Глава V Статус депутатов Парламента Республики

Статья 24. Депутат Парламента Республики

1. Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссией Республики. На первой сессии Парламента на совместном заседании его Палат депутаты приносят народу Казахстана следующую присягу: "Клянусь верно служить народу Казахстана, укреплять целостность и независимость Республики Казахстан, строго подчиняться ее Конституции и законам, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности депутата". Принятие присяги осуществляется Президентом и проводится в торжественной обстановке в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного Суда, экс-Президентов Республики.
2. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии Республики.
3. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и в иных случаях, предусмотренных Конституцией и настоящим Конституционным законом.
4. Полномочия депутатов Мажилиса Парламента, избранных Ассамблеей народа Казахстана, могут быть досрочно прекращены по ее решению.
5. Полномочия назначенных депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента Республики.
Полномочия депутатов Сената Парламента, избранных на совместном заседании выборщиков в лице депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики, могут быть досрочно прекращены по решению выборщиков.
6. Депутат Парламента лишается своего мандата при:
1) его выезде на постоянное место жительства за пределы Казахстана;
2) вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
3) утрате гражданства Республики Казахстан.
7. Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:
1) выходе или исключении его из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;
2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран.
8. При прекращении полномочий депутата Парламента по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 6 настоящей статьи, Центральной избирательной комиссией принимается постановление, в котором констатируется факт наступления оснований, влекущих прекращение полномочий депутата Парламента, и принимается решение о внесении в соответствующую Палату Парламента представления о досрочном прекращении полномочий депутата Парламента.
На основании представления Центральной избирательной комиссии Палата Парламента прекращает полномочия соответствующего депутата Парламента.
9. При прекращении полномочий депутата Парламента по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, Центральной избирательной комиссией принимается постановление, констатирующее факт утраты соответствующим лицом полномочий депутата Парламента.
10. Полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случае роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента.

Сноска. В статью 24 внесены изменения - Конституционным законом РК от 6 мая 1999 г. N 377. Статья 24 в новой редакции в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 266 (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 25. Полномочия депутата Парламента Республики

1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит.
2. Депутат Парламента вправе:
1) избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;
2) вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
3) высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента либо согласие на назначение которых дается Палатами Парламента;
4) вносить в Бюро Палат предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях Палат Парламента, а в случае непринятия его предложений - вносить их на рассмотрение пленарных заседаний Палат;
5) предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;
6) вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных Палатам Парламента;
7) в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;
9) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;
10) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;
11) знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение;
12) знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента;
13) осуществлять другие полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом, регламентами Парламента и его Палат.

Сноска. Статья 25 с изменениями, внесенными Конституционным законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 266 (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 26. Участие депутата в сессиях Парламента,
заседаниях его Палат

1. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично.
2. Председатель Палаты, либо соответственно руководитель органа, членом которого является депутат, в сроки, установленные регламентом, сообщают депутату о времени и месте проведения сессий, заседаний органа, а также о вопросах, вносимых на их рассмотрение, представляют ему необходимые материалы по этим вопросам.
3. В случае невозможности прибыть на заседание депутат заблаговременно сообщает об этом Председателю Палаты либо соответственно руководителю органа Парламента или его Палаты.
4. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных настоящим Конституционным законом мер взыскания.
5. Депутат, входящий в состав Бюро Палат, их постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, вправе вносить любые вопросы и предложения на их рассмотрение, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.
6. Депутат, не согласный с решением органа Парламента, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Парламента или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.
7. Депутат, не входящий в состав Бюро Палат, их соответствующих постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, может участвовать на заседаниях указанных органов, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением Бюро Палат, постоянного комитета или комиссии депутат может внести свои предложения в качестве поправок к законопроекту, проекту постановления. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются на сессии Парламента и по ним проводится голосование.

Статья 27. Депутатские запросы и вопросы

1. Депутатский запрос является официально обращенным на совместном и раздельном заседании Палат Парламента требованием депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.
2. Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности, Председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом запрос, обращенный к Генеральному Прокурору либо первым руководителям правоохранительных и специальных государственных органов, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования. Рассмотрение запросов, обращенных к Председателю Комитета национальной безопасности, проводится на закрытых заседаниях Парламента или его Палат.
3. Запрос может быть внесен в письменной форме и подлежит оглашению на сессии Парламента.
4. Должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Парламента. Письменный ответ на запрос представляется в срок не более месяца и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить свое отношение к ответу на запрос.
5. По ответу на запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его соответствующей Палаты. Запрос и ответ на него могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
6. Депутаты вправе на совместном и раздельном заседании Палат обращаться с устными вопросами к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Ответ на вопрос дается на данном заседании, а при необходимости дополнительной подготовки к ответу - в трехдневный срок.
Сноска. Статья 27 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 04.07.2014 № 232-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 28. Право депутата на безотлагательный прием
должностными лицами

1. По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения государственных органов, общественных объединений, государственных организаций, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.
2. Порядок посещения депутатом организаций, деятельность которых связана с государственными секретами, устанавливается законом.

Статья 29. Информационное обеспечение деятельности
депутатов

1. Бюро Палат обеспечивают депутата документами, принятыми Парламентом, а также официально распространяемыми информационными и справочными материалами Парламента и его органов, других государственных органов и общественных объединений.
2. Государственные органы и организации, их должностные лица оказывают депутату консультативную помощь по вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.

Статья 30. Материальное, финансовое и социально-бытовое
обеспечение деятельности депутатов

1. Заработная плата депутатам Парламента устанавливается Президентом Республики в порядке, установленном подпунктом 9) статьи 44 Конституции Республики.
2. Депутатам, проживающим вне столицы Республики, на срок их полномочий предоставляется на условиях безвозмездного пользования из государственного жилищного фонда и по нормам, установленным законодательством, благоустроенное и меблированное жилье.
3. Для поддержания взаимоотношений депутата Парламента со своими избирателями, систематического информирования их о деятельности Парламента, выполнения поручений Парламента, его Палат и их органов каждому депутату предоставляется право:
1) внеочередного приобретения транспортных проездных документов;
2) выезда в командировки в избирательные округа. При этом командировочные расходы возмещаются из средств, выделяемых в порядке, установленном подпунктом 9) статьи 44 Конституции Республики.
4. В случае командирования депутата для выполнения поручений Парламента, его Палат и их органов ему оплачиваются командировочные расходы по нормам, установленным законодательством.
5. Обслуживание депутатов Парламента автомобильным транспортом в пределах столицы Республики Казахстан, их лечебно-оздоровительное и санаторно-курортное обслуживание осуществляются в порядке, установленном Президентом Республики.
5-1. Депутату Парламента по истечении срока его полномочий, а также в случае подачи в отставку или роспуска Парламента или Мажилиса Парламента и до момента его трудоустройства или достижения пенсионного возраста ежемесячно выплачивается пособие в размере его среднемесячной заработной платы, но не более трех месяцев со дня прекращения полномочий или удовлетворения заявления об отставке.
Сноска. В статью 30 внесены изменения - Конституционными законами РК от 11 апреля 1997 г. N 91; от 12 марта 1999 г. N 348; от 6 мая 1999 г. N 377; Конституционным законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 266 (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 31. Гарантии осуществления полномочий депутата

1. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными Конституционным законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 266 (порядок введения в действие см. ст.2)

Наши рекомендации