Характеристика важнейших этапов развития российской политической мысли.

Особенность развития политической мысли России в том, что она совпадает с этапами становления и развития русской государственности. В этом плане выделяются периоды: Древней Киевской Руси (IX–XIII вв.); образования и укрепления Московского государства (XIV–XVI вв.); становления и усиления абсолютизма (XVII–XVIII вв.); разложение феодально-самодержавного строя (XIX – начало ХХ в.); советский и постсоветский периоды.

В период политического и культурного подъема Киевской Руси (Х–XII вв.) политико-правовая наука обосновывала необходимость единения, консолидации русских, восточнославянских земель, укрепления государственности, повышения статуса Руси на международной арене. Определяющее значение в развитии политической мысли имело официальное принятие в 988 г. византийского, греко-православного, восточного христианства. Вместе с христианством на Русь проникают новые политические представления о происхождении государства, правомерности господства правящей династии, путях укрепления власти. Внимание уделялось анализу таких категорий, как «истина», «правда», «закон», «благодать».

Политическая проблематика того времени нашла отражение в сочинениях «Слово о Законе и Благодати» (1049) митрополита Илариона, «Повесть временных лет» (1113). В XIV–XVI вв., когда центром объединения русских земель становилось Московское княжество, важное место в политической науке приобрели вопросы укрепления самодержавной власти, исторической перспективы Русского государства. В ходе обсуждения проблем соотношения церковной и государственной власти, роли церкви в жизни общества оформились течения «нестяжателей» и «иосифлян». Первые требовали лишения церкви ее богатств, в том числе и земель. Представитель этого течения Нил Сорский (1433–1508) считал, что деятельность церкви должна ограничиваться духовной сферой, помощью людям. Перспективы развития Русского государства, его роль на международной арене нашли отражение в теории «Москва – третий Рим», сформулированной в XVI в. монахом Филофеем. Первым мировым царством был Древний Рим, вторым – Византия. После ее гибели в 1453 г. под натиском турок единственным хранителем чистоты православной веры остался русский народ, а Москва стала третьим Римом, и «четвертому – не быти».

Интересы господствующего класса выражала идейная позиция выходца из белорусских земель И. Пересветова. В челобитных царю он предлагал программу преобразований управления, полномочий верховной власти, организации единого войска, создания системы законодательства, судебной системы. На его взгляд, самодержавный государь должен олицетворять верховенство государственной воли, но не обладать абсолютной властью. Осуждал междоусобицы, самовластие бояр, неправедные пути обогащения. Система управления, считал он, должна опираться на служивое сословие дворянства, на правовое оформление деятельности органов власти. С развитием капиталистического хозяйственного уклада в политической мысли России стало проявляться отрицательное отношение к крепостному праву, его порождениям в экономической и социальной областях. Политическая мысль периода разложения феодально-самодержавного строя представлена либерально-дворянским течением (М. Сперанский (1772–1839), Н. Карамзин (1766–1826) и дворянско-революционным (декабристским) в лице М. Бестужева-Рюмина (1803–1826). Проблемы превращения российской абсолютной монархии в конституционную, ликвидации крепостного права, безвозмездного обеспечения крестьян землей рассматривались дворянскими революционерами. Место России в мировом историческом процессе попытался осмыслить П. Чаадаев. Идеи П. Чаадаева обострили интерес к прошлому и будущему России, способствовали выделению двух течений политической мысли, так называемых западников (П. Анненков, И. Вернадский, Т. Грановский, Б. Чичерин и др.) и славянофилов (К. Аксаков, И. Киреевский, Л. Хомяков, Н. Данилевский и др.). Западники считали, что Россия должна учиться у Запада, пройти такой же путь развития, следовать образцам западноевропейской экономической, социально-политической и культурной жизни. Славянофилы, наоборот, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации нет, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по собственному, отличному от западного, пути, что для России основами развития являются православная вера, а также крестьянская община. Позже славянофилы стали утверждать, что отказ России от самобытного пути может привести к падению ее как государства, подчинению иностранцам.

Революционно-демократическую идеологию развивали В. Белинский (1811–1848), А. Герцен (1812–1870), Н. Чернышевский (1828–1889), Н. Добролюбов (1836–1861). Исторический процесс они понимали как борьбу угнетенных против угнетателей. Поэтому они пропагандировали право народа на борьбу, восстание, революцию. Являлись сторонниками крестьянской общины, народной власти в форме республики.

Демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма соединялись в народнической идеологии. В ней существовали два направления – революционное и либеральное. С конца XIX в. в России нашло распространение марксистское направление политической мысли. Его развивали В. Плеханов (1856–1918), М. Туган-Барановский (1865–1919), В. Ленин (1870–1924), П. Струве (1870–1944) и др. Они считали, что Россия вступила на путь капиталистического развития, который, по их мнению, был прогрессивным. Исходили из того, что движущей силой в социалистической революции должно быть не крестьянство, а рабочий класс. В начале ХХ в. марксистское движение в России разделялось на два направления: реформистское (так называемые меньшевики) и радикально-революционное (большевики). Последние ориентировались на восстание, захват власти, диктатуру пролетариата.

