Герои советского союза, принимавшие участие в боях в составе 5-й воздушной армии 9 страница

Высокое мастерство при выполнении боевых заданий показали летчики 7-го истребительного авиакорпуса Ф. Ф. Архипенко, М. В. Бекашонок, Л. И. Горегляд, Н. Д. Гулаев, Н. К. Дилигей, В. А. Карлов, Е. П. Мариинский, Ю. А. Немцевич, А. В. Оборин, В. А. Фигичев, П. И. Чепинога.

20 октября шестерка советских истребителей (ведущий гвардии подполковник В. И. Бобров) в районе Червона Каменка, Пятихатка, Попельнастое встретила 18 “юнкерсов” в сопровождении пары “мессершмиттов”. Развернувшись, советские летчики бросились в атаку. Пара связала боем немецких истребителей, а четверка, словно смерч, обрушилась на бомбардировщики. Бобров с ходу сбил ведущего, разрушив строй всей группы. В следующую минуту запылал огнем еще один “юнкерс”. Его сбил гвардии лейтенант М. В. Бекашонок. Третий фашистский самолет уничтожил гвардии подполковник Бобров. Тут же Бекашонок сбил четвертый Ю-87. [116] Он прибыл на фронт 29 мая 1943 года. В 129-м гвардейском полку показал образцы мужества и отваги. Группы, водимые им в бой, наводили страх на гитлеровских летчиков, а летный состав полка заслужил большое уважение у солдат и офицеров наземных частей. Не раз во время воздушного боя он получал по радио благодарность от наземного командования за сбитые вражеские самолеты.

24 октября шесть истребителей 129-го гвардейского авиаполка во главе с гвардии старшим лейтенантом Ф. Ф. Архипенко прикрывали свои войска в районе Лиховка, Лозоватка, Вольные Хутора и заметили большую группу Ю-87 в сопровождении пяти Ме-109. Пара советских истребителей сковала боем “мессершмитты”, а четверка под командованием Архипенко атаковала “юнкерсы”, расстроила их боевые порядки, не допустила врага к прицельному бомбометанию. В воздушном бою, который длился двадцать минут, Ф. Ф. Архипенко сбил два Ю-87, еще один “юнкерс” и “мессер” сбил гвардии старший лейтенант Н. Д. Гулаев.

30 октября четверка истребителей, которую вел гвардии старший лейтенант Ф. Ф. Архипенко, вылетела на прикрытие наземных войск в районе Чечеливка, Ивановка, Веселый Кут и встретила 18 Ю-87, вокруг которых барражировали 6 Ме-109. По команде Архипенко группа вступила в бой, в ходе которого сбила 3 самолета противника, 1 из них был уничтожен ведущим четверки.

В октябре соединения и части воздушной армии произвели 10 165 самолето-вылетов. Было сброшено 975 т бомб и уничтожено 278 вражеских танков, 42 батареи полевой и зенитной артиллерии, 1244 автомашины и 136 железнодорожных вагонов, 45 складов боеприпасов и горючего{17}. Особенно напряженно авиация действовала до 12 октября, когда было совершено более половины всех вылетов.

Оказывая непрерывную поддержку наступавшим войскам, советские летчики 409 раз вступали в воздушные схватки с врагом и сбили 582 самолета противника. Воздушная армия потеряла 72 машины. Больше всех потерь понес 7-й истребительный авиакорпус (командир генерал-майор авиации А. В. Утин). На его аэродромы не вернулись 47 самолетов “Аэрокобра” и 25 летчиков{18}, [117] Потери объясняются тем, что некоторые молодые летчики отставали от строя, оставались без прикрытия, становились жертвами фашистских истребителей, атакующих только одиночные самолеты и небольшие группы. Отмечались случаи растерянности и невнимательности отдельных авиаторов, недооценки ими противника и потеря бдительности.

