Условия возникновения партий

Условия возникновения партий как современных политических организаций подразделяют на три группы. Первую группу составляют социальные условия, которые включают:

• социальную дифференциацию общества, выделение социальных групп, имеющих свои групповые интересы;

• групповую интеграцию, т. е. объединение в политическую организацию различных индувидуумов путем принятия ими общих принципов;

• разделение общественного труда, при котором возможность создания партийных программ получает интеллектуальное меньшинство (партийная элита), а большинству общества предоставляется возможность выбора из набора готовых программ.

Вторую группу условий образования партий составляют политические условия, которые включают в себя:

• преобразование государства в правовое;

• появление гражданского общества;

• демократию как общественно‑государственное устройство, при котором за народом признается вся полнота власти, гарантируется ее выборность, сменяемость, коллегиальность и т. д.;

• третью группу составляют правовые условия, т. е. юридические гарантии, включающие:

• конституционное признание принципа плюрализма и равенства всех партий перед законом;

• гарантию всех прав и свобод человека;

• гарантии деятельности партий (правосубъективность партий, регистрационный, а не разрешительный характер их создания, отсутствие препятствий для деятельности на всей территории страны, свободная агитационно‑пропагандистская работа, выход на средства массовой информации и т. д.).

Эти социальные, политические и правовые условия сложились в развитых странах в третьей трети XIX в., инициировав партийный генезис в первую очередь в Великобритании, США, Франции, а затем и в других странах. В России такие условия сложились в начале XX в.

Но теперь надо пояснить, почему партийный генезис генерировал партии разных типов. На этот вопрос отвечает теория Сеймура Липсета и Стейна Роккана, которые выделили четыре конфликта, действующие в эпоху индустриализма и генерирующие различные политические партии.

1. Центр против периферии.Например, в Великобритании этот конфликт вызвал к жизни националистические партии в Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии, в Испании – каталонские, баскские, галисийские партии. Но промышленная революция, выравнивая уровень жизни в столице и провинции, ослабляет значение этого конфликта, хотя и не устраняет его полностью. В России конца XX в. этот конфликт приводил к созданию в Думе региональных фракций и депутатских групп.

2. Государство против церкви.В Средние века Церковь препятствовала государственной централизации. В протестантских странах этот конфликт был разрешен в ходе Реформации. В католических странах, где Церковь удержала свои позиции, и особенно в странах, где католики вынуждены сосуществовать с протестантами, возникли многочисленные религиозные партии. По подсчетам Ричарда Роуза и Дерека Эрвина, в Западной Европе партий, ориентированных на религию, не меньше, чем партий, ориентированных на класс. Кроме того, из этого конфликта вырастают антирелигиозные партии. В России Церковь уже в XVII в. не противостояла государственной централизации, поэтому влиятельных религиозных партий не возникало. Многочисленные черносотенные организации первой партийной системы России (1905–1918 гг.) активно поддерживали царское самодержавие и существовавшее государство. В современной России конфликт между государством и Церковью практически отсутствует.

3. Город прошив села.В результате промышленной революции увеличился разрыв интересов между жителями города – буржуа и рабочими, и жителями сельской местности – землевладельцами и крестьянами. Этот конфликт, в частности, привел к образованию партий вигов и тори в Великобритании. В скандинавских странах, где свободное крестьянство активно выступало против городской культуры, это привело к созданию крестьянских партий и партий Центра. В США этот конфликт способствовал образованию фермерской партии гринбекеров. В России начала XX в. из этого конфликта возникла депутатская группа трудовиков. В современной России действует Аграрная партия.

4. Собственники прошив рабочих.Этот конфликт тоже стал результатом промышленной революции. На его базе возникли социалистические, социал‑демократические, коммунистические и рабочие партии. Радикализм и антисистемность этих партий зависели от того, как правящая элита реагировала на требования рабочих. Там, где законодательно было введено избирательное право и трудовое законодательство, эти партии были умеренными, а где власть не реагировала на требования рабочих, партии радикализировались.

В России, как и в других странах, процесс образования партий имел свои особенности. Кроме отмеченных, в российском обществе имеют место следующие конфликты:

• модернизация – традиционализм;

• западничество – почвенничество (самобытность);

• демократия – авторитаризм;

• элитарность (технократизм) – социальность (социальная справедливость) [137] .

Современные политические партии возникают по‑разному.

М. Дюверже, используя такой критерий, как отношение к парламентской деятельности, выделял два пути образования партий. Партии внутреннего происхожденияберут свое начало прямо в стенах парламентов и образуются из парламентских фракций. Такие партии менее централизованны, даже аморфны в организационном строении. В них большую роль играют парламентарии. Примерами таких партий служат либеральная и консервативная партии Великобритании, демократическая и республиканская партии США, национально‑либеральная и прогрессивная партии Германии времен Бисмарка и т. п. Партии внешнего происхождениясоздавались вне стен парламента, вырастали из широких движений и только потом завоевывали свои позиции в парламенте. К таким партиям относятся социалистические, социал‑демократические и рабочие партии [138] .

