Роль СМИ в демократ общ-ве:негативные проявления в деятельности СМИ

СМИ - это глаза общества(можно сказать, глаза и уши). Через СМИ люди формируют подавляющую часть своего представления об окружающем мире, и главное, о том, что происходит в обществе: куда оно идет, как действуют механизмы власти и пр. В связи с этим СМИ могут играть как во благо общества, так и во вред. Если общество дезинформируется, то его поведение может в дальнейшем привести к его самоуничтожению, т.к. были неправильно выбраны цели, задачи, способы решения стоящих перед обществом проблем, с которыми общество неизбежно сталкивается вследствие возникновения внешних или внутренних противоречий. Однако наиболее губительны в этом плане являютсяошибочные действия общества в процессе определения этих проблем. Говоря более конкретно, общество может израсходовать массу сил и энергии на борьбу с несуществующим врагом или проблемой; но еще более опасно, когда общество не замечает для себя какую-то действительно важную, стратегическую проблему. В этом случае игнорирование такой проблемы может привести к ее углублению и, соответственно, усилению ее негативного воздействия на общество.

Вопрос о том, что считать действительно важным, а что второстепенным, решает само общество, несмотря на недостатки электоральной системы демократии. Однако формирование этих приоритетов в общественном сознании - это прямое следствие того информационного потока, которое доносят до общества СМИ. Поэтому, если общество хочет действовать себе во благо, оно должно установить обязанности СМИ перед обществом, формализовать как можно больше процесс донесения информации до общества. И основным результатом, который необходимо получить, должна стать объективность получаемого обществом представления об окружающем мире, с правильной оценкой возможных угроз и методов их преодоления. В частности, должен быть принят в качестве необходимого принцип плюрализма, когда-то тихо забытый властью. Только при предоставлении обществу аргументированных и разных точек зрения возможно формирование объективной картины в общественном сознании.

Вторая проблема - это контроль над манипулятивными методами, главным образом на телевидении. Неподконтрольные сознанию зрителя методы информационногозомбирования представляют не меньшую опасность, чем выборочность информации. Фактически, - это параллельный канал формирования мировоззренческих установок общества, который при использовании современных методов может использоваться во вред обществу. Обществу может быть внушена установка, не имеющая объективных причин для своего существования, но тем не менее принимаемая обществом именно в качестве таковой. Отсюда - ошибки в поведении и реакциях на происходящее. Пока для такого рода манипуляций не поставлен юридический заслон, они будут использоваться в интересах реальных хозяев СМИ, а не в интересах обществу.

Вообще, для современного российского общества главная проблема - это неправильный выбор пути. И информирование - ключ к этому выбору. Будет ли выбор правилен, разумен, или это будет ложный, тупиковый и вредный путь развития - это впрямую зависит от качества информирования общества. Эта аналогия не менее серьезна, чем реальность нашего времени. СМИ - неотъемлемая(пока) часть общества, отвечающая за его информирование. Мы не можем его убрать, чтобы взглянуть самим на все своим просветленным взглядом. Однако, мы должны переделать его так, чтобы оно создавало в нашем сознании объективную картину происходящего, а не куцые пропагандистские миражи с призрачными целями и не скрывало от нас опасные (часто специально созданные) ловушки.

Кстати, Интернет в этом плане - реальный союзник демократии: открытость информационных потоков, свобода донести свою информацию до общества сколь угодно малому объединению, хоть просто частному лицу, разрушает монополию ключевых электронных СМИ(прежде всего ТВ). Правда, даже если выложенная в сети информация по-настоящему важна, еще не факт, что она не станет достоянием лишь немногих особенно заинтересованных, а остальное общество так и останется в неведении. Поэтому (теоретически) надо создать механизм ознакомления общества с ключевыми вещами, точками зрения и т.д. и т.п., потому что по-другому правом голоса обладает только ТВ, а надо, чтобы были представлены ключевые точки зрения...

Наши рекомендации