В битве за Днепр 5-я воздушная армия произвела около 18 тыс. боевых вылетов. Противнику был нанесен значительный урон как в живой силе, так и в боевой технике. В сентябре — октябре 1943 года было уничтожено 456 танков, 3097 автомашин, 156 батарей полевой и 72—зенитной артиллерии, 119 складов с горючим и боеприпасами, 58 самолетов на аэродромах, рассеяно и выведено из строя около 6 тыс. солдат и офицеров. В воздушных боях летчики сбили 716 вражеских самолетов, из них 301 бомбардировщик{19}.

Успешное выполнение заданий командования, самоотверженная работа личного состава армии обеспечивались партийно-политической работой, которая отличалась конкретностью и непрерывностью. Митинги и партийные собрания, боевые листки и живое слово агитаторов-коммунистов, письма в газету “Советский пилот” и письма земляков способствовали созданию наступательного порыва у авиаторов, мобилизовывали их на новые подвиги в борьбе с ненавистным врагом. Умело строили свою работу заместители командиров 1-го бомбардировочного и 1-го штурмового авиакорпусов по политической части генерал-майор авиации Ф. И. Брагин и полковник И. С. Беляков, начальники политотделов дивизий полковник К. Г. Присяжнюк, подполковники Е. И. Копылов и А. М. Старчак, заместители командиров авиаполков по политической части майоры А. Д. Грибченко, А. Д. Шрам-ко и Г. С. Щербаков.

Генерал Ф. И. Брагин работал в корпусе со дня его формирования. Он знал людей, был приветлив со всеми, любил находиться среди летчиков и техников, младших авиационных специалистов, в беседах умел найти нуж-ные слова, которые доходили до сердец людей, поднимали настроение, вселяли уверенность в успех.

В корпусе установился очень хороший обычай: экипажу или звену, отлично выполнившему бомбометание, [118] вручалась фотокарточка, на которой были портреты членов экипажа или звена, а также результаты удара, утвержденные подписью командира авиакорпуса. Такие фотодокументы были выданы командиру 1-й гвардейской бомбардировочной дивизии гвардии полковнику Ф. И. До-бышу за меткий удар по железнодорожному мосту через Днепр, командиру эскадрильи 81-го гвардейского авиаполка гвардии капитану П. Я. Гусенко, успешно поразившему цели в районе Домоткани, и многим другим.

Полковник И. С. Беляков, офицеры политотдела 1-го штурмового авиакорпуса много внимания уделяли росту рядов партии. Во время битвы за Днепр свою жизнь с Коммунистической партией связали 218 лучших авиаторов, и среди них прославленные авиаторы лейтенант Н. Г. Столяров, младшие лейтенанты В. И. Андрианов и И. Г. Драченко.

Политработники армии служили для всего состава примером храбрости и отваги в воздушных боях. Систематически летали на боевые задания заместители командиров авиаполков по политчасти майоры М. Т. Вергун, В. А. Константинов, С. Ф. Мельников, Г. С. Щербаков. Заместитель командира 930-го Комсомольского авиаполка по политической части майор А. Д. Шрамко ведущим группы самолетов первым в 5-й воздушной армии перебазировался на правый берег Днепра.

Напряженно трудились офицеры инженерно-авиационной службы воздушной армии инженер-подполковник А. И. Стародубцев, инженер-майор Д. А. Колесников, инженеры-капитаны П. И. Баринов и Т. Б. Кожевникова. Находясь все время в частях, они помогали инженерам и техникам, специалистам различных служб обеспечивать боевые вылеты, восстанавливать самолеты, получившие повреждения, изучать сложную авиационную технику. Так, в истребительных авиаполках, вооруженных “Аэрокобрами”, инженер-капитан Т. Б. Кожевникова срочно произвела существенные доработки но усилению конструкции этого самолета. Вскоре по просьбе командования 7-го истребительного авиакорпуса она была назначена старшим инженером 438-го истребительного авиаполка, которым командовал подполковник А. В. Оборин.

