Экономическое и политическое развитие в середине XIX в.
В середине XIX в. темпы экономического развития Испании ускорились. Развернулся промышленный переворот, охвативший добывающую и обрабатывающую промышленность. Быстро развивались легкая и пищевая индустрия, текстильная, кожевенная, табачная, сахарная отрасли. С 1848 г. стали сооружаться железные дороги и шоссе; росли объемы внешней торговли: вывозились вина, цитрусовые, оливковое масло, руды цветных металлов (свинец, медь, цинк), пробка; ввозились уголь, хлопок, машины. Главными торговыми партнерами были Франция, Англия, Германия, Португалия, Куба. Ввоз постоянно превышал вывоз, правительство покрывало дефицит введением новых налогов, иностранными и внутренними займами. Несмотря на очевидный прогресс, Испания все еще оставалась одной из самых отсталых стран Европы, что особенно заметно проявлялось в сельском хозяйстве, где по-прежнему преобладали феодальные отношения: около 70% пахотных земель оставались необработанными, урожайность была очень низкой. Вопрос о ликвидации или, как минимум, значительном ограничении помещичьего землевладения стал ключевым - без его решения нельзя было преодолеть отсталость страны.
В стране росла численность рабочих: к середине 60-х годов их было более 250 тыс., из которых в добывающей промышленности насчитывалось около 50 тыс., в тяжелой - свыше 30 тыс., в легкой и пищевой -180 тыс. рабочих. К этим цифрам следует добавить почти 2,5 млн. батраков. Условия жизни рабочих были весьма тяжелыми: рабочий день продолжался 14-16 часов, заработная плата не обеспечивала прожиточного минимума, широко применялся женский и детский труд.
С 30-х годов существовали рабочие организации - кассы взаимопомощи, а затем появились профсоюзы, первым из которых стало созданное в Барселоне «Общество ткачей» (1840). Позднее отраслевые профсоюзы объединились в единый «Союз рабочих Каталонии», но он был запрещен властями, что вызвало первую серьезную забастовку в Барселоне. Однако добиться законного права создавать свои ассоциации каталонские рабочие смогли только в 1868 г. Приехавший в Испанию представитель I Интернационала итальянец Фанелли, последователь Бакунина, основал первые испанские секции I Интернационала, и под его. влиянием анархизм стал ведущим направлением в рабочем движении Испании.
У власти поочередно сменялись генералы - либерал О'Доннель и крайний реакционер Нарваэс. Последний в 1857 г. жестоко подавил восстание крестьян Андалусии, казнив 98 человек. О'Доннель проводил активную внешнеполитическую экспансию, посылал войска в Индокитай, развязал захватническую войну в Марокко, положив начало многолетней серии испано-марокканских войн.
К середине 60-х годов испанское общество охватило возмущение скандальным образом жизни королевы, засильем и произволом ее камарильи, антинародной политикой сменявших друг друга генералов. Партия прогрессистов, которую возглавлял энергичный и радикально настроенный генерал Хуан Прим, выдвинула требование низложить Изабеллу II и очередной кабинет Нарваэса. Этот призыв активно поддержала недавно созданная Партия республиканцев, возглавляли которую известный адвокат и литератор Франсиско Пи-и-Маргаль и профессор истории Мадридского университета Эмилио Кастеляр. Кастеляр выступил со смелым заявлением о том, что захваченные королями земли (часть их Изабелла продала за большие суммы денег) являются народным достоянием, и королева не имеет права распоряжаться ими и проматывать их, чем приобрел известность в стране. В ответ Изабелла приказала ректору университета немедленно уволить профессора, а когда тот отказался это сделать, уволила обоих.
Студенты не хотели примириться с произволом, начались массовые студенческие демонстрации. Нарваэс бросил против них гражданскую гвардию, открывшую огонь. Среди студентов были убитые и раненые. Муниципалитет Мадрида выразил решительный протест против расправы с молодыми людьми, защищавшими свое право слушать лекции любимого профессора. Тогда Нарваэс распустил столичный муниципалитет.
Обстановка обострилась. Королева призвала к власти «либерала» О'Доннеля, но общество не пожелало его признать. Представители интеллигенции открыто выражали свое возмущение преступлениями камарильи, лидер оппозиции генерал Прим несколько раз поднимал восстания. Тогда Изабелла вновь, в пятый раз, прибегла к Нарваэсу, который сделал попытку предотвратить надвигавшуюся революцию беспощадным террором. Он распустил парламент, местные органы власти и политические партии, закрыл все газеты оппозиции, арестовал и сослал сотни оппозиционеров. Но террор ускорил начало новой революции.
