Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы, роль в жизни современных обществ

1. Понятие юридической ответственности.

2. Цели, принципы, виды юридической ответственности.

3. Основания юридической ответственности.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что в комплексе средств, с помощью которых в обществе решаются задачи воспитания, важное место занимает юридическая ответственность. Она способна влиять на формирование у граждан позитивных потребностей, интересов, установок и ценностных ориентаций. Социальное назначение ответственности состоит в воспитании людей в духе осознанного и добровольного соблюдения правовых предписаний, в создании условий, обеспечивающих нормативное развитие общественных отношений, ― с одной стороны. С другой стороны, юридическая ответственность выступает в качестве важнейшей гарантии законности и правопорядка в обществе. И в этой связи она выступает как один из важнейших факторов построения правового государства.

Раскрывая содержание вопросов, студент должен проанализировать понятие и сущность юридической ответственности, ее соотношение с другими видами социальной ответственности. В этой связи следует акцентировать внимание на то, что категория «юридическая ответственность» носит комплексный характер, она не может быть оторвана от понятия социальной ответственности, а представляет диалектическую связь общего и особенного, наконец, юридическая ответственность имеет как позитивный, так и ретроспективный аспекты.

Для правильного осмысления природы юридической ответственности студенту нужно обратиться к сущности права (что закономерно, т.к. юридическая ответственность ― это правовое явление), анализу целей и принципов юридической ответственности, ее видов.

Завершается анализом оснований юридической ответственности и ее ролью в деле укрепления законности.

ТЕМА 12.

Государство в политической системе общества

1. Понятие политической системы.

2. Государство и другие элементы политической системы.

3. Совершенствование органов государства ― условие его демократизации.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует уяснить, что проведение в стране коренной реформы политической системы связано с изменением методов руководства экономикой, их институционализацией. В результате меняются представления о пределах и возможностях государственного регулирования экономики, проявляются ее альтернативные формы; общественная, групповая и личная инициативы получают новые экономические опоры. Все это должно находить адекватные выражения в политической системе общества. В противном случае, и об этом, к сожалению, свидетельствует наш собственный исторический опыт, политическая система будет тормозить экономическое развитие.

Глубокая связь экономической и политической реформ состоит в таком преобразовании отношений собственности, когда юридическим и реальным субъектом всех ее видов стали бы социальные общности, граждане, но не органы и не должностные лица.

Реформа политической системы обусловлена в значительной мере и тем, что сегодня по-новому ставится проблема взаимоотношения личности и общества. Здесь необходимо осуществлять переход от преобладающего ныне принципа односторонней ответственности человека перед обществом, а общества ― перед человеком.

Продолжая анализ темы, студенту следует обратить внимание на то, что структурное объединение политических органов, учреждений и институтов в целостную организацию, взаимосвязь и отношения их между собой ― все это создает политическую систему, обеспечивающую интеграцию целей и методов деятельности всех составных частей единого политического организма.

В этой связи студенту следует обратить внимание на то, что субъектами политической системы общества не могут являться такие социальные общности, как классы, народ, нации, а также коллективы и отдельные личности. Ее компонентами выступают, прежде всего, определенные институциональные образования, учреждения, организации, представляющие интересы тех или иных классов (слоев), которые принимают участие в осуществлении политики, политических отношений.

Народ, являясь активным участником политической жизни, формирует социальную политику, непосредственно выражает свою волю при решении важнейших политических вопросов. Активную роль в этих процессах играют классы и нации. Однако эти социальные общности действуют почти исключительно через создаваемые ими организации, входящие в политическую систему общества.

При определении структурных элементов политической системы необходимо учитывать то обстоятельство, что ее элементами могут быть не только лишь «материальные» объекты, какими являются государство, партии, общественно-политические объединения, но и другие компоненты, представляющие собой лишь отношения или процессы. В частности, социальные нормы, регулирующие общественные отношения внутри организаций и институтов, функции отдельных структурных элементов и политической системы в целом. Здесь студенту следует обратить внимание на то, что функции структурных «вещественных» объектов не совпадают с функциями политической системы. Наконец, к числу компонентов политической системы следует отнести идеологию.

Естественно, в процессе написания по этой теме одним из центральных вопросов является вопрос о государстве в политической системе общества. Здесь студенту следует обратить внимание на то, что значение, роль и удельный вес государства в политической системе обусловлены следующими особенностями.

Во-первых, выступая в качестве универсальной, всеобъемлющей организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех граждан, находящихся на ней, оно официально представляет общество.