Высокую дисциплину, организованность и исключительную самоотверженность проявляли техники, механики, оружейники. Стремясь своевременно обеспечить боевую работу летчиков, они сутками не уходили с аэродромов. И не только качественно готовили материальную [119] часть к вылету, но и сами просились в полет, чтобы заменить раненых воздушных стрелков.

Хорошо был организован труд технического состава в 66— м штурмовом авиаполку. Старший инженер полка инженер-капитан С. Б. Некротин со своими подчиненными обеспечил безотказную работу авиационной техники. Отличным специалистом проявил себя инженер по спецоборудованию старший техник-лейтенант П. Я. Кнестяпин. Под руководством комсорга полка старшего лейтенанта Ю. А. Мосеева комсомольцы А. И. Бродский, П. И. Золотов, И. Ф. Зимовнов помимо выполнения своих постоянных обязанностей за короткий срок вернули в строй шесть “ильюшиных”, сильно поврежденных в боях.

С особой теплотой вспоминают летчики и техники 488-го истребительного авиаполка о механике старшине В. А. Васильеве. Перелетал он с аэродрома на аэродром обычно вместе со своим командиром (в гаргроте, без парашюта). Васильев не оставлял самолета на аэродромах даже при бомбежках, когда свистели горячие осколки и засыпало землей. Спал он обычно урывками, в ожидании вылета, прямо под крылом самолета.

Немало было забот у работников медицинской службы армии. В целях предупреждения переутомления летного состава по их инициативе в некоторых батальонах аэродромного обслуживания были организованы нештатные дома отдыха на 15—20 человек. Вкусная пища, удобное размещение, покой, уход, размеренный, правильный режим, здоровый сон — все это позволяло быстрее восстанавливать силы авиаторов, пополнять запас бодрости и энергии.

В 7-м истребительном авиакорпусе (начальник службы подполковник медицинской службы Г. П. Власкин) с хорошими результатами на самолетах По-2 проводился поиск летчиков, совершивших вынужденную посадку или покинувших поврежденные машины. Вылетавшие на поиски врачи авиаполков капитаны медицинской службы Г. С. Вайнтрауб и И. И. Смольников оказали помощь более двадцати летчикам.

Боевые успехи авиаторов были высоко оценены и командованием фронта, и Верховным Главнокомандованием. За смелость и отвагу, проявленные в боях с вражеской авиацией, за активную поддержку с воздуха наступавших наземных войск многие летчики, штурманы и другие члены экипажей боевых машин удостоились высоких государственных наград. 294-я истребительная [120] авиадивизия подполковника И. А. Тараненко второй раз получила почетное наименование и стала называться Полтавско-Александрийской. За героизм летного состава, проявленный в боях над Днепром, наименование Черкасской было присвоено 304-й истребительной авиадивизии полковника И. К. Печенко. К прежнему названию 312-й ночной легкобомбардировочной авиадивизии прибавилось почетное наименование Знаменской.

Освобождение Украины продолжалось. В ноябре — декабре 1943 года наступательная операция 2-го Украинского фронта имела целью расширение плацдармов на правом берегу Днепра. В конце ноября были освобождены города Черкассы, Чигирин, Александрия, Новая Прага. В последние дни декабря войска фронта вели бои в районе Кировограда. За этот период авиаторы 5-й воздушной армии совершили 8045 боевых вылетов, провели 231 воздушный бой, в которых сбили 224 фашистских самолета различных типов

Над Правобережной Украиной

В соответствии с планом Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил зимне-весенняя кампания началась наступлением на Правобережной Украине. С конца декабря 1943 года до середины апреля 1944 года на огромных просторах от Полесья до Черного моря, от Днепра до Карпат развернулась одна из крупнейших битв второй мировой войны.

