Методические принципы в основании научного знания
ЛЕКЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Политическая наука в России: история и современность»
Политическая наука
Наука – образование (культура)
Теория-политика (практика)
Политическое образование – политическое действие стоит разбирать в первоначальной структуре идей.
Стронин “Политика как наука” 1872 год.
Границы политической науки
Наука ведет счет от Аристотеля, а политическая мысль и политическая философия – от Платона. Аристотель переводит политическое знание в категориальную форму. Платон ставит вопросы, Аристотель – дает ответы и констатации.
Периодизация политической науки
Постнеклассическая наука – действительность (современные авторы).
Начало периода 1989 года.
Особенность современной рефлексии – плохо “застывает” в категориях, плохо проявляется в новых. Все категории в науке уже даны.
С конца XIX века развивающаяся наука – неклассическая.
XVI – конец XIX/ начало XX века – классическая наука
До XVI века – протонаука.
Наука - разные состояния знания. Круг политики шире политического знания. Политическая практика предвосхищает политическое знание. Современная наука не дает приращения к знанию.
Политическая теория
Теория и наука возникает не одновременно, а формируются по разным путям.
Интересующие вопросы:
1.Политическая теория или политические теории?
2.Насколько теоретична современная политология?
3.Идеал и реальность: разделены или соединены?
Разница в теоретиках – предмет исследования, не более. Масштаба не существует.
Постструктурализм – разрушение структуры, а структурализм – ее создание.
Я – не социокультурный продукт. Я – заложено в виде интуиции без опытного постижения истины, но интуиция может быть продуктом опыта.
Политическая теория, как мы привыкли считать, не меняется. Но в XX веке она создается теоретиками, а до XX века- философами, образы мышления которых различны. Ученые пытаются упростить науку во взгляде на проблему.
Становление знания:
Периодизация | До V н.э | V-XVв | XVI-XIX в | XX в | 1990- XXI |
История науки | протонаука | Клас.наука | Неклассическая наука | Постнеклассическая наука | |
Форма знания | миф | идея | Идеология, теория | наука | постнаука |
Способ мышления | мифологизм | идеализм | Практич. идеализм | Прагматизм, двоемыслие | постмодернизм |
Модель мышления | миф | Полит.философия | Полит.доктрины | Полит.теория | дисперсия |
Язык | миф | образ | Понятие/ символ | категория | симкуляр |
Персонификация | Гесиод | Платон | Гоббс/Маркс | Вебер | ???? |
А.Белый История становления самосознающей души.
1. Душа ощущающая
2. Душа рассуждающая
Душа самосознающая
Главная цель: 1) изменение мира
2) знание ориентированное на широкие массы
Идеология – форма знания. Едва она начинает менять мир, мы видим ее предел измеряемой идеологией. Идеология находит конец в реальности.
Методические принципы в основании научного знания
Редукционизм- сведение элементов одного знания к другому знанию.
Ко второй половине XIX века определяющая всех видов знания - дифференциация.
1. Политика исследуется при помощи юриспруденции, социологии, истории. Еще нет политического знания, но политика уже исследуется.
2. Параллельно с этим происходит процесс формирования идеологий, а вторая половина XIX века – период формирования политических доктрин.
Знание – рефлексия
Идеология - доктрина
3. В философию приходит позитивизм.
3 направления определивших становление политической науки.
Институциональные аспекты 1856 год – первая кафедра политической науки.
Позитивизм. Направление, характеризуется опорой на опыт. Опыт – обществ преобразующая деятельность людей.
Трансцендентное (с точки зрения позитивизма) – опыт не проверяемый, не сознаваемый и вообще не рассматриваемый как возможный для рассмотрения.
Слово "имманентный" (от лат. immanens, in manus) "присущий, находящийся в руках".
Закон 3 сознаний О.Конта
1. Религиозная
2. Метафизическая
3. Позитивистское – сведение к простоте
Позитивизм и феноменология опираются на очевидное.
Опора на очевидное роднят и позитивизм, и феноменологию (XXвек)
Политика XXI века не требует философии, она не содержит трансценденции.
Рационализм в XV веке подвергался дискриминации, возникли более изощренные его формы.
1851 год – рационализм приходит с эпохой просвещения, принеся требования разума.
Политическая доктрина – особая форма политического знания, совмещающая в себе политическое действие и политическую форму объяснения мира.
Политическое знание локализуется в области политической практики. Политическая наука приходит в мир по необходимости.
Доктрина – форма разложения идеологии
Политическое знание востребуется политической элитой. Она продуцирует и воспроизводит его. Сегодня этого нет. Политики сегодня не претендуют на статус властителей дум.
Сциентизм - требование научности. Наука сплотила интеллектуальные силы.
Историзм – требование воспринимать жизнь как среду постоянного становления и обновления. Сегодня данный тезис в науке не работает. Занимаясь историей, забывают о принципе историзма.
Принцип историзма: прошлое – настоящее - будущее
Интуиция целого в работе должна включать ориентир на будущее, иначе такая работа не нужна.
На рубеже XIX – XX веков появилось такое направление, как историцизм, некий синдром кризиса, реакция на редукционизм, критика общих правил, характерных для всех наук. Политика выделяет историю как отдельную дисциплину.
Наука должна заниматься реальными вещами, а не выведением общих законов, с точки зрения историцизма. К политической науке этот тезис имеет прямое отношение. Знание эволюционирует от абстрактного к конкретному содержанию. Историцизм ориентируется на факт, историзм имеет универсальный закон.
В Америке политическое знание формировалось в русле политической традиции, в Европе и России – как альтернатива, ответ политической действительности. Политическое знание в России формировалось не в институтах, а в кружках. (1872 год – Стронин “Политика как наука”)