Структура политико-правового учения.

Для того чтобы отделить главное от не главного или менее главного, следует учитывать, что любая политико-правовая доктри на состоит из трех частей, компонентов: 1) логико-теоретической основы (философское или религиозное обоснование, основная идея, лежащая в основе доктрины); 2) теоретического содержания (понятийно-категориальный строй доктрины, система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); 3) про граммы (оценка существующего государства и права, политико- правовой идеал). Усвоив эту структуру, нетрудно определить главные идеи политико-правовой доктрины. Поясним на примере анализа политико- правового учения Радищева, достаточно известного по книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Очень сжато это учение может быть изложено примерно таким образом: Логико-теоретическая основа: теория естественного права, идеи равенства всех людей от природы. Теоретическое содержание: в основе государства - «общест венный договор» (равные люди договорились о создании государства); наилучшая форма правления - республика (правление народа): закон - выражение общей воли; всеобщее равенство перед законом. Программа: осуждение самодержавия и крепостничества; необходимость коренных изменения общественно- политических отношений страны посредством радикальных реформ или революции; создание на месте Российской им перии федерации небольших республик (типа Новгород ской); гарантии собственности и других прав личности; зем ля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Разумеется, это только самая общая схема ответа, содержащая только перечисление основных идей, образующих каркас политико- правового учения Радищева, ответ должен содержать изложение и объяснение этих идей, ссылки на известные студенту произведения Радищева, поясненная по вопросам, не упомянутым в этой схеме (например, об отношении Радищева к английской и французской революциям, об отношении к союзу деспотической власти и гос подствующей церкви и др.). Эта схема применима к каждому поли тическому и правовому учению, поскольку она выражает: Связь с мировоззрением эпохи, с господствующим или влиятельным идейным течением. Содержание теории государства и права, соответствующей определенной эпохе. Интересы и настроения какой-то социальной группы (клас са, сословия, части того или другого), выраженные как оценка существующего, современного им государства и права, и как представления о государственно-правовом идеале (понятно, что совпадение оценки и идеала свойственно апологетическим, консервативным доктринам). Все эти компоненты взаимосвязаны и многовариантны: на ос нове общего мировоззрения (философского, религиозного) могут существовать и существуют разные теории государства и права. Различия, между которыми определяются рядом факторов, из кото рых наибольшее значение и влияние принадлежит не только логи ко-теоретической основе теории, но и социально-политическим симпатиям и антипатиям авторов политико-правовых доктрин. По этому из одной и той же логико-теоретической посылки могут де латься разные политико-правовые выводы или, наоборот, однотипные выводы могут обосновываться разным способом. Так, в знаменитом произведении Руссо «Об общественном до говоре» обстоятельно доказывалось, что отношения между народом и правительством основаны не на двустороннем договоре, как утверждалиПуфендорф и некоторые другие предшествующие мысли тели, а только на поручении народа правительству осуществлять исполнительную власть. Казалось бы, какая разница между двусторонним договором и односторонним поручением по месту в поли тических доктринах этих мыслителей? Между тем разница сущест венная. Суть дела в том, что согласно учению ряда представителей теории естественного права, к числу которых относились и Пуфендорф и Руссо, государство создано посредством общественного до говора.

Ряд умеренные представителей этой теории к участникам договора относил народ и правителя (правителей) и делал отсюда вывод, что для расторжения договора (т.е. для изменения формы правления, принятия новой конституции) необходимо согласие, как народа, так и правителей. Тем самым обосновывались требование безоговорочного подчинения распоряжениям власти, недопусти-мость сопротивления ей, осуждение попыток коренного изменения строя без согласия правительства. В теории Пуфендорфа это отра жало слабость немецких горожан XVII века, их малую способность к активной оппозиции княжескому абсолютизму. Значительно ра дикальнее программа Руссо, выражавшего настроения третьего со словия, крестьян и горожан предреволюционной Франции XVTII века, когда феодально-абсолютистский строй переживал острый кризис, а королевско-дворянское правительство обнаружило неспособность к проведению назревших реформ. Обосновывая идеи на-родного суверенитета, прямого народного законодательства, Руссо, придерживаясь классической в то время идеи общественного дого вора, отказывается считать участником этого договора правителей и правительство. По его теории правительство назначается односторонним волеизъявлением (поручением) народа, который соответственно может пересмотреть свое решение о форме правительства и его персональном составе. Этим обосновывались радикальные для того времени демократические требования, в частности, ответственностьправительства и должностных лиц перед народом. И тот, и другой довод (двусторонний договор, одностороннее поручение) основываются на сменившем теологическое мировоззрение средних веков так называемом юридическом мировоззрении (применение конструкций частного права к политическим отношениям). Но вы бор логического обоснования в рамках этого мировоззрения не случаен: он в значительной мере предопределен исторической обстановкой и настроениями определенной социальной группы (умерен ная программа немецких горожан XVII века - радикальные на строения третьего сословия Франции XVTII века). На этом примере видно, что каждая политико-правовая доктрина основана на доста точно строгой логической связи идей, составляющих ее содержа ние. Особенно важно определить главную, новую для своего времени идею (или идеи), которую тот или иной мыслитель внес в ис торию политико-правовой мысли, из-за чего, собственно, его учение и стало предметом изучения. Заслугой Бодена, например, является обоснование идеи суверенитета. Радищев первым в России выступил против крепостного права, выдвинув принцип: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, а также отстаивал республиканские идеалы. Гроций выдвинул и развил две важные идеи: естественного права и общественного договора. Для Мора и Кампанеллы характерны идеи государства, основанного на общно- сти имуществ. Заслуга Локка - идея естественных прав человека и теория разделения властей. Макиавелли положил начало политической теории, основанной на изучении отношений и интересов лю дей, социальных групп; но ему же принадлежит резкое противопоставление политики и морали. Особенность учения Руссо - отрица тельное отношение к представительной системе, обоснование непо-средственной демократии. Суть анархизма - отрицание государства. Либерализм - защита индивидуальных прав от государственного вмешательства в развитие экономических и других общественных отношений. В проектах Сперанского впервые говорилось о созда нии в России выборной Государственной Думы. В каждом полити ко-правовом учении есть нечто для своего времени новое - именно эти новые (и потому оригинальные) идеи отличают одно учение от другого.

Структура политико-правовой доктрины включает в себя:

1) методологический блок (приемы и методы исследования конкретного мыслителя, мировоззренческая основа);

2) содержание (решение или оригинальное освещение политико-правовых проблем);

3) программно-оценочный блок (собственно политические требования, которые выдвигаются мыслителем, рекомендации по изменению государственно-правовых институтов).

Наши рекомендации