Понятие и функции внешней политики

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения одного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые осуществляются различными методами и средствами. В основе внешней политики каждого государства лежат национальные интересы, которые отражают интересы всего общества. Британский государственный деятель Пальмерстон говорил: «В Англии нет постоянных врагов, а есть только постоянные интересы».

Национальные интересы – это прежде всего высокий уровень материального обеспечения и широкие возможности для духовного развития населения, обеспечение безопасности страны и, наконец, оборона очерченных политических и экономических позиций в мире. Независимо от государственного устройства данные группы интересов являются основными во внешней политике. Именно реальные, объективные национальные интересы, которые затрагивают суверенитет, территориальную целостность, недопустимость вмешательства во внутренние дела, составляют главный действенный фактор внешнеполитической деятельности.

Совпадение реальных интересов может вызвать реальные конфликты, однако они возникают на основе неправильно понятых и искаженно сформулированных национальных интересов. Так выглядели дела при развязывании США вьетнамской войны и при принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Теоретической основой внешней политики являются определенные целевые установки и теоретические положения. По срокам реализации принято делить цели внешней политики на краткосрочные, долговременные и перспективные.

По пространственному объему внешнеполитические цели делятся на локальные, региональные, континентальные и глобальные. Под локальной понимается цель, объектом которой является отдельный, единственный элемент системы международных отношений (государство, общественно-политическая организация и т. д.). Соответственно региональными, континентальными и глобальными являются цели, объектами которых выступают географические группы элементов международных систем или она сама в целом.

Главные циклы внешней политики следующие:обеспечение бе-зопасности государства; рост его силы; рост престижа государства в международных отношениях.

Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач государства. В период угрозы суверенитета и территориальной целостности государство обычно подчиняет все другие цели обеспечению своей национальной безопасности. Возрастание материального и политического могущества представляет собой одно из первоочередных направлений в деятельности государства. Рациональная внешняя политика содействует эффективному экономическому развитию, повышению уровня жизни населения, усилению политического, военного, интеллектуального и морального потенциалов страны в мире.

Важной целью внешней политики является обеспечение роста престижа, авторитета государства в глазах международной общественности.

Внешней политике присущи следующие функции: оборонная; представительско-информационная; торгово-организаторская; координация государств по решению глобальных проблем.

Оборонная функция направлена на охрану прав, интересов государства, граждан за его границами, поиски мирного политического решения спорных проблем. Специфические оборонные функции выполняют разведка и контрразведка.

Представительско-информационная функция создает позитивный образ государства в мире.

Торгово-организаторская функция заключается в инициативных действиях по поиску выгодных торговых сделок, контактов, расширению экспорта товаров, созданию иных благоприятных условий деятельности государства. Эффективность ее проявления определяется самообеспечением или зависимостью страны от импорта важнейших товаров.

Одной из важнейших функций внешней политики государств является координация действий по решению многих глобальных проблем. К ним относятся: проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоление отсталости населения, борьба с голодом и нищетой, охрана здоровья, рост народонаселения планеты, распространение наркомании, СПИДа и др.

4. Средства и механизмы осуществления внешней политики.
Приоритеты внешней политики Республики Беларусь

Важными элементами внешнеполитической деятельности являются выбор средств и оценка их эффективности. Осуществляя свою внешнюю политику, государство обычно применяет следующие средства: информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды и агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, содействуют росту доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формированию в международной общественности чувства симпатии или осуждения по отношению к другим государствам.

Политические средства внешней политики используются в первую очередь в сфере дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, постоянного представительства государства за границей, в активной деятельности международных организаций.

Экономические средства внешней политики – это использование экономического потенциала данного государства для достижения внешнеполитических целей. Государства, имеющие мощную экономику, имеют
и сильные международные позиции.

Даже небольшие по территории страны, бедные человеческими и материальными ресурсами, могут играть значительную роль, если их экономика основывается на передовых технологиях. Эффективными экономическими средствами в международной политике являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, выделение лицензий, инвестиций, кредитов, другой экономической помощи или отказ в ней.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства. Это означает количество вооруженных сил, наличие военных баз, ядерного оружия. Военные средства часто используются в целях оказания давления на другие страны. Формами такого давления могут быть учения, маневры, парады, испытание новых видов оружия и т. д.

Немалое значение для международного веса государства имеет профессиональный уровень внешней политики. Реальная оценка сил в определенной ситуации, умение правильно определить позицию в определенной ситуации, распознать друзей и противников могут частично компенсировать и малый объем силы. Механизм формирования и реализации внешней политики государства включает в себя систему следующих государственных органов и организаций:

– высшие законодательные органы, главу государства, правительство, министерство иностранных дел и др. (центральные внутренние органы);

– посольства, миссии, консульства, представительства и др. (зарубежные органы).

Внешнеполитические приоритеты Республики Беларусь определяются ее суверенитетом и геополитическим положением. Они зафиксированы в Декларации о государственной независимости от 27 июля 1990 г.,
в Конституции Республики Беларусь и других государственных документах. В них четко провозглашаются независимость, суверенное равенство
и экономическое процветание. Исходя из этого, нашей страной провозглашаются следующие национальные приоритеты во внешней политике:

– развитие союзных отношений с Российской Федерацией;

– приверженность интеграции в рамках Содружества Независимых Государств;

– активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах;

– содействие укреплению региональной и глобальной безопасности;

– разностороннее взаимодействие с государствами Азии, Африки
и Латинской Америки;

– энергичное участие в международных организациях, прежде всего в ООН.

Важными направлениями внешней политики Республики Беларусь являются сотрудничество с Российской Федерацией, другими членами Содружества Независимых Государств, активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах, содействие укреплению региональной и глобальной безопасности, разностороннее взаимодействие с государствами Азии, Африки и Латинской Америки, энергичное сотрудничество в международных организациях.

Объективно совпадают наши внешнеполитические приоритеты с такими динамично развивающимися странами мира, как Китай, Индия, Вьетнам и др. Важно расширение партнерских отношений с западными странами и США.

Тема 17. Мировая политика и глобальные проблемы
современности

Вопросы для изучения

1. Сущность и критерии выделения глобальных проблем современности.

2. Основные направления разрешения глобальных проблем.

Литература

1. Бондарь П. И., Бондарь Ю. П. Политология: Учеб.-метод. комплекс.– Мн., 2003.

2. Политология: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Решетникова.– 4-е изд.– Мн., 2004.– С. 413–424.

3. Политология: Учеб.-метод. комплекс для студ. и препод. высш. учеб. завед. / Под ред. Е. М. Бабосова, Е. П. Сапелкина.– Мн., 2002.– С. 394–413.

1. Сущность и критерии выделения глобальных проблем
современности

Научно-техническая революция открывает огромные возможности для развития человечества, в то же время она порождает новые, неизвестные ранее проблемы, которые принято называть глобальными. Эти проблемы носят международный характер. Термин «глобальные проблемы» впервые был введен в обращение в конце 60-х гг. на Западе и получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба (международная неправительственная организация, выдвинувшая в 60-х гг. ХХ в. программу изучения глобальных проблем). Это комплекс проблем, затрагивающих основысуществования человечества
и требующих для их решения совместных усилий всех стран и народов.
К глобальным проблемам относятся:

Наши рекомендации