По плану Ставки Верховного Главнокомандования четырем Украинским фронтам предстояло разгромить группы армий “Юг” и “А”, освободить Правобережную Украину и Крым. Еще 29 декабря 1943 года Ставка ВГК приняла решение о тесном взаимодействии 1-го и 2-го Украинских фронтов для разгрома немецко-фашистских поиск на каневском выступе. До этого 2-ы Украинский фронт готовил удар в южном направлении, на Березнеговатое, с целью разгромить совместно с 3-м и 4-м Украинскими фронтами никопольско-криворожскую группировку врага. Теперь ему было приказано перенести основные усилия с левого крыла в центр и не позднее 5 января 1944 года нанести главный удар на Кировоград, Первомайск, вспомогательный — на Шполу, Христиновку с целью соединиться там с войсками 1-го Украинского фронта.

В решении, принятом генералом армии И. С. Коневым, главная роль в операции отводилась войскам 53, 5 и. 7-й гвардейских, 5-й гвардейской танковой армий, 5-го гвардейского и 7-го механизированного корпусов. Их действия должна была поддерживать 5-я воздушная армия. Четыре авиационных корпуса (1-й бомбардировочный, 1-й штурмовой, 4-й и 7-й истребительные), 312-я ночная легкобомбардировочная авиадивизия и 511-й отдельный разведывательный авиаполк воздушной армии на 1 января 1944 года имели 702 исправных самолета{1}. У противника было 770 самолетов. [122] Время на подготовку к наступлению было ограничено, однако офицеры штаба во главе с генерал-майором авиации Н. Г. Селезневым в ускоренные сроки отработали необходимые письменные и графические документы: планы боевого применения, прикрытия войск, перебазирования авиации, разведки, взаимодействия, организации связи, материально-технического обеспечения и другие. Bce эти документы были доведены до исполнителей.

Политический отдел армии (начальник политотдела полковник Н. М. Проценко), политорганы авиационных корпусов и дивизий, партийные и комсомольские организации частей провели большую работу по подготовке личного состава, длительное время находившегося в напряженных боях, к выполнению новых трудных боевых задач. Командиры, политорганы и партийные организации главное внимание сосредоточили на воспитании авиаторов в духе советского патриотизма, беззаветной преданности долу Коммунистической партии. Широко разъяснялись требования Верховного Главнокомандования: смело и решительно взламывать вражескую оборону, день и ночь преследовать противника, не давать ему закрепляться на промежуточных рубежах, уничтожать живую силу и технику гитлеровцев.

Надежной опорой командования и политорганов в воспитании у личного состава наступательного порыва и мобилизации на выполнение боевых заданий являлись партийные организации. Перед началом операции в воздушной армии было более 150 первичных организаций, 360 ротных и им равных парторганизаций, насчитывавших свыше 9 тыс. коммунистов, которые находились на решающих участках, прежде всего в парторганизациях авиационных полков и эскадрилий{2}.

Генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов решил для взаимодействия с наземными войсками при прорыве вражеской обороны привлечь до 200 боевых самолетов, а остальные использовать для авиационной поддержки ввода в прорыв 5-й гвардейской танковой армии и содействия развитию наступления общевойсковой армии на главном направлении. Этим объединениям по замыслу командующего фронтом предстояло наступать в обход Кировограда с севера и юга по сходящимся направлениям, окружить и уничтожить кировоградскую группировку противника. [123] большинство авиационных полков и дивизий перебазировалось на новые передовые аэродромы, подготовленные к тому времени инженерными подразделениями и батальонами аэродромного обслуживания.

Большую работу проделал личный состав автотранспортных батальонов и автомобильных подразделений бао, который к началу операции в сложных погодных условиях, по бездорожью, часто под бомбежками и обстрелом вражеской артиллерии доставлял на аэродромы и склады все необходимое для боевой работы. Особенно отличились водители рядовые А. С. Полтавская, которая перевезла свыше 400 т различного груза, Н. А. Ларина, доставившая около 200 т боеприпасов, а также рядовой Л. Е. Левченко, сумевший перевезти 82 т бомб.

