Типология политической элиты

Способ отбора (рекрутирования) элиты

* Открытая (антрепренерская) элита;

* закрытая элита (гильдии)

Род деятельности- Политическая;экономическая;военная;бюрократическая;культурно-информационна

Место в политической системе: Правящая;оппозиционная (контрэлита)

Характер внутриэлитных отношений

* Объединенная (с высокой степенью интеграции):

а) идеологически объединенная;

б) консенсусно объединенная;

* разъединенная (с низкой степенью интеграции)

Степень представительности

* С высокой степенью представительности;

* с низкой степенью представительности

Политическое развитие общества тесно связано с системами формирования и смены политических элит. Эти системы определяют: кто, как и из кого осуществляется отбор претендентов на политическое руководство, каковы его порядок и критерии, круг селектората, т.е. лиц, осуществляющих отбор, и побудительные мотивы его действия.

В мировой политической практике сложились две основные системы формирования политических элит:

·антрепренерская (предпринимательская);

·система гильдий (корпоративная)

Антрепренерскую систему характеризуют открытость, участие в политической жизни представителей различных социальных и политических групп общества. Эта система предъявляет небольшое число формальных требований к претенденту на лидерство, включает широкий круг экспертов, которые могут представлять весь электорат. В ней складывается высокая конкурентность отбора лидеров, острота соперничества за занятие руководящих должностей. На первый план здесь выдвигается значимость личностных качеств, индивидуальной активности, умение найти поддержку широкой аудитории, заинтересовать ее хорошими идеями и реалистичными программами. Антрепренерская система ориентируется на талантливых людей, она открыта для молодых лидеров и нововведений.

В то же время антрепренерская система имеет определенные недостатки. Она влечет за собой большую вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно низкую предсказуемость в политике, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом, демагогией и популизмом. В целом же эта система, как свидетельствует мировая политическая практика, обеспечивает стабильность и динамизм политической, социально-экономической и духовной сфер жизнедеятельности общества.

Система гильдий имеет давние традиции и преобладает в обществах, где господствуют недемократические политические режимы. Для данной системы характерны следующие признаки:закрытость, отбор претендентов на более высокие должности главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь продвижения по службе. Примером в этом отношении является сложная номенклатурная система, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; высокая степень институционализации процессов отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, служебная характеристика;небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, представительной власти, руководитель фирмы; ·тенденции к закреплению и воспроизводству существующего типа политической элиты. Эти черты логично вытекают из предыдущих - наличия многочисленных формальных требований, подбора кадров узким кругом руководителей, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации. Система гильдий также имеет как положительные, так и негативные черты. К числу положительных относится взвешенность политических решений, незначительная степень риска при их принятии, малая вероятность внутренних конфликтов, достаточно высокая предсказуемость политики. Главные ценности системы гильдий - преемственность, равномерность и бесконфликтность. В то же время она имеет явно выраженную тенденцию к бюрократизации, организационной рутине и догматизму. Система гильдий культивирует массовый конформизм, затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной дегенерации политической элиты, ее отрыву от народа и превращению в привилегированную касту.




32 Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

Типологии

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),

харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

Функции выборов

Одним из элементов формирования к,. функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

• президентские,

• парламентские,

• муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

• очередные,

• внеочередные,

• дополнительные.

Выборы выполняют ряд основных функций:

- выражение интересов различных социальных слоев и групп;

- обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем;

- формирование органов государственной власти;

- мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на властей;

- политическая социализация и мобилизация граждан.

Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)

Активное избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно.

Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность.

Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права.

Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании.
34. понятие и типы избирательных систем. Их особенности, достоинства и недостатки.

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.Избирательная система - это также определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, избравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Она предполагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем его соперник.

Относительным считается простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку "оппозиционная" точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.

Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.

35. Особенности избирательной системы РБ. Референдум как институт непосредственной демократии.

Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляет Конституция. Конституция Республики Беларусь содержит специальную главу, посвященную избирательной системе.

В Республике Беларусь избираются Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов.

Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.

В Республике Беларусь на основе прямых выборов избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Путем косвенных выборов на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики.

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

Безусловно, период становления демократического общества в Республике Беларусь разработка законодательной основы референдума является существенным шагом вперед. Референдум относят к непосредственной демократии. В отличие от выборов, объектом референдума является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, который выносится на голосование.

Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в

Республике Беларусь является народ. Референдум обеспечивает практическую реализацию данного положения. О важности этого института говорит и то, что он выделяется в самостоятельную статью Конституции.

В настоящее время некоторые западные страны стремятся к уменьшению использования на практике института референдума. Причиной этого является стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, и здесь требуются коренные изменения в политической жизни общества.

Референдум часто проводится в переходные периоды развития государств, что можно наблюдать из истории становления суверенной Республики Беларусь.
36. Понятие, структура и функции политической системы.

Политическая система - система институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Полит.институт - это элемент полит. системы(гос-во, партии, общественные организации).

Состав полит. системы:

1. гос-во, полит.партии, общественные организации, которые в совокупности образуют полит. организацию, выступающую как подсистема в полит.системе общества;

2. полит. партии;

3. полит.отношения;

4. полит. сознание и полит.культура.

Стуктура:

Полит. система, автономна и имеет границы со средой называющиеся "вход" и "выход".

"Вход" - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, воздействует на неё и способно её изменить(требования в адрес власти служащие сигналом о наличии потребности в чем-то общества).

"Выход" - это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, её специализированными институтами в решения, которые передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи".