Организация партий

В отличие от взглядов предшественников – исследователей партий XIX – начала XX в. А. де Токвиля, Б. Констана, Э. Берка, М. Вебера и других, видевших главное отличие и начало классификации партий в идеологиях и программах партий, Дюверже в основу своего подхода положил исследование структуры, организации партий, которая вытекает, как он считал, из условий происхождения и дальнейшей деятельности и даже определяет эту деятельность. Введя критерий базового элемента, он дифференцировал партийные организации следующим образом.

Партии‑комитеты, основу (базу) которых составляет небольшой закрытый орган – комитет, характерный для партий эпохи цензового избирательного права. Такая архаическая структура, где главную роль играют автономные комитеты, обеспечивающие, в первую очередь, участие в избирательных кампаниях, характерна для старых американских (демократической и республиканской) и европейских партий (либеральных и консервативных).

Партии‑секции, в основе организации которых лежит структура, противоположная комитету. Комитет автономен, секция – составная часть целого. Это означает, что партия‑секция более централизована. Деятельность комитета келейна, а секция – более открыта и стремится охватить всех ее членов. Деятельность комитета циклична и связана с организацией избирательных кампаний, деятельность секции регулярна (например, собрания проводятся раз в месяц или раз в 15 дней). Такая секционная структура характерна для социалистических партий.

Партии‑ячейки, в основе которых – первичная организация, созданная не по местному или географическому признаку, как партии‑секции и партии‑комитеты, а прямо на производстве, по признаку профессиональному. Количественно ячейка меньше секции, в которой насчитывается более сотни, а иногда и две‑три сотни членов. Ячейка – это обычно несколько десятков человек. Но здесь руководители отлично знают каждого члена партии. Это дает больше возможностей для сплочения, централизации, активности, четкого выполнения заданий центра, а главное – как для легальной, так и для нелегальной деятельности. Если секции были изобретением социалистов, то ячейки – детище коммунистов.

Партии‑милиции,которые имеют в своем составе «род внутренней армии», военизированную организацию со своей униформой, знаками отличия, дисциплиной и иерархией. Разумеется, кроме милиции в таких партиях существуют и секции, и ячейки производственного типа, и территориальные комитеты. Но главным отличием такой партийной организации от предыдущих является милиция. Подобным образом были организованы фашистские, национал‑социалистические партии, а также коммунистическая партия Германии в Веймарской республике, эсеры в России, а также большевики в периоды подъема революций [139] .

Партийные организации можно классифицировать по другому критерию – в зависимости от того, как интегрированы базовые элементы в единую структуру. При таком подходе выделяют партии слабой и партии сильной структуры.

Партии слабой структурысостоят из местных и региональных федераций, включенных в них непосредственно, без определенной иерархии, деятельность внутри федераций не регламентирована. Так организованы все социалистические, большинство католических и христианско‑демократических партий.

В партиях сильной структурыочевидна жесткая соподчиненность, большая иерархичность и централизация руководства. В отличие от партий слабой структуры, где в основном развиты горизонтальные связи, здесь преимущество получили вертикальные связи. Так организованы коммунистические и фашистские партии.

По критерию членства Дюверже подразделяет партии на массовые и кадровые.

В массовых партияхфиксированное членство, свою главную задачу они видят в рекрутировании новых членов и их политическом воспитании, в подготовке партийной элиты, которая может взять в свои руки дело управления страной. Массовые партии – а это в первую очередь социалистические и коммунистические – существуют за счет членских взносов.

Главная цель кадровых партий, состоящих в первую очередь из влиятельных людей и профессиональных кадров, – подготовка и проведение выборов. То, чего массовые партии добиваются, увеличивая количество членов, кадровые партии достигают отбором. Кадровые партии не имеют фиксированного членства и существуют на пожертвования. Таковы ведущие американские партии [140] .

В самом общем виде с точки зрения структуры любой тип партийной организации можно представить как четырехуровневую конструкцию. На первом уровне, или этаже, – назовем его партийно‑электоральным –происходят многочисленные контакты между членами, активистами, лидерами партии и ее избирателями, разрабатываются лозунги и платформы к очередным выборам, электоральная политика партии. На втором уровне совершается вся внутрипартийная работа по выработке устава, дисциплины, приему новых членов и внутренней самоорганизации партии. Назовем этот уровень партийной работы организационно‑партийным.На третьем уровне вырабатывается коалиционная политика, лозунги и платформа к очередным выборам и т. д. На этом же уровне осуществляются горизонтальные контакты между лидерами, партийными аппаратами и рядовыми членами различных взаимодействующих партий. Назовем этот уровень партийно‑коалиционным.На четвертом уровне партийной работы разворачивается выработка программы партии или ее пересмотр, определяется политический курс партии в случае ее победы на выборах, идет завоевание парламентских мест, выдвигаются требования по предоставлению министерских и других государственных должностей. Этот уровень называется партийно‑государственным.

Наши рекомендации