Основные типы политических конфликтов

Для того чтобы своевременнои целенаправленно воздействовать на тот или иной конфликт, важно точно определить его тип. От этого во многом зависят способы и методы разрешения политических конфликтов, темпы и направленность их развития. В современной политической литературе существует различные типологии политических конфликтов.

- с точки зрения масштабов и уровней проявления различают внешнеполитические (межгосударственные ) и внутригосударственные конфликты. Внешнеполитические конфликты – это конфликты между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и господство на мировой арене. Внутригосударственные конфликты – это конфликты внутри государства между различными политическими силами.

- по степени публичности развития политических конфликтов различают открытые, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон, и закрытые политические конфликты, где доминируют теневые способы и приемы защиты субъектами своих интересов.

- по продолжительности действия политические конфликты подразделяют на кратковременные и долговременные.

- в зависимости от статусной принадлежности участников конфликта выделяют горизонтальные (между равными по рангу участниками) и вертикальные конфликты ( между выше- и нижестоящими субъектами).

- по степени и характеру нормативной регуляции выделяют институциализированные конфликты (порядок разрешения таких конфликтов четко прописан в нормативных актах) и неинституцианализированные конфликты (конфликты, не регулирующиеся законодательством).

Можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:

· дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;

· повышение политической апатии и абсентеизма, снижение политический активности;

· ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем. Если конфликт не разрешен при обоюдном согласии сторон, то традиции вражды еще долго будут тормозить сотрудничество в будущем;

· отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных экономических и иных задач и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом. Особенно разрушительные последствия влекут за собой межгосударственные и внутриполитические конфликты с массовым применением насилия (революции, гражданские войны).

При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для общества и политической системы результаты. Это:

· инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса;

· артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;

· побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость;

· выработки у участников конфликта умения и навыков защиты своих интересов и решения возникающих в будущем проблем;

· выявление политических группировок и их лидеров;

· усиление внутренней политической сплоченности в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и т.п.) конфликтов.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение позитивных и негативных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

Урегулирование конфликта – это предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.). Политической наукой выработаны универсальные принципы технологии урегулирования конфликтов.

· публичная оценка истинных причин конфликтов, изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликтов

· общественный и государственный контроль конфликтов, оперативное реагирование с целью предотвращения разрушительных социальных последствий.

· обязательное создание специальных (состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, общественности) институтов по урегулированию конфликтов (они организовывают диалог, переговоры конфликтующих сторон, их консультирование).

· организация переговорного процесса участников конфликта, побуждение их к добровольному примерению.

Политические кризисы.

Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Международный политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны. Политологи различают несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционный кризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;

внешнеполитический кризис - характеризуется обострением

противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического ре-жима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Политическая элита

В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным:

1) меритократический подход (лат. meritus - лучший и греч. cratos -власть) - сформулирован В. Парето, К. Мангеймом. Согласно этому подходу элита - наиболее ценный и важный сегмент общества, элита занимает господствующее положение в обществе т.к. является наиболее продуктивной и инициативной частью населения; формирование элиты это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремит совершенствовать механизм такой селекции.

2) властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.

В свою очередь, властный подход подразделяется на:

• -структурный (его сторонники относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии)).

• -функциональный (его приверженцы относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений). Исходя из подобного критерия выделения элиты, немецкий ученый Р. Дарендорф включает в ее со став: 1) экономических лидеров, 2) политических лидеров, 3) профессоров и учителей, 4) духовенство, 5) выдающихся журналистов, 6) военных, 7) судей и адвокатов.

Типология элит:

• по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.

• В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты.

• по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов не-элитных групп в нее. Для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не-элитных групп в нее.

• по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).

• по степени представительности элиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности. Различия между ними заключаются соответственно в степени выражения интересов различных сегментов общества.

Политическое лидерство

Политическими лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

Типология политического лидерства. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером, выделяются:

1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению;

2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкно-венные, выдающиеся качества вождя;

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляю-щееся на основе законов и в рамках законов.

Политолог М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу: на «зна-меносцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных».

1) - Лидер - “знаменосец” стремится к воплощению “великой мечты”, изменению политической системы в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей.

2) -лидер - “служитель” формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. Он бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение.

3) лидер - “торговец” отличается способностью убеждать людей, “продавать” им свои идеи. Стремиться получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы

4) – лидер -“пожарник” откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.

В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

Выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

• - для авторитарного стиля характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, директивы, лидер четко обозначает цель, намечает меры по ее достижению, распределяет роли и требует безусловного повиновения и исполнения поставленной цели. Позиции члена группы, его мнения и инициативы, в случае расхождения с установками лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных - санкции или угроза их применения; поощрения и вознаграждения - крайне редки. Оценки результатов предельно субъективны. С точки зрения социального пространства лидер находится как бы над группой.

• - демократическому стилю соответствует иной подход к организации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей поощряется активность и инициативность группы. Усилия лидеров сосредоточиваются на координации группового поведения, а также межгруппового взаимодействия. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, поддержка. Лидер с демократическим стилем охотнее использует методы манипулирования, нежели методы прямого насилия и давления. При принятии решений он стремится взвесить и учесть в том числе и те, которые противоречат его собственным.

• - отстраненный или невмешивающийся стиль лидерства. Лица, придерживающиеся этого стиля, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция - положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. Не вмешивающиеся лидеры всячески стараются избегать роли арбитра, судьи, посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям.


Наши рекомендации