Среди водителей было много умельцев, отличных знатоков техники. Например, рядовой И. И. Булавкин и его товарищи в районе боев подобрали несколько поврежденных вражеских грузовиков, отремонтировали трофейные автомашины и перевезли на них сотни тонн грузов и боеприпасов.

Отступая на запад, гитлеровцы минировали дороги, взлетно— посадочные полосы, аэродромные сооружения, оставляли на складах бомбы и другие боеприпасы. И здесь высокое воинское мастерство показали сержант С. М. Муравьев, обезвредивший более тысячи бомб, и ефрейтор Л. С. Саакян, разминировавший двести вражеских мин. Оба специалиста за проявленное мужество были награждены медалью “За отвагу”.

В ходе подготовки к операции вновь проявил себя прекрасным знатоком дела и способным организатором начальник тыла армии генерал-майор авиации П. М. Тараненко.

Несмотря на сжатые сроки, командиры и штабы корпусов и дивизий сумели полностью отработать вопросы взаимодействия с наземными войсками. В 1-м штурмовом авиакорпусе ведущие групп изучили организацию танковых частей, боевые свойства различных типов отечественных танков, их скорости, конфигурацию и размеры. Офицерам-танкистам, в свою очередь, сообщались необходимые введения о тактических возможностях штурмовика Ил-2. Подобные занятия приносили обоюдную пользу. Большое значение имело и личное общение воинов, которым совместно предстояло решать боевую задачу. При подготовке летного состава большое значение придавалось личному общению командиров групп штурмовиков [124] к авиационным представителем — авианаводчиком, который, как правило, располагался в командирском танке в голове колонны. Все летчики и штурманы детально изучили район боевых действий, определенные планом взаимодействия сигналы опознавания и обозначения танков, порядок целеуказания, позывные радиостанций, знали средства наземного обеспечения самолетовождения.

Накануне перехода в наступление во всех частях и соединениях были проведены митинги, партийные и комсомольские собрания. Авиаторы поклялись удержать господство в воздухе, драться с врагом стойко и самоотверженно, умножать славу советского оружия, боевого знамени полка.

Кировоградская наступательная операция началась 5 января 1944 года, но действия авиаторов в этот день были ограничены. Из-за низкой облачности, тумана, слабой видимости боевые вылеты почти не производились. Зато 6 января летчики воздушной армии, взаимодействуя с наземными войсками, обрушили мощный бомбоштурмовой удар по основным узлам обороны противника в районах Лелековки, Обозновки, по дорогам на Кировоград, железнодорожным эшелонам. Особенно эффективно в этот день действовали штурмовики 1-го авиакорпуса, которые произвели 348 боевых самолето-вылетов, уничтожив и повредив 26 танков, 112 автомашин, подавив огонь 5 батарей долевой и 2 — зенитной артиллерии. В 15 воздушных боях летчики корпуса сбили 7 вражеских самолетов, потеряв 2 экипажа.

Вот краткие архивные данные о боевых вылетах авиаторов этого соединения: “...группа из двенадцати “ильюшиных” (ведущий командир эскадрильи 800 шап капитан С. Д. Пошивальников) штурмовала артиллерийские позиции и танки противника юго-западнее Аджамки и уничтожила пять автомашин.

Заходя третий раз на цель и расстреливая из пушек и пулеметов пехоту противника, Пошивальников заметил в воздухе четыре Ме-109, идущих на сближение с группой Ил-2. Не растерявшись, он быстро построил группу в “оборонительный круг” и принял бой с вражескими истребителями. В этой схватке огнем штурмовиков и истребителей прикрытия был сбит один Ме-109. Группа без потерь вернулась на свой аэродром”. “...Группа из восемнадцати Ил-2 (ведущий командир 673-го авиаполка майор А. П. Матиков) штурмовала живую силу, [125] танки и автомашины в районе Завадовки и уничтожили семь автомашин и до ста солдат и офицеров”. “...Группа из двенадцати Ил-2 (ведущий штурман 800-го авиаполка капитан М. И. Степанов) в районе Обозновки уничтожили два танка, три автомашины, создала два взрыва большой силы, подавила огонь двух батарей полевой артиллерии на южной окраине Марьевки”{3}.

