Общественно-политические движения: функции, типология.
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.
Типология общественно-политических движений | |
По отношению к существующему строю | · Консервативные; · реформаторские; · революционные |
По идеологической основе | · Либерально-демократические; · консервативные; · социалистические |
По национальному признаку | · Национально-освободительные; · за самоопределение нации, культурно-национальную автономию |
По демографическому признаку | · Молодежные; · студенческие и др. |
По степени организации | · Стихийные; · разрозненные; · слабоорганизованные, · высокоорганизованные |
По масштабам | · Международные; · региональные; · действующие в стране, штате, республике |
По методам и способам действия | · Легальные/нелегальные; · формальные/неформальные; · ориентирующиеся на мирные или насильственные действия |
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
· агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
· выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
· руководят массовыми выступлениями;
· осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.
Политическая деятельность. Мобилизованное и автономное политическое участие.
Политическая деятельность
понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности. Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.
Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.
Мобилизованное Политическое Участие
- политическая деятельность индивидов, имеющая принудительный характер. Стимулами политической активности становятся административное принуждение, традиций страх и т.п. М.п.у. направлено на поддержку политической системы, целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародной единства и одобрения проводимой поли тики. Мобилизационный тип участи доминирует в тоталитарных и авторитарных режимах.