Г. апреля ранее 30. €

1) В виду увеличившихся в России беспорядков и разных смут, Государственная Дума должна неотложно принять все меры к успоко­ению и удовлетворению крестьян в их нуждах и требованиях. 2) Так как мы, крестьяне, с 1861 г. получили надел по 5 десятин на душу, а со времени получения этого надела произошел большой прирост на­родонаселения, то 5 десятин для крестьянина неудовлетворительно, как для хлебопашества, так и для выгона скота. А для протопления и до­машних построек лесного материала вовсе не имеется. Поэтому просим Государственную Думу к прежнему земельному наделу добавить как-то строевого и дровяного леса и земли для пашни и покоса, — а также и на имеющийся прирост в народе. Затем, по истечения нескольких лет, поручить, кому следует, проверить вновь народившийся прирост народа и удовлетворить оный прирезкою вновь на прибылые души землею — Пахотной, луговой и лесной бесплатно. А если же бесплатно нельзя будет, то чрез покупку по добросовестной оценке. 3) Прирезку земли сделать й0 смежности с нашими наделами из помещичьих, земледельческих,

а где таковых не окажется, то из казенных, удельных и монастырских дач, но, преимущественно, более подходящих удобством для хлебопашества и не требующих удобрения, так как у крестьян мало скота по слу­чаю истощения средств. А если у крестьян нет лошадей и коров, то и удобрения быть не может, а купить удобрения, стоящего дорого, кре­стьяне не в силах. 4) Вместо выдаваемого крестьянам пособия хлеба от земства и торговли земским хлебом, просим поручить, кому следует, выдавать нам деньгами, падающими на каждую волость или уезд, како­вые деньги должны храниться в банке, и управлять ими назначить двух или трех человек выборных от каждого сельского общества и волостного старшину. На деньги эти в августе, сентябре и октябре месяцах, самое безработное время, — покупать рожь и овес у крестьян прочих волостей, где таковой окажется лишним, а крестьянам своей волости или уезда под привезенный хлеб для продажи выдавать ссуду в сумме существующей цены хлеба, а зимою, когда крестьяне зарабатывают деньги, по возврате этой ссуды получать свой хлеб, с уплатою по 3 коп. с пуда за хранение. Тогда у крестьян деньги будут целы и не будет лишней переплаты при покупке оного зимой. 5) Чтобы каждое общество имело право крестьян своего общества, грозящих выжиганием деревни или другими угрозами, приговорами своими удалять без всякого расхода, который должна при­нять казна на свой счет. Из общества таких крестьян передавать в руки полиции, которая немедленно должна таковых вредных членов выселить в отдаленные губернии, тогда таких членов у нас не будет, тогда не будет Ь ни пожаров ни грабежей. Все будет тихо и смирно. Тогда нечего будет | делать и полиции, на которую немало идет лишних расходов, и тогда | будет с крестьян меньше и разных сборов. 6) Увеличить плату, по обще­му согласию и совету, всем земским учителям и учительницам, которые всецело должны зависеть от общества, как принятие их на службу, так равно и увольнение с оной. Просить попечителей училищ устроить при училищах народные читальни и выписывать газеты и журналы. Вменять в обязанность учителям и учительницам, чтобы каждый ученик или уче­ница знали, как и за что молиться Богу, а именно: за обед, ужин, перед спаньем и вставши утром, а также не оставлять и псалтырного чтения. Этим они и будут в учеников или в учениц вселять страх Божий. Затем просить Государственную Думу командировать из числа солдат на каждое училище по одному человеку для обучения мальчиков военной дисципли­не с правом перехода способным ученикам в высшие учебные заведения, в коих обучение и расход должны быть за счет казны. 7) Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт, и об этом никто не хо­чет заявить. Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похо­роны при церкви и за могилы при церквах-же. Все это крестьян — людей темных — возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо все это изменить. Если не было-бы кре­стьян, то не нужно было-бы и церквей. А не было бы церквей, то не было бы и священников. Положить всем священникам жалованье, за которое

они и должны преподавать в училищах Закон Божий без особой допла­ты. А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в доход церкви, а поборов с приходящих инок никаких не делать — допускать бесплатно. От налогов церкви освободить, и священники должны всецело \ зависеть от прихода. По приговору прихода, они должны быть принимаемы и увольняемы, а также должны иметься в церквах, под наблюдением церковных старост, приходные книги, которые и должны проверяться попечительскими сводами. Расходов, произведенные без приговоров по­печительского схода, не принимать. 8) Уравнять плату земских сборов всех землевладельцев. Земли, находящиеся под лесом до 30-летнего воз­раста и под покосами, обложить подоходными налогами, также обложить платою в пользу земства подоходными налогами все монастырские, каби­нетские и удельные земля. Все дороги по этим землям исправляют за счет земства через посредство торгов. 9) Из казенного леса, чтобы крестьяне сухоподстойный лес и валежный получали для протопления бесплатно, а также который крестьянам, в деревне, если сухих и сырых дров при дли­не от 9 до 15 аршин, не тоньше 4 1/2 вершка в отрубе, на расстояние возки от 5 до 20 верст — бесплатно. 10) Сложить все косвенные налоги с пер­вой необходимости. 11) Закрыть все винные и пивные торговли во всех волостях и других округах и строго преследовать подпольную торговлю водкою и пивом. 12) Находящиеся в черте наделов неудобные земли обсеменить лесом, и чтобы на это дело губернское земство высылало семян и руководства бесплатно для поощрения всех других землевладельцев.

Газ. «Крестьянская Россия» 1906. 30 апреля.

№ 110

Наши рекомендации