Наиболее ожесточенное сопротивление противник окапал в районе Новогородки, где была сосредоточена его крупная танковая группировка. Советское командование решило направить туда штурмовики. Одну из четверок повел в бой молодой командир звена 735-го штурмового авиаполка лейтенант И. А. Филатов. Успешно выполнив задачу, группа возвращалась на свой аэродром, но при перелете через линию фронта встретила вражеские бомбардировщики. Три группы Ю-87 шли несколько выше штурмовиков. Советских истребителей в воздухе не было. Л фашистские бомбардировщики уже становились в “круг” для пикирования на боевые порядки наступающих наземных войск. И тогда Филатов, много раз помогавший пехотинцам и танкистам своими огневыми ударами по наземному противнику, решил защищать их от воздушного врага. Боеприпасов оставалось в обрез, только на случай обороны от истребителей. Но, не думая об этом, он повел свою четверку в атаку против первой группы бомбардировщиков, атаковав ближайшего к нему правого ведомого. Фашистский летчик попытался разворотом влево уйти от атаки, однако Филатов поймал его в перекрестие прицела. Пулеметной очередью вражеский самолет был сражен и, потеряв управление, пошел к земле.

Штурмовики сбили в том бою два самолета и заставили “юнкерсы” уйти. Это была первая, а потому особенно памятная Филатову победа в воздушном бою. Он стал не только штурмовиком и разведчиком, но и воздушным бойцом. Ровно через три дня им был сбит второй самолет врага.

Большой вклад в разгром врага внесли экипажи 1-го бомбардировочного авиакорпуса. 6 января в неблагоприятных погодных условиях они произвели 57 боевых вылетов. Эффективным был налет 162-го гвардейского авиаполка во главе с подполковником А. А. Новиковым, который на участке дороги Кировоград — Ровное уничтожил [126] 15 автомашин с пехотой и грузами. Отличилась девятка Пе-2 во главе с капитаном М. Г. Королевым, уничтожившая железнодорожный эшелон на станции Лелековка.

В январские дни в армии стала широко практиковаться “свободная охота”. Она велась парами или одиночными экипажами в основном над территорией, занимаемой противником. Этот способ использовался для борьбы с небольшими группами самолетов преимущественно во время их взлета, сбора или построения в боевой порядок. “Охота” отличалась высокой эффективностью при относительно малой затрате сил и средств. В группы “охотников” подбирались наиболее подготовленные воздушные бойцы, отлично владеющие техникой пилотирования, обладающие высокой воздушно-стрелковой выучкой, умеющие летать при низкой облачности, а также в сумерках и на рассвете. При ведении “свободной охоты” особо отличились летчики-истребители майоры И. П. Бахуленков и А. Ф. Рязанцев, капитаны Е. В. Василевский, К. А. Евстигнеев и И. Г. Скляров, старшие лейтенанты И. И. Безмельцев, В. II. Савченко, П. Н. Паровин, А. 3. Тернюк и лейтенант А. Я. Голубенко.

Авиаполки 1-го штурмового авиакорпуса из-за сложных метеоусловий произвели только 215 боевых самолето-вылетов, проявив при этом большое мастерство и мужество. Семерка “ильюшиных”, которую вел заместитель командира эскадрильи 66-го авиаполка лейтенант Н. Т. Пушкин, по дороге между Братолюбовкой и Гуровкой внезапными и меткими ударами уничтожила 5 автомашин и взорвала склад с боеприпасами. Другая группа из 12 Ил-2 во главе со штурманом 820-го авиаполка майором И. П. Мельниковым в районе села Большая Виска смело атаковала автоколонну и уничтожила 12 машин{4}.

