Г. мая 23.
1906 г., мая 23 дня, мы, нижеподписавшиеся крестьяне Смоленской губ., Вельского у. Шоптовской вол., Ярцевского сельского общества, селений Ярцева, Суходолки, Лапина, Репнева, и Степанова, быв сего числа на общем сходе, имели суждение о причинах, которые привели русский крестьянский люд к невежеству, нищете, голоду, японской войне с ее позорным миром, и, наконец, к неслыханным до сего между крестьян волнениям, смутам и кровавому междоусобию.
По нашему искреннему и глубокому убеждению перечисленные невзгоды и несчастия произошли оттого, что все без исключения трудящиеся массы крестьянского люда Российского государства до сего времени не только не пользовались никакой поддержкой правительства, а, наоборот, целиком были отданы в полный и безотчетный произвол небольшой группы господствующих классов — дворян, чиновников и богатых капиталистов.
Вполне разделяя чувства и мысли передовых борцов за освобождение русского народа, мы, крестьяне, всецело присоединяемся к освободительному движению и заявляем: в видах полного проведения в жизнь начал, положенных на благо народа в основании манифеста 17-го октября 1905 года, необходимо:
1. Увеличить площадь землепользования крестьян, обрабатывающих землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян наделить государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими и церковными землями, а также путем отчуждения потребного количества частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой, но не рыночной оценке. Означенное вознаграждение относится на общий государственный счет, а условия, на которых должны перейти означенные земли трудящимся крестьянским массам, устанавливаются Государственной думой.
2. Все дети школьного возраста обоего пола должны получать образование на государственный счет.
3. Разделение населения на сословия должно быть немедленно уничтожено; нужно установить только одно сословие — свободных русских граждан; все в правах должны быть сравнены.
4. В состав волости должны входить все живущие в ее пределах; волости должно быть представлено право облагать сборами для своих надобностей всех жителей, сообразно их доходам; население должно пользоваться полной свободой как по выбору должностных лиц, так и ведению своих всех общественных дел; должность земских начальников немедленно же отменить.
5. Уездное и губернское управления должны находиться в руках земства, избранного по тем же правилам, как и народные представители в Государственную думу.
6. Косвенные налоги должны быть заменены прямым прогрессивно-подоходным налогом, т. е. чтобы чем богаче человек, тем он больше платит налогов; выкупные платежи должны быть отменены теперь же.
7. Народным депутатам в Государственной думе должно принадлежать право обсуждать и утверждать законы, назначать налоги и распределять государственные расходы. Министры и другие чиновники обязаны отдавать им отчет в своих действиях. Кроме народных выборных, никакая власть не может издавать или отменять законы.
8. Необходимо, чтобы все русские граждане могли беспрепятственно, без всякого разрешения начальства, устраивать собрания, соединяться в обществе, союзы, свободно говорить, писать и печатать о своих нуждах. Необходимо, чтобы никого не арестовывали без суда.
9. В пределах Шоптовской вол., а именно в нашем вышепоименованном обществе, находится очень много дворянской отрезной земли, которая входит в пределы нашей надельной земля, мешающая как для сенокосов, в которых мы очень сильно нуждаемся, а дворяне не отдают, а хотя и дадут исполу, то берут такой процент, что он стоит достающейся половины в два раза, также и для уружных угодий не менее 3 рублей
со штуки, а за каждое срубленное лыко для лаптей берут 6 коп. Мы желаем, чтобы на это было обращено внимание.
10. Наша надельная земля почти вся состоит из подзола и мха, а платим мы за нее в 1-м разряде, хотя за нее грех платить как и за 3-й; поэтому мы желали бы переосвидетельствовать качество земли и перевести по стоимости с 1 -го и 2-го в 3 и 4 разряды, а переплаченные деньги возвратить нам обратно. Из-за худого качества земли и стесненной жизни наш молодой народ принужден в этих грабителях-дворян жить за очень низкую цену, а именно: с 1-го апреля по 14 ноября за 15 рублей живет работница, а работник 30 рублей. И эту плату получает не чистыми деньгами, а каким-нибудь мхом для «уруги» скота, или «белоусом» (самой худой травой) для покоса, или же касторем отборным для хлеба, и то по их установленной таксе.