В советское время, т.е. с 1917 г. вплоть до середины 1980-х гг. творческая, нестандартная мысль подавлялась. Господствующей идеологией являлся марксизм в интерпретации партийных и государственных руководителей Советского Союза. И. Сталиным, Н. Хрущевым, Л. Брежневым выдвигались не обоснованные теоретические постулаты, которые затем не подтверждались и практикой. Речь идет о выводе об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, о переходе к коммунизму в отдельно взятой стране, о создании материально-технической базы коммунизма и т.п.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

В Беларуси политическая мысль развивалась под влиянием политической ситуации – в зависимости от того, в чьем составе находилась наша страна. Однако это сочетание влияний лишь обогатило белорусскую политическую мысль. До XIV века ее развитие шло в тех рамках, что и во всей Руси – первыми политическими работами были произведения духовных лиц: Ефросиньи Полоцкой и Кирилла, епископа Туровского (XII век), посвященные идее укрепления княжеской власти и православной церкви на благо людям. В XIV–XVI веках Беларусь имела, по сути, свою государственность в составе ВКЛ. В XVI веке появляются правовые политические акты на старобелорусском языке – Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), ограничивающие власть монарха Господарской Радой и Великим Вольным Сеймом. В XV–XVI вв. в Беларуси, как и везде в Европе, возникают идейно-политические течения, связанные с гуманизмом Возрождения и религиозной Реформацией. У белорусских гуманистов, в отличие, скажем, от итальянских, акцент делался не на индивидуальной свободе, а на общественном благе. Гуманистами были Франциск Скорина (1490–1541), МиколаГусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега.

Политические взгляды Скорины были направлены на утверждение в народе почитания законов, а в государстве – правосудия и справедливости. Но и сам закон должен базироваться на морали и справедливости. Скорина демократично считает и простых людей полноправными гражданами, призывает к вечному миру, не одобряет восстаний. Его политический идеал – гуманная и сильная власть.

СымонБудный (1503–1593), автор трудов «Катехизис» и «О светской власти», критиковал гуманистов-радикалов, но и сам может считаться умеренным гуманистом. Он жил в эпоху кризиса идей Возрождения, был свидетелем религиозных войн. Он был сторонником частной собственности, феодализма, осуждал восстания, но призывал и феодалов к человеческому отношению к подданным. Он осуждал некоторых гуманистов за идеи ликвидации государственной власти и ее институтов, за идеи отказа богатых от имущества в пользу бедных. Будный сформулировал основные причины необходимости власти: установление порядка, охрана интересов личности и государства; определил обязанности управляющих и управляемых. Он раньше Гоббса поставил вопрос о принуждении бездельников к общественно полезному труду, и выступал за гарантии собственности для всех граждан.

Андрей Волан (1530–1610) – автор 26 сочинений на латинском, французском, немецком и польском языках, дипломат и государственный деятель – основательно разработал концепцию правового общества и правового государства. Понимал свободу как важнейший фактор мира и могущества государства, безопасности граждан и неприкосновенности их собственности. Но человеку вредит неправильное понимание и пользование свободой, и тогда она превращается в неволю. Свобода утверждается лишь когда человек действует разумно и в соответствии с законом. Волан определял социально-правовой статус населения Речи Посполитой (основное сословие – шляхта, затем – мещане, затем – крестьяне). Волан был сторонником социального неравенства, но юридического равенства. Он был сторонником теории естественного права и общественного договора.

Другие крупные политические мыслители той эпохи внесли серьезный вклад в развитие политических идей Беларуси. Лев Сапега (1557–1633), канцлер, гетман, воевода, был автором и редактором Великого Статута Литовского 1588 года, где гарантировался суверенитет государства, запрещалась покупка земли и недвижимости иностранцами, провозглашалась религиозная терпимость и презумпция невиновности. Первый ректор Виленской Академии Петр Скарга выступал против идей гуманизма и Возрождения, был сторонником идей Фомы Аквинского о подчинении светской власти церкви, критиковал шляхту за тягу к вольности и поддержку идей Реформации. Брестский судья Казимир Лыщинский, казненный за атеизм в 1689 г., высказывался за крепкое государство с просвещенным монархом, где просвещение искоренит все беды.

Слияние Беларуси с Польшей в XVII–XVIII вв. привело в упадок белорусскую политическую мысль. Крупной фигурой можно назвать Симеона Полоцкого, воспитателя царевичей в Москве, боровшегося за вхождение белорусских земель в состав России.

После разделов Речи Посполитой Беларусь вошла в состав Российской империи. Белорусская политическая мысль вошла в орбиту российских общественных идей, но продолжала нести на себе польское влияние. Политические идеи высказывались в XIX веке в связи, в основном, с подготовкой и ходом восстаний 1830–31 и 1863–64 гг. Можно упомянуть такие фигуры, как Франц Савич и Кастусь (Константин Викентий) Калиновский, выступавшие за восстание, создание свободных республик, уничтожение всяческого угнетения и т.д. В 70–80-е гг. XIX в. в Беларуси приобрели влияние идеи народничества. А к началу ХХ в. здесь уже имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических решений: либеральное, социал-демократическое, большевистское, анархистское, сионистское, консервативное, черносотенное и другие

12.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.Структура политической системы: 1)политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2)политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3)социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

Функции политической системы

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политическойсистемой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).


Наши рекомендации