Характеристика основных этапов развития зарубежной политической мысли.

Политологии возникла в конце 19в.

4этапа:

1. Древний мир и античность ( с незапамятных времен до 4 в н.э)

2. Средневековье (5век-1половина17в)

3.новое время (2половина 17в-18в.)

4. Новейшее время (с19в-по настоящее время )

1.древний мир.

Заратустра(Персия) его концепция дуализма : в мире есть два бога добра и зла , которые между собой борется , и в зависимости от того, какой из них побеждает , такие порядки и устанавливаются на земле . Добрый бог-добрые , и наоборот .

Будда(Индия) земные порядки устанавливает человек , прошедший нирвану . Человек становиться Буддой (богом ) и получает от бога особое просветление.

Лао цзы(др.китай ) даоцизм(дао)- правильный путь .он отрицал насилие.он призывал людей воздержаться от резких движений . Отрицательно относился к армии.

Конфуций(Китай) - патриархальная (семейная) : учил , что порядки на земле устанавливает император . Получивший для этого власть от бога . Лучшим считал гос-во где император правит своими поданными как отец детьми , а чиновники относятся к крестьянам как старшие братья к младшим .

Античность.

Сократ (законник) : делил все гос-ва на совершенные ( царства) и не совершенные(тирании). В основу разделения положил закон: там где правят по закону-царство, где наоборот -тирания.

Платон :делил гос-ва на совершенные и несовершенные . К соверш относил монархию и аристократию. К несоверш олигархию , демократию , тимократию(власть военных) и тиранию . Разработал учение об идеальном гос-ве, которым считал кастовое гос-во. На верху кастовой пирамиды расположил мыслителей ( философов) , управляющих гос-вом и военных. Внизу -крестьяне , ремесленники . Семья -удел крестьян и ремесленников . Выступал за борьбу с коррупцией

Аристотель( ученик Платона ) : делил гос-Ва на соверш и несоверш. Соверш - монархия, аристократия, полития(гос-во среднего.) несоверш- олигархия , демократия , охлократия(власть толпы), тирания. Отрицал учение Платона об идеальном гос-ве., так так считал что идеального государства быть не может . Наиболее совершенным считал политию. (государство среднего ) , где нет особо богатых/бедных. Это учение трансформировалось в концепцию гос-ва среднего класса.

2. Средние века

Иоанн богослов - вернулся вновь к взглядам о божественном происхождении земных порядков . Бог создал земные порядки , поэтому людям не надо задумываться о них, и ничего изменять.

Аврелий Августин -предерживался мнения богослова., но внес новое понимание истории. До него историю считали- водоворотом событий(хаос). Он же говорил , что история это стрела выпущенная из лука. Начало сотворения мира и конец - всеобщая крестионизация)

Фома аквинский(монах): концепция о власти . Народ внес новые понимания во властные отношения . Народ всегда должен подчиниться господину , до тех пор , пока тот правит по закону . А если закон не соблюдается , народ имеет право на не подчинение.

Никола Маккиавелли : отрицал божественное происхождение земных порядков. Хотел сделать политику-наукой

Новое время .

Концепция естественных прав ( Гуго гроций,джон Локк Томас гоббс) -человек должен рождаться с естественными правами на жизнь свободу слово вероисповедание образование

Концепция общественного договора : государство и общество являются равноправными субъектами политики , и заключают между собой как бы негласный договор : по которому государство обязуется защищать естественные права граждан . За эту услугу общество обязуется содержать государство и подчиняться его требованиям.

шарль луи Монтескье : искал замену монархии и нашел ее в разделении властей на : исполнительную, законодательную, судебную

Вольтер : отстаивал идеи свободы и равенства всех перед законом .

Новейшее время .

Концепция либерализма : либерализм означает сокращение степени контроля гражданского общества со стороны . Чем меньше контроля , тем более либеральнее государство.

Концепция марксизма. : Маркс исследовал проблему эксплуатации человека человеком . Эксплуатация возникла при делении общества на классы ( эксплуататоры и эксплуатируемые)

5.этапы развития политической мысли в России.

1. древний мир . митрополит киевский. Илларион ( 11в)

“слово о законе и благодати”; богословско- историческая концепция. Русские земли включены в общемировой процесс торжества божественного света над тьмою язычества.

2. повесть временных лет

идея единства русской земли.

Средневековье.

1. представление о человеке “как образе и подобии ” бога , призванный плддерживать гармонию и порядок.

2. “москва- третий рим”

филофей

Влавствование 3-х великих всемирных государств , судьба которых исправлялась волей бога.

Наши рекомендации