 1.преобладает исполнит. власть. Может существовать законодат. власть, но только формально;12.рост репрессивного аппарата;ТР не сущ. без тайных арестов и т.п. Все оппоненты уничтожаются (СССР - 20-25 млн. погибло). Разновидности ТР: коммунизм советского типа

(1918 - смерть Сталина): наиболее идеальный ТР,фашизм(итал.)-возрождение бывшего величия Римск. имп, национал-социализм (Германия при Гитлере);ненависть наций, цель - мировое господство.


Наши рекомендации