Функции:

Функции на "входе":

1) политическая социализация (процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности, личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения) и рекрутирование(личности выполняют определённые политические роли: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, судьи и т.д);

2) артикуляция интересов(процесс, посредством которого выражаются требования; группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам);

3) агрегирование интересов(превращения требований в альтернативы государственной политики; Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы);

4) политическая коммуникация(обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой).

На "выходе" политическая система выполняет функции:

1) нормотворчества(процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов);

2) применения правил и норм(т.е. приведение их в действие, в социальную практику) 3) контроля за соблюдением правил и норм(включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это; находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.).

СМИ и их структура

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов - коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информацию. Отставания в использовании новых технологий телевидения и радиовещания существенным образом влияют на СМИ. Технические средства позволяют принимать телевизионную информацию, однако современные технологии (к примеру, кабельное и спутниковое телевидение) используются населением пока недостаточно активно. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий – важная мировая тенденция. Интернет как средство массовой информации используется во многих странах. Следует отметить, что у многих СМИ имеются свои электронные версии, в Интернете появляется множество самостоятельных изданий, однако массовой аудитории они пока не обрели.

Вертикальная и горизонтальная структура СМИ. распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением. Учредитель, главный редактор, журналист и т.д.

Функции 1) коммуникативная ( задача её сообщить о последних событиях, донести свежую информацию до каждого члена общества). Благодаря газетам, журналам, телевидению и радио, а в последнее время и интернету, между людьми происходит коммуникация. 2) организаторская. Наиболее ярко полномочия СМИ проявляются во время осуществления каких-либо пропагандистски компаний, проведении круглых столов, телевизионных шоу с обязательным привлечением аудитории.

3) идеологическая (возможность воздействовать на мнение людей, формировать его). Прочитывая свежую прессу, просматривая новости или телепередачи, все мы, так или иначе, знакомимся с чужим мнением. Некоторые личности, в зависимости от увиденного или услышанного, меняют своё мировоззрение.

4) культурно-образовательная. И хоть до сегодняшнего дня не утихают споры относительно того, являются СМИ институтом культуры или нет, их значение в таком процессе, как распространение и пропаганда высококультурных ценностей, исключать нельзя. 5) реклама. Для увеличения эффективности рекламной деятельности многие используют сегодня такое направление, как директ маркетинг. С его помощью можно не только повысить отдачу рекламных акций, но и увеличить число читателей.

38. полит. конфликт - любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

Типы конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью.

2) Межличностный конфликт.

3) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

4)Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами.

По формам конфликты можно разделить на:

- полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.

- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

-кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений); -продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения выделяют конфликты:

-деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

-эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Функции социальных конфликтов. 1)позитивная (конструктивная) (конфликты часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях; как выразился М. Вебер, "конфликт очищает"; позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов); 2)негативная (деструктивная) (сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения; прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа3) конструктивная роль (конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед.
39 Политический кризис

Переломный момент в развитии политического процесса в политике обозначается термином "кризис". По своей сути, политический кризис - это сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношении между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Любой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуацию. Различают несколько видов (типов) политических кризисов: 1. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе; 2. Парламентский кризис - это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. 3. Конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой. 4. Внешнеполитический (или международный) кризис обусловливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и уступок, он может перерасти в войну5. Общенациональный кризис означает поворотный момент в развитии социально-политического процесса, который не обязательно приводит к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход из него может быть обеспечен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Среди основных проявлений открытых политических конфликтов в современном обществе можно выделить терроризм, войны, государственные перевороты, революции и т.д. Вооруженные столкновения в ходе разрешения различного рода конфликтов свидетельствуют об острой фазе их состояния и называются войной. Различают войны внешние (между государствами) и внутренние, или гражданские. Революционный способ решения конфликта предполагает устранение отживших общественных структур, что достигается вытеснением из общественной системы, не вписывающихся в идеальные представления о ней элементов и структур, а впоследствии и прямым их уничтожением. Одной из крайних форм проявления конфликтной политической ситуации является политический переворот - открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить стабильность системы, т.к. имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (именно это и отличает переворот от глубинных социальных преобразований). Партизанскую войну и терроризм как способы разрешения политического конфликта используют сторонники радикальных и экстремистских партий, которые стремятся к форсированным преобразованиям общества любыми способами. Характерной чертой международного терроризма является проведение государственными или общественными структурами террористических актов, за пределами данного государства, в отношении иностранных государственных структур и отдельных лиц, определенных в качестве внешнего противника. Выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса и заключения компромисса. Под политическим консенсусом понимают определение предела действия и характера «согласия». Для поддержания политического консенсуса необходимы три условия: 1) готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь; 3) наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях. Важную роль играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе баланса реальных сил. Компромисс - это соглашение, достигнутое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт. В развитых демократических странах большое значение также придается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конфликтных и кризисных ситуаций. Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутренняя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, конструктивная и деструктивная, парламентская и внутрипартийная.

40. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. М.П. характеризуется: 1) созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; 2) территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической активности; 3) постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; 4) возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; 5) ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных эли модернизаторским и др. В политической литературе выделяются следующие типы модернизации: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада): охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 2) «вторичная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.): ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран.

Политическая модернизация сталкивается с двумя основными группами противоречий. Первая группа противоречий связана с конфронтацией универсальных стандартов и местных (традиционных) ценностей.

Вторая группа противоречий представляет так называемый «синдром модернизации», т. е. противоречивое взаимодействие между процессом дифференциации (специализация ролей и функций в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство в требованиях распределения ресурсов) и способностями политической системы к интеграции .

Наши рекомендации