Во-вторых, государство олицетворяет публичную власть и подчиняет себе проявления иных общественных властей. Оно применяет властные методы, а в необходимых случаях и принуждение.

В-третьих, государство с помощью права регулирует общественные отношения и придает своим велениям общеобязательный характер.

В-четвертых, государство, благодаря наличию специального профессионального аппарата, выполняет основной объем управления делами общества.

Студент должен критически отнестись к существующим в научной литературе суждениям о государстве как центре экономики, как элементе базисных отношений и пр. Это результат апологии государственно-бюрократического патернализма. Из государства ― органа публичной власти (чем оно должно быть) был сконструирован образ всеобщего благодетеля.

К серьезным негативным результатам привела этатизация и в духовной сфере. Почти семь десятилетий движения по пути создания гипергосударства породили определенный тип психологии, классового сознания, которое иначе нельзя назвать, как «этатистским». Этатистское сознание пронизано страхом перед государством в лице любого «начальства», и, прежде всего, конечно же, карательных органов, наделявшихся в минувшие десятилетия огромной силой и властью, несоизмеримыми с реальной потребностью обеспечения безопасности общества, охраны закона и порядка. Страх, в свою очередь, порождал гражданскую пассивность, приспособленчество, утрату способности к инициативе, отстраненность от общественных дел. Этатистское сознание проникнуто также ярко выраженным духом иждивенчества по отношению к государству, порожденным отсутствием у граждан экономических и политических возможностей реализовать личную инициативу и энергию. Не менее отрицательную роль сыграл внушавшийся с детства пропагандистский стереотип, согласно которому государство денно и нощно печется о каждом из нас.

Сегодня, восстанавливая истинную картину своего недавнего прошлого, студенту следует пытаться прояснить, наряду с другими тайнами, истоки и механизм массовых репрессий. Откуда они проистекали?

Бюрократия карательных органов, как и всякая иная бюрократия, ставит в центр своей деятельности корпоративный интерес, выдаваемый за государственный. Она ищет и находит ― обязана находить! ― себе работу, доказывая свою общественную полезность.

Революционное насилие рождает соответствующий аппарат. Если последний приобретает гипертрофированные масштабы, он сам становится источником необузданного насилия, обращенного против всего общества.

Завершая работу, студенту следует подвергнуть анализу основные направления и цели кардинальной реформы политической системы общества. В частности, можно выделить следующие цели реформы: во-первых, сделать все, чтобы миллионы и миллионы трудящихся были включены в управление страной не на словах, а на деле; во-вторых, открыть максимальный простор процессам саморегулирования и самоуправления общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов; в-третьих, отладить механизм свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и социальных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике государства; в-четвертых, обеспечить условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепления их дружбы и равноправного сотрудничества на принципах интернационализма; в-пятых, радикально укрепить законность и правопорядок с тем, чтобы исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить надежные гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению к обществу и государству; в-шестых, создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более активному развитию и внедрению во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

ТЕМА 13.

Правоотношения

1. Понятие правовых отношений.

2. Субъекты правоотношений.

3. Содержание правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность).

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен обратить внимание на то, что категория «правоотношения» ― одна из ключевых в общей теории права. Решающая конститутивная черта правоотношения состоит в том, что оно выражает особую общественную связь между лицами, связь через их права и обязанности.

В реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не «право» по отношению к кому-либо, т.е. если оно так или иначе не связано с обязанностями.

Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обеспеченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом требования, превращаются в «юридический нуль». Следует также иметь в виду, что правоотношения опосредуют типичные, объективно необходимые взаимосвязи. Субъектами их выступают носители определенных социальных ролей.

Содержание второго раздела работы должно включать формулировку понятия субъектов правоотношений и их классификацию. В частности, в литературе наиболее широко распространено подразделение субъектов на индивидуальные и коллективные (комплексные). Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как определенный «коллектив физических лиц, а именно как организация ― особое, качественно иное образование, не сводимое к входящим в нее людям. Специально следует рассмотреть вопрос о правоспособности и дееспособности субъектов права. Необходимо при этом определить понятия правоспособности и дееспособности и показать их соотношение, а также его особенности при характеристике правового положения организаций. Для иллюстрации соответствующих теоретических положений необходимы конкретные примеры.

При изложении третьего вопроса нужно также раскрыть понятия субъективного права и юридической обязанности, а затем на примере конкретных правоотношений показать эти их необходимые элементы. Затем надо кратко рассмотреть вопрос о соотношении объекта права, правовой нормы, правового отношения.

ТЕМА 14.

Наши рекомендации