Пятая революция (1868-1873).
Противники королевы и Нарваэса решили поднять вооруженное восстание. Его подготовка была поручена хунте, возглавляемой генералом Примем. Революция началась в сентябре 1868 г. восстанием военных моряков в Кадисе. Их поддержали гарнизоны южных городов. Посланные против них войска переходили на сторону повстанцев. Все единодушно требовали низложения Изабеллы II, и ей пришлось бежать во Францию. По всей стране создавались революционные хунты и национальная милиция. Были избраны новые кортесы, в которых развернулась борьба по поводу будущего устройства страны: сохранять ли монархию или установить республику? Первоначально вопрос был решен в пользу монархии, ограниченной двухпалатными кортесами.
Следующая проблема, которую предстояло решить: кто станет королем? О ненавистной всем Изабелле и ее малолетнем сыне не могло быть и речи; решили пригласить кого-либо со стороны. Первым кандидатом назвали родственника короля Пруссии Леопольда Гогенцоллерна, но против воцарения в Испании прусской династии решительно выступил французский император Наполеон III. Тогда остановились на кандидатуре сына итальянского короля принца Амадея Савойского, который прибыл в Испанию и взошел на престол в конце декабря 1870 г., в тот самый день, когда организатор восстания против Изабеллы и сторонник Амадея генерал Прим был убит.
Амадей царствовал в 1871-1873 гг.; он был чужд Испании, не знал ее языка, обычаев и традиций, и ему пришлось нелегко: анархисты совершили на него три покушения, он три раза распускал кортесы и назначал новые выборы, сменил семь правительств. Католики невзлюбили короля за то, что его отец Виктор Эммануил II, вступивший на итальянский престол, вел войну против власти папы римского. Испанские аристократы и националисты не хотели признавать короля-иностранца; карлисты развязали вторую карлистскую войну, продолжавшуюся с 1872 по 1876 г.,- они боролись за провозглашение королем Испании внука дона Карлоса - дона Карлоса Младшего. Республиканцы настаивали на замене монархии республикой. Оказавшись в полной изоляции, Амадей в феврале 1873 г. отрекся от престола и вернулся в Италию.
Первая республика.
Перед кортесами вновь встал вопрос о том, какой государственный строй следует установить в Испании. Большинство депутатов составляли монархисты, но 11 февраля 1873 г. жители Мадрида окружили здание парламента и решительно потребовали провозглашения республики. Под угрозой вторжения народа в зал заседаний депутаты были вынуждены выполнить их требование. Впервые за свою историю Испания стала республикой. Были избраны новые кортесы, которым предстояло разработать новую, республиканскую конституцию.
Президентом республики был избран левый республиканец Франсиско Пи-и-Маргаль. Он опубликовал программу социальных преобразований, которая предусматривала отделение церкви от государства, продажу бедным крестьянам на льготных условиях государственных и помещичьих земель, введение бесплатного обучения и социального страхования для рабочих, ограничение применения женского и детского труда, отмену рабства в колониях Испании и т. д. Под руководством президента был подготовлен проект конституции, объявлявшей страну федеративной республикой с сильной центральной властью и автономией областей, в которых проживали национальные меньшинства, прежде всего каталонцы и баски. Однако среди республиканцев тоже не было единства: значительная их часть, получившая название «непримиримых», выступила против Пи-и-Маргаля и выдвинула требования ликвидировать центральную власть и по образцу Швейцарии раздробить страну на множество небольших самоуправляющихся кантонов. «Непримиримых» поддержали и анархисты, пользовавшиеся влиянием среди рабочих.
По призыву «непримиримых» и анархистов-бакунистов в ряде районов летом 1873 г. произошли антиправительственные восстания, и каждый из захваченных повстанцами городов - Севилья, Гранада, Кадис, Малага, Мурсия, Валенсия и др., преимущественно южные,- объявлял себя самоуправляемым кантоном. Пи-и-Маргаль пытался уговорить восставших прекратить вооруженную борьбу и предотвратить распад государства, но успеха не добился. Не желая применять против собственного народа силу, президент подал в отставку. Так, в обстановке борьбы «всех против всех» Испания лишилась одного из самых умных и достойных руководителей.
