Социальное государство: история и современность
Социальное государство - это такое государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.
Классическая доктрина либерализма не предполагала вмешательства государства в экономику и социальные отношения
«Дикий капитализм» XVII – первой половины XIX вв. Отсутствие трудового и социального законодательства
Изменение обстоятельств в последней трети XIX в. Причина: возникновение рабочих организаций (профсоюзных, кооперативных, просветительских, молодежных, женских и др.), политических партий пролетариата (социалистических и социал-демократических) . Складывание организованного рабочего движения
Становление социального государства
Формирование социальных движений
Подъем массовых социальных движений в странах Европы и Северной Америки
Деятельность II Интернационала
Переход правительств стран Запада к политике буржуазного реформизма» (Бисмарк, Джолитти, Клемансо, Т. Рузвельт, В. Вильсон и др.)
Воздействие Великой Октябрьской революции и СССР на социальную политику западных стран
Немецкий ученый Лоренц Штайн: «Государство должно способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан»
Козырев Г. И. Социальное государство – это государство, проводящее активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня всему населению страны
Великая депрессия конца 1920-х – начала 1930-х гг.
Английский экономист и публицист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.) сформулировал понятие государства «всеобщего благоденствия»
Политическая модель установления социальной справедливости, предложенная Кейнсом, предполагала обеспечение гражданина не только приблизительно равными шансами на самореализацию, но и тех минимальных условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении обществом и государством.
В Скандинавии, Европе, Северной Америке правящие круги стремятся проводить политику, направленную на повышение уровня социальной безопасности
В ряде стран происходит перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слове населения: безработных, престарелых, инвалидов, молодежи, неквалифицированных и пр.
Дефицит государственных бюджетов
Повышенная нагрузка на систему социального обеспечения (пример современных Португалии, Греции, Ирландии и др.)
Постарение населения
Низкая рождаемость в странах Запада
Экономические, финансово-энергетические и др. кризисы
Рост массовой безработицы
Позднее вступление молодежи в общественную жизнь
Сокращение расходов на социальное государство
Пенсионная реформа, предполагающая увеличение доли самофинансирования, создание коммерческих пенсионных фондов, дополнительных отчислений фирм и учреждений и др.
Увеличение пенсионного возраста
Ужесточение условий получения социальной помощи
Акцент на развитие адресной помощи нуждающимся (сокращение «детских» денег, поддержка многодетных семей, строительство учреждений дошкольного образования и пр.)
Утверждается установка не на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, а на создание условий для его самореализации, пробуждения творческих сил личности, её инициативы
Создание новых рабочих мест
Поддержка среднего и мелкого бизнеса
Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной научной и политической литературе в 80-90-е годы. В основании процессов, послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы воздействию событий внешней и внутренней политики. Мировой экономический кризис уничтожил иллюзию гармонии между экономическим ростом и все расширяющейся практикой централизованного распределения социально-экономических благ, показал наличие серьезных монетарных проблем и невозможность бесконечной эксплуатации дешевого импортного сырья. Новое обострение дискуссии о кризисе и перспективах социального государства последовало вслед за разрушением социализма в странах Восточной Европы, экономическими трудностями ФРГ, вызванными освоением присоединенных восточногерманских земель, дальнейшим расширением Европейского Союза. Эти глобальные геополитические и экономические сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия общества и государства. Они показали несостоятельность как упрощенной либеральной модели, основанной на разделении общественной и государственной сфер и последующем ограничении легитимного положения государства, вплоть до модели “минимального государства”, имеющего функцию лишь обеспечения безопасности государства, так и упрощенной социальной модели, основанной на пассивном, подчиненном положении общества и активной интервенцианистской политике государства. Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, поэтому научный спор переходит от проблемы “что” к проблеме “как”, то есть о том, “как или до каких пределов должно и может действовать государство, чтобы получить эффективные конечные результаты, не вызывая при этом серьезных неустойчивых явлений в глобальном функционировании системы в течение длительного периода. Или, другими словами: как должны складываться коммуникативные отношения между обществом и государством, чтобы проводить в жизнь эффективную общественную политику с достаточной финансовой поддержкой в течение долгого времени и которые неуязвимы относительно эффектов колонизации в социальной сфере. Таким образом, главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением, а главное противоречие социального государства составляет противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат