Глава 20. роль технологий в политическом процессе.. 247

1. Сущность и отличительные особенности политических технологий. 247

Понятие политических технологий. 247

Структура политических технологий. 250

Процедурные и технические компоненты политических технологий. 251

2. Типы политических технологий. 252

Разнообразие политических технологий. 252

Нормативные и девиантные технологии. 253

3. Формирование политических технологий. 254

Субъективный способ формирования технологий. 254

Аналитический способ формирования технологий. 255

Глава 21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.. 256

1. Сущность и особенности политического анализа. 256

Место и роль политического анализа в исследовании политики. 256

Особенности политического анализа. 257

Структура политического анализа. 259

Процесс политического анализа. 260

2. Методы политического анализа. 262

Структура и отличительные черты общих методов политического анализа. 262

Схема 1. 263

Продолжение схемы 1. 264

Частные методы политического анализа. 264

Схема 2. Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных. 265

Схема 3. Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными факторами: общими (F) и специфическими (U) 265

3. Политическое консультирование. 268

Причины возникновения и задачи политического консультирования. 268

Основные формы и типы политического консультирования. 269

Критерии эффективности процесса политического консультирования. 270

4. Стадии и способы консультирования. 272

Подготовительная и начальная стадии политического консультирования. 272

Завершающие этапы консультирования. 273

Глава 22. ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ 273

1. Структура и содержание конфликтов. 273

Структура и основные формы политических конфликтов. 273

Источники политических конфликтов. 275

2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами. 278

Сущность управления и контроля за конфликтами. 278

Основные стратегии управления конфликтами. 278

3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. 280

Критерии этапизации процесса управления конфликтами. 280

Пошаговая этапизация конфликта. 280

Техники переговорного процесса. 284

Глава 23. ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 285

1. Принятие решений в сфере государственного управления. 285

Понятие и основные подходы к принятию решений. 285

Особенности сферы государственного управления. 286

Особенности государства как субъекта принятия решений. 287

2. Технологии формирования государственной политики. 290

Политическое прогнозирование. 290

Планирование и программирование. 291

Технологии управления рисками. 292

Кризисные технологии. 294

3. Этапы принятия решений. 295

Подготовительный этап принятия решений. 295

Этап постановки целей. 296

Этап реализации целей. 298

Глава 24. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 299

1. Информационные технологии в принятии решений. 299

Факторы формирования информационных технологий. 299

Информационные технологии выработки и принятия решений. 300

Схема 1. Информационно-коммуникативная система принятия решений. 300

Технологии функционального преобразования информации и принятия решений. 302

Особенности технологий на информационном рынке. 303

Схема 2. Информационно-коммуникативная система реализации решений. 304

Стратегии поведения государства на информационном рынке. 304

2. Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа. 305

Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа. 305

Технологии паблик рилейшнз (ПР) 306

Информационные технологии создания имиджа. 307

Политическая реклама. 309

3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке. 311

Информационная революция и политика. 311

Интернет как средство коммуникации. 312

Таблица. 313

Содержание и технологии Интернета. 314

Глава 25. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 314

1. Избирательный процесс и избирательная кампания. 314

Избирательные системы.. 314

Избирательный процесс и избирательная кампания. 316

Избирательные технологии. 316

2. Структурные звенья избирательной кампании. 317

Анализ предвыборной ситуации. 317

Стратегия избирательной кампании. 319

Адресные группы.. 320

Имидж кандидата. 321

3. Тактика избирательной кампании. 322

Тактические технологии в избирательных кампаниях. 322

Конкурентная борьба в избирательном процессе. 324

СЛОВАРЬ.. 326

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 328

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня, поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не включаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.

Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений, открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и политических преобразований.

Современная политическая наука — вечно развивающееся знание, процесс бесконечного обновления и уточнения тех представлений, которые человек обрел, изучая мир власти. Здесь нет заскорузлых истин, справедливых для всех времен и народов, сконструированных раз и навсегда, отныне и до веку. Политология — это сложный и подвижный корпус представлений, где накопленный опыт переплетается с поисковым и опережающим знанием, выводами экспериментального характера. В ней постоянно сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику. Пытаясь глубже высветить ее закономерности, наука постоянно обновляет теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. От описания жизни царей, правителей, героев и иных лиц, многие века находившихся на авансцене политической жизни, политическая мысль постепенно сосредоточилась на изучении поведения групповых субъектов, норм и институтов власти, своеобразии политических культур, психологических настроений и поведения людей. Благодаря усложнению своего научного инст-

рументария, эта отрасль научного знания стала столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.

Но постоянное обновление корпуса научных знаний — не самоцель политологии. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может не только приспособиться к жизни в сложноорганизованном мире, но и лучше понять свои гражданские права и свободы, осознать свою ответственность перед государством, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. Поэтому политическую науку мы вправе рассматривать и как необходимое условие политической социализации личности, средство ее включения в сложный мир властных отношений.

Не случайно в развитых демократических странах политическая наука давно стала не просто органической частью научного знания как такового, но и неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества. Она является не только авторитетной научной дисциплиной, которая читается практически во всех сколько-нибудь крупных университетах, но и мощным орудием формирования гражданского общества.

В России политическая мысль долгое время развивалась, как и в остальном мире. В XIX — начале XX в. многие имена российских ученых стояли вровень с выдающимися умами того времени. Но советская власть надолго устранила политическую власть из предметной области научного знания. Идеологемы, социальные миражи коммунизма, обелявшие диктатуру большевиков и корыстных правителей, заняли это место. И сегодня еще немало тех, кто желает под видом реформ лишить людей и особенно молодежь возможности систематически изучать законы обустройства власти в современном обществе, разбираться в механизмах принятия решений, больше узнавать о своих гражданских правах и средствах их обеспечения.

Сегодня российская политология интенсивно развивается, преодолевает традиции, унаследованные ею от тоталитарного прошлого, органично включается в мировую науку. Уточняется ее предмет, отношения с философией, социологией, юриспруденцией, другими гуманитарными науками. Политическая наука и учебная дисциплина неуклонно сближаются, кристаллизуя в своих выводах самые ценные и значимые выводы и наблюдения.

Данный учебник ориентирован на студентов университетов и других высших учебных заведений. В нем автор использовал наиболее распространенные идеи и подходы, употребляемые при построении учебных курсов в западных университетах, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова. В подготовке книги принял участие ряд специалистов, работающих в разных областях политической науки. Так, гл. 25 написана кандидатом философских наук Г. В. Пушкаревой, а § 2 гл. 21 и § 3 гл. 24 кандидатом политических наук С. Г. Туронком.

Автор выражает благодарность коллегам с кафедры политической социологии Института государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор благодарен также профессорам А. Ю. Мельвилю и В. И. Коваленко за ценные замечания, высказанные при обсуждении данной работы.


Наши рекомендации