Эти примеры показывают эффективность боевой работы штурмовиков. Применяя в каждом боевом вылете в зависимости от обстановки новый тактический прием, летчики-штурмовики избегали лишних потерь и наносили врагу большой урон в живой силе и боевой технике.

В течение дня штурмовики несколько раз вступали в воздушные схватки с вражескими истребителями. Так, группа из девяти Ил-2, где ведущим был командир эскадрильи 66-го штурмового авиаполка капитан А. А. Деветьяров, [127] при выходе из первой атаки в момент перестроения встретилась с восьмью Ме-109. Четыре из них иступили в бой с истребителями прикрытия, а вторая четверка “мессершмиттов” с дистанции 300—400 м на встречных курсах атаковала штурмовики. Но врагу не удалось застать экипажи “ильюшиных” врасплох. Воздушные стрелки старший сержант И. И. Манашкин и рядовой В. Н. Баранников при отражении атак сбили три “мессершмитта”.

Летчики 4-го и 7-го истребительных авиакорпусов в это время прикрывали наши наземные войска, вели разведку перед фронтом наступавших армий.

Успешно действовали летчики 304-й истребительной авиадивизии во главе с заместителем командира дивизии майором Л. И. Гореглядом. Группа из двенадцати “ястребков” встретилась с двумя девятками “хейнкелей” под прикрытием четырех Ме-109, направлявшихся бомбить наши войска в районе Кировограда. Советские летчики пошли на сближение с гитлеровцами на встречных курсах. В результате проведенных атак было сбито три Хе-111. Прикрывающая группа старшего лейтенанта П. И. Леонова вела бой с четверкой Ме-109 и сбила один “мессершмитт”.

При выходе из боя группа майора Горегляда встретились с восьмеркой Ме-109. Положение оказалось критическим. Но в самый тяжелый момент на помощь своим подоспела восьмерка истребителей под командованием командира 508-го истребительного авиаполка майора Н. К. Дилигея. Бой закончился победой советских истребителей, сбивших три Ме-109{5}.

8 января войска 2-го Украинского фронта освободили Кировоград — областной и промышленный центр Украины, важнейший узел коммуникаций. В дальнейшем им предстояло уничтожить и окруженные части противника в районе Лелековки, но фашисты ожесточенными контратаками пытались отбросить советские части. Начались упорные бои. Две колонны вражеских танков и автомашин из Новониколаевки и района Пятихаток подходили к Обозновке, стремясь оказать помощь окруженной группировке. Чтобы остановить и дезорганизовать их движение, с аэродромов поднялись эскадрильи штурмовиков. Первую семерку Ил-2 повел один из наиболее [128] опытных летчиков 292-й штурмовой авиадивизии командир эскадрильи 667-го авиаполка капитан А. П. Компаниец. Несмотря на туман, экипажи обнаружили на юго-западной окраине Лелековки неприятельские танки и автомашины с пехотой, нанесли бомбовый удар, а затем с бреющего полета начали расстреливать гитлеровцев пулеметно-пушечным огнем. За один вылет группа Компанийца уничтожила 5 танков, 10 автомашин и около 2 рот пехоты. Вскоре над полем боя появилась вторая семерка Ил-2, которую вел командир эскадрильи этого же полка капитан Г. Т. Красота. За 20 минут “ильюшины” произвели 4 захода и уничтожили 16 автомашин с пехотой{6}. Благодаря поддержке штурмовиков советские войска отразили все контратаки неприятеля, перешли в наступление и заняли несколько населенных пунктов.