Потом желали бы отменить грабительство со стороны священства, которое в нашем селе очень распространено; а именно: за венчание берут 10-15 руб., за похороны 7 рублей, а если священник поднимает тело, то — 15 рублей, за крестины 1 руб., за молебен простой 30 коп., с акафистом —- 50 коп. Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без «Божьих служителей», которые получают жалованье, пользуются доходом и первейшей землей.
К сему подписуемся крестьяне Шоптовской волости, дер. Ярцева, с-ца Зайцева, дер. Суходолки, д. Репнева, д. Степанова и других.
Газ. «Речь (Государственная дума)» 1906. 6(19) июня. Частично опубликовано: Революционное движение в Смоленской губернии 1905-1907 гг. Сб. док-ов Смоленск, 1957. С. 232-234 (Из газ. «Смоленский вестник» 1906. 19 июня).
№132
1906 г. мая 24. — Телеграмма крестьян Верхне-Хавского сельского общества Воронежского уезда и губернии в I Государственную думу
Крестьяне Верхне-Хавского сельского общества Воронежского у. на сходе 22 мая единогласно постановили приветствовать Думу. Боритесь до тех пор, пока не добудете обездоленному народу землю и права. Ничем не смущайтесь. За вас сто миллионов населения.
Уполномоченные 460 домохозяев.
Подписи.
РГИЛ. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 2. Л. 797. Заверенная копия.
200
№ 133
1906 г. мая 25. — Приговор крестьян д. Неверово Александровского уезда Владимирской губернии в I Государственную думу
Мы, жители деревни Неверово Константиновской волости, Александровского уезда, Владимирской губернии, быв сего числа на сельском сходе в количестве 12 домохозяев, обсуждали наше отношение к Государственной думе и постановили сообщить в Комиссию, учрежденную при Государственной Думе для разработки земельного вопроса, данные о нашем положении как материал для суждений Комиссий, а в сем нашем заявлении выразить Государственной Думе глубокую благодарность за стойкую защиту прав и интересов народа. Подтверждаем от себя, что только после удовлетворения нужды нашей в земле, при установлении полного подчинения и ответственности всех Чиновников, как правительственных, так и общественных, начиная с волостного писаря и до министра включительно, вам, представителям народа, избранных как в Государственную Думу, так и во всякие местные управления всенародно, — и при обеспечении каждому из нас права, не подвергаясь гонениям, доводить до всеобщего сведения своя нужды и требования, — мы станем свободными и счастливыми гражданами России.
Мы находим вполне правильным требование Государственной Думы, чтобы между нами, в лице наших представителей, и нашим Государем не было никаких застав, вроде Государственного Совета, и чтобы министры выбирались из членов Государственной Думы и отвечали перед ней за каждый свой поступок. — Заявляем Государственной Думе, чтобы она работала так, как до сих пор, и была спокойна и уверена, что в тяжелую минуту ее поддержит все обездоленное крестьянство. — Пусть не смотрят, что нас, подающих это заявление, мало. Нам немногим удалось найти ход на волю из глуши деревень. Мы давно уже хотели сказать Государственной Думе сочувственное слово, да в волостном правлений, куда только и можем мы, люди темные, обратиться за справкой, ответили, что адреса Государственной Думы не знают. То "же творится и по всей земле русской. А если бы дали волю высказаться всему населению, тогда бы увидали, какая сила стоит за Государственной Думой! 1906 года, мая 25 дня. Следуют подписи.
РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 279. ЛЛ. 25-26. Рукописный подлинник.
№134