Понятие государственного управления, цели, функции.

Государственное управление – 1) осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; 2) целенаправленное воздействие государства на общественные процессы, явления, отношения и деятельность людей с учетом механизмов обратной связи; 3) практическая организация и регулирование воздействия государства на общественную жизнь и эффективные преобразования.

Цели государственного управления Республики Беларусь:

- Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны;

- Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечение устойчивого и надежного демократического развития страны;

- Конституционная защита прав и свобод граждан РБ, общая административно-правовая регуляция;

- Формирование гос полит, направленной на повышение благосостояния людей;

- Поддержание рыночных механизмов развития соц модели рыночной экономики;

- Грамотное взаимовыгодное сотрудничество регионов и центров.

Функции государственного управления:

· Планирования – определяет цель, стратегию и тактику достижения результата;

· Организации – создание условий для взаимодействия людей для достижения желаемого результата;

· Регулирования – направлена на то, чтобы человек в рамках организации выполнял соответствующий объем деятельности;

· Контроля – обратная связь, которая обеспечивает эффективность

государственного управления.

Существует ряд определений государственного управления, которые можно разделить на четыре группы:

- государственное управление - как набор политических институтов, которые принимают политические решения и реализует публичную политическую вдасть;

- государственное управление – это право, которое регулирует правовые отношения институтов управления граждан и общества;

- государственное управление как систему государственного менеджмента, т.е. как способа практической организации работы, публичной власти;

- государственное управление как вид профессиональной деятельности.

Государственное управление реализуется через взаимодействие экономического, административного и политического управления.

Экономическое управление – процесс, через который обеспечивается усиление экономического потенциала государства в интересах социального развития.

Административное управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля работы управленческой системы.

Политическое управление – процесс постановки общенациональных задач, выработка политического курса, принятие решений на общегосударственном уровне, куда вовлечены органы государственной власти и структуры гражданского общества.

61 Политическое управление в структуре государственной власти.

Теория политического управления как область знаний и как междисциплинарный комплекс складывалась 1940-1950-ые гг. 20-го века.

В 1937 году в Гарвардском университете создана Школа государственного управления, которая исследует программы связанные с политическим анализом. теорию политического управления в 1940-1950-ые гг. разработали Г.Лассуэл и Г.Саймон.

Политология изучает государственное управление в структуре политического процесса. В демократическом правовом государстве главным субъектом управления является народ, который свободно выбирает представителей в государственные органы власти. Государственное управление тесно связано с понятием политический менеджмент.

Основные цели политического менеджмента:

· Укрепление авторитета государственного или политического деятеля;

· Создание благоприятных условий для деятельности государственных учреждений, политических партий, общественных организаций;

· Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта;

· Мобилизация граждан для политической поддержки определенных групп, лиц или общественных организаций.

Актуальными вопросами в области управления государством, которые изучают политологи являются:

- Распределение власти между политиками и управленцами;

- Отношения между политической властью, административной властью и обществом, воздействие на характер и природу политической системы;

- Источники и ресурсы власти и возможности воздействия на политические процессы.

В РБ сложились две основные научные школы исследования проблем полит управления:

· политико-управленческая (Академия управления при Президенте РБ);

· политологическая (кафедра политологии БГУ).

Политическое управление является важным фактором в системе государственного управления, где формируются политические идеи и концепции развития общества.

62.Политическая система РБ на современном этапе.

В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла 4 этапа:

Первый этап: 27 июля 1990 – 15 марта 1994 гг. Провозглашение независимости Республики Беларусь, учреждение и легитимация политических институтов;

Второй этап: 1994 – 24 ноября 1996 гг. Конституционный кризис, связанный с системой государственного устройства, принципам разделения властей, моделью развития общества;

Третий этап: 1996 – 2005 гг. Политический выбор и апробация эффективной модели развития общества, обеспечение социальной стабильности и эффективности.

Четвертый этап: с 2006г. Разработана стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, где ведущая роль принадлежит Президенту.

Особенности белоруской политической системы:

· крепкая президентская власть, разделение властей, ведущая роль Президента в выработке политического курса государства;

· использование новых форм народовластия – Всебелорусских собраний и референдумов;

· социально-ориентированная государственная политика;

· легитимация политического курса государства через референдумы 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.;

· устойчивое социально-экономическое развитие, развитие модели социально-ориентированной рыночной экономики;

· политическая стабильность государства;

· многовекторность внешней политики, где приоритет создания союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Государство как основной институт политической системы оказывает влияние на трансформацию белорусского общества и призвана решать комплекс задач:

- проведение эффективной политики, взаимодействие ветвей власти, что способствует качественному управлению в государстве;

- формирование новой управляющей элиты, способствующей компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;

- улучшение стиля управления и роли местных органов власти;

- демократизация государственного контроля за деятельностью институтов власти в реализации политических и управленческих решений;

- формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.

Основные принципы политической системы Республики Беларусь закреплены в Конституции РБ.

Наши рекомендации