Наступление войск 2-го Украинского фронта продолжало развиваться. 9 января для полного уничтожения окруженных немецких частей в районах Лелековки и Балки Злодейки вновь была использована штурмовая авиация 5-й воздушной армии. Командир 1-го штурмового авиакорпуса генерал В. Г. Рязанов, получив задачу, организовал лучшими экипажами тщательную разведку в целях выявления мест наибольшей концентрации сил и средств противника, а затем лично выехал на наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской армией для установления связи с наземными соединениями и руководства штурмовиками во время боя. По его командам над полем боя непрерывно, волна за волной, появлялись штурмовики и наносили удары по окруженному противнику. Летчики в каждом вылете доказывали высокое летное мастерство и стремление добиться победы над ненавистным врагом. Девятка Ил-2, которую вел командир эскадрильи 673-го авиаполка старший лейтенант Г. П. Александров, в двух километрах юго-западнее Лелековки атаковала колонну автомашин и уничтожила 10 из них. Восьмерка Ил-2 под командованием командира эскадрильи 800-го авиаполка капитана С. Д. Пошивальникова в оврагах юго-западнее Лелековки уничтожила 10 автомашин с грузом и одну бензоцистерну. В этом же районе девятка “ильюшиных” во главе с командиром эскадрильи 667-го авиаполка капитаном Б. В.Ло- патиным, [129] сделав 6 заходов на цель, уничтожила 18 автомашин и минометную батарею{7}.

Генерал-лейтенант авиации В. Г. Рязанов на следующий день лично осмотрел поле боя и установил, что в районах Лелековки и Балки Злодейки штурмовиками авиакориуса уничтожено около 400 автомашин, 52 танка, 50 самоходных орудий{8}.

10 января части противника, окруженные в Лелековке, были уничтожены. В ходе этих боев хорошо было организовано взаимодействие между наземными войсками и авиацией. Это дало возможность корректировать действия штурмовиков и бомбардировщиков на поле боя и нанести противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Ощутимую помощь войскам оказало местное население.

...Партизанский разведчик несколько раз передал по радио: “На станции Смела скопление эшелонов с боевой техникой... Нужны штурмовики... Срочно нужны штурмовики...” Командующий фронтом, знавший боевые возможности авиации, понимал, какой огромный урон могла бы нанести противнику даже одна пара Ил-2. Но он знал и другое: после удара в такую погоду штурмовики вряд ли сумеют вернуться на свою базу.

— Разрешите послать добровольцев? — обратился к нему генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов.

— Добровольцев? — Брови генерала армии И. С. Конева резко поднялись вверх, глаза заискрились. — Добровольцев, говорите. Очень хорошо. Но отобрать надо только тех, кто имеет хотя бы... десяток шансов из ста, чтобы возвратиться, Нужны не просто смелые и мужественные летчики. Нужны асы.

Разговор командующего воздушной армией с командиром 667— го штурмового авиационного полка подполковником Д. К. Рымшиным не отличался многословием. “Надо...” — “Понимаю”. — “Только добровольно, генерал армии не настаивает...”—“Но ведь надо...” А взгляд командира полка уже скользил по списку летчиков:

Г. Т. Красота... Я. К. Минин... И. X. Михайличенко... Каждому можно доверить любое задание. Справятся. Но тут... Особое задание?.. А разве налет в тумане и дожде на железнодорожный узел, прикрытый сильным зенитным огнем, можно назвать иначе? [130] — Комиссар! — позвал командир своего заместителя по политической части подполковника Т. П. Оничека. Теперь уже двое склонились над боевым расчетом полка. Думают, прикидывают, курят. Через несколько минут созревает единое мнение — сколько бы добровольцев ни вышло, ведущим на это задание пойдет Иван Михайличенко.

После постановки задачи все экипажи полка сделали два шага вперед — не по приказу, а по зову сердца, по велению совести и долга.

Командир полка объявил:

— Ведущим полетит экипаж лейтенанта Михайличенко. Ведомого он выберет сам...

Ведомым Иван Харлампиевич Михайличенко выбрал лейтенанта О. Г. Чечелашвили, молодого, надежного летчика, ставшего впоследствии Героем Советского Союза. Они не раз летали вместе и отлично понимали друг друга. Подготовку к вылету начали с прокладки маршрута. Если раньше группы штурмовиков ходили на Смелу через Черкассы, то теперь ведущий проложил линию пути в обход. При этом половина маршрута проходила над лесом.

Наши рекомендации