После отставки Пи-и-Маргаля революция пошла по нисходящей линии. Новый президент силой подавил кантональные восстания и стал править как диктатор, но армейские руководители, враждебные республике, свергли его и создали правительство, состоявшее из генералов. Все они были монархистами, но расходились в вопросе о том, кого именно провозгласить королем. В декабря 1874 г. один из генералов, Мартинес Кампос, опираясь на верные ему войска, провозгласил королем Альфонса XII, семнадцатилетнего сына Изабеллы II. Так завершила свое кратковременное существование первая республика.
Итак, пять революций XIX в. не привели страну к прогрессу, хотя были уничтожены многие феодальные пережитки, препятствовавшие развитию капитализма (проведение ряда реформ, разработка конституций, рост промышленности и некоторые аграрные преобразования). Испания осталась отсталой страной, игравшей в мировой политике третьестепенную роль.
Глава 15. Португалия.
Реставрация.
С 1581 г. Португалия находилась в составе земель испанской короны. Эта зависимость порождала массовое недовольство, переросшее в 1637-1638 гг. в восстание в городе Эвора. Оно было подавлено испанскими войсками, дома предводителей снесены, а место, где они стояли, распахано и посыпано солью.
После поражения зверского восстания горожане и крестьянство охладели к борьбе. Но фидалгу (португальская знать) не желали переходить на положение провинциального испанского дворянства. В результате составленного ими заговора и переворота в Лиссабоне 1 декабря 1640 г. королем Португалии был провозглашен потомок старинного португальского рода герцог Браганский, коронованный под именем Жоана IV (1604-1656). В январе 1641 г. собрались общепортугальские кортесы и приняли «Манифест Португалии», обосновавший восстановление независимости. Новой власти удалось сплотить общество под лозунгом защиты родины, и в порту гало-испанских войнах Реставрации, завершившихся подписанием мирного договора в 1668 г., Португалия отстояла право на суверенное существование.
Абсолютная монархия.
Идея созыва кортесов, которыми пренебрегали испанские короли, сыграла важную роль в подготовке Реставрации, но кортесы противоречили самой сути абсолютистского государства. После смерти Жоана IV Португалия пережила очередной династический кризис, и в 1667 г. тихий дворцовый переворот вознес на престол младшего из королевских сыновей - Педру II (1648- 1706). В его правление кортесы собрались в 1697-1698 гг. в последний раз, завершив более чем четырехвековую историю этого сословно-представительного учреждения.
Для внешней политики Португалии на континенте на рубеже XVII-XVIII вв. было характерно стремление к нейтралитету, который не всегда удавалось сохранять. Так, Португалия участвовала в войне за Испанское наследство и в итоге, будучи союзницей Англии, лишилась своего африканского владения - Сеуты. Эта война истощила казну, привела в расстройство финансовое и экономическое хозяйство страны. С 1687 г. в Португалии получили хождение бумажные деньги. Поправить положение удалось только благодаря бразильским месторождениям золота и алмазов: в 1699 г. доставили первую партию золота - 0,5 т, а к 1720 г. было получено 25 т благородного металла, из которых короне полагалась 1/5 часть.
Главный казначей королевства граф Эрисейра своей меркантилистской политикой поощрял развитие национальной промышленности и торговли и всеми силами препятствовал утечке золота из страны. В королевстве нарождалась собственная ткаческая промышленность, однако в 1703 г. был подписан договор с Англией, который в обмен на стабильный сбыт португальского вина на Британских островах открывал английским тканям португальский рынок; договор предусматривал и военный аспект англо-португальских связей. В стране заработали бумажная фабрика, стеклянная мануфактура в Маринья-Гранде.
В соответствии со вкусами пышного королевского двора процветали мебельное и каретное искусство, ковроткачество, ювелирное дело; велась подготовка национальных художников, скульпторов, архитекторов. Была основана Королевская Академия истории, сформирована ценнейшая библиотека Коимбрского университета, завершен начатый в конце XVI в. многотомный труд «Лузитанская монархия», повествующий об истории Португалии. При этом внутренние ресурсы страны были невелики, и многочисленные дорогостоящие начинания - строительство дворцового ансамбля в Мафре, грандиозного акведука в Лиссабоне - удалось осуществить лишь благодаря поступлению бразильского золота.