Понятие правового регулирования, пределы и виды
Главная ценность права состоит в том, что оно выступает основным средством регулирования человеческого поведения, без которого существование нормального человеческого общества невозможно.
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы особых юридических средств результативное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания.
Право– действующее явление, а правовое регулирования показывает его в действие, характеризует его динамику, реализацию права.
«Действие права» и «правовое регулирование» - это нетождественные понятия, несмотря на естественную связь. Действительно, право является более широким феноменом по объему, чем категория правового регулирования, т.к. действие права осуществляется по крайней мерепо трем основным направлениям (формам):
1. информационное воздействие права на человеческое поведение. Юридические нормы и принципы несут определенную информацию о возможном или должном поведении. Без такого воздействия требовать надлежащего поведения от лиц и организаций бессмысленно.
2. ценностно-ориентационное воздействие. В праве закрепляются определенные социальные ценности – политические, нравственные, религиозные и т.д. с одной стороны, а с другой стороны право представляет собой саму самостоятельную социальную ценность. Когда юридические нормы и принципы воздействуют на субъекты права, то ценности, зафиксированные в праве, создают у субъектов определенную ориентацию. Если они признают право, то у них складывается соответствующее мировоззрение: негативное отношение к нарушениям права и положительное отношение к соблюдению норм права. Это воздействие на человеческое сознание и характеризует ценностно-ориентационное воздействие на человеческое поведение.
3. собственно-юридическое воздействие или правовое регулирование. По мнению ученых, правовое регулирование выступает лишь одной из форм действия права на человеческое поведение.
Особенности правового регулирования как формы действия права:
· правовое регулирование - всегда целенаправленное воздействие на человеческое поведение, которое достигается с помощью права, юридических средств. Главной целью выступает упорядочивание человеческого поведения в соответствии с теми представлениями о должном порядке, которые существуют у тех субъектов, осуществляющих правовое регулирование. Эти представления могут быть различными.
· правовое регулирование осуществляется с помощью системы специальных юридических средств. Например, юридические нормы, юридические факты, субъективные юридические права и обязанности и др. Только эти средства свойственны правовому регулированию.
· правовое регулирование всегда прямо и косвенно связано с функционированием органов публичной власти, следовательно, там, где есть правовое регулирование, есть органы публичной власти, без них правовое регулирование невозможно.
Принятие юридических норм органами государственной власти – это прямое действие; косвенное – органы публичной власти лишь создают условия для эффективного правового регулирования, т.е. они не вмешиваются в процесс, но без них правовое регулирование было бы либо невозможно, либо неэффективно.
· правовое регулирование осуществляется через закрепление за субъектами правовых отношений субъективных юридических прав и обязанностей. Там где нет такого закрепления, даже если перед нами на первый взгляд источник юридических норм, отсутствует правовое регулирование (это регулирование нравственного, религиозного характера, в зависимости от того, какому социальному регулятору оно принадлежит).
· правовое регулирование всегда связано с обеспечением свободы субъектам общественных отношений. Оно определяет рамки, масштабы, границы этой свободы, причем эти границы должны быть адекватны, соответствовать уровню развития человеческого общества. Если с помощью юридических средств фиксируется только обязанность (активная или пассивная), где свободы субъектов правоотношений необоснованно ограничены – там отсутствует правовое регулирование. Но для обеспечения свободы нужны не только дозволения, но и запреты. Главное в праве – обеспечить уровень свободы, соответствующий уровню развития общества.
Не все стороны нашей жизни регулируются правом, т.е. как регулятор человеческого поведения право не универсально. Именно поэтому правовое регулирование имеет свои границы.
Способы определения границ правового регулирования:
1. эмпирическим путем («путем проб и ошибок»);
2. целенаправленное научное познание этих границ с целью использования полученных знаний в правовом регулировании.
На сегодняшний день больше стараются использовать второй путь определения границ правового регулирования, но в науке до сих пор нет четкого определения этого понятия («границ правового регулирования»).
Виды границ правового регулирования:
I. объективные (не зависящие от воли и сознания субъектов правового регулирования). Они определяются особенностями общественных отношений, которые подлежат урегулированию, а также особенностями права как регулятора.
II. субъективные (зависят от усмотрения людей, организаций и других субъектов, осуществляющих правовое регулирование).
Объективные границы
Особенности общественных отношений как регулятора, которые нельзя изменить человеческой волей или сознанием:
· правовому регулированию могут подвергаться только такие общественные отношения, которые связаны с волевым сознанием поведения людей. Там где воля и сознание людей не участвует – такие правоотношения пытаться урегулировать бессмысленно. Право обращает свои требования к субъектам, которые могут их воспринимать или могли их воспринимать до совершения преступления.
· правовое регулирование может воздействовать на такие общественные отношения, которые выражены вовне (в актах человеческого поведения, человеческих поступках).
Выделяют такие формы человеческого поведения, как мыслительная форма и поступки человека. Правовому регулированию можно подвергнуть только поступки, которые мы воспринимаем и контролируем органами чувств. Мыслительную деятельность контролировать невозможно и бессмысленно.
Юридические нормы, которые пытаются внедрить единомыслие, называются актами беззакония и произволом. Примером может служить попытка установления единой идеологии.
· с помощью норм права можно урегулировать только такие общественные отношения, которые предполагают, усматривают возможность выбора человеком возможных вариантов своего поведения. Если отношения объективно не дают человеку возможности выбирать – их нельзя урегулировать.
Перечисленные особенности характерны для любого социального регулятора, но есть основное свойство такое, как «правовая природа» общественных отношений
- отношения строятся на эквивалентных началах, которые предполагают эквивалентный обмен деятельностью между участниками. Если конкретное правоотношение связано с другими разновидностями отношений (нравственные, религиозные и т.д.), следовательно, они не предполагаю этого обмена.
- отношения базируются на формальном равенстве, автономии, независимостью их участников друг от друга. Это связано с эквивалентностью, т. к. если ее игнорировать, то мы не сможем ответить на вопрос, почему данные правоотношения могут быть урегулированы правом (в отношениях, где стороны не равны, есть эквивалентный обмен) Однако право регулирует не только управленческие отношения, но и другие. Целью управленческих отношений выступает обеспечение эквивалентного обмена между сторонами.
-отношения обладают общезначимостью, они важны для всего общества, всего государства.
Например, «правовой природой» обладают отношения связанные с использованием ядерной энергией. Эти отношения являются общезначимыми, т.к. могут причинить вред всем остальным людям.
Субъективные границы
Субъективные пределы правового регулирования – такие пределы, на которые субъект может воздействовать и такие пределы, которые зависят от воли и сознания субъекта.
Их определение границ зависит от:
1. уровня познания субъектом, осуществляющим правовое регулирование, объективных границ правового регулирования. Чем выше уровень знания, тем субъективные границы правового регулирования ближе к объективным.
2. степени желания, заинтересованности субъекта, осуществляющего правовое регулирование, использовать свои знания об объективных границах для осуществления правового регулирования. Такое желание зависит от господствующей в государстве системы ценностей. Такое стремление может привести (при недостаточном) к тому, что под правовое регулирование будут попадать отношения, не нуждающиеся в нем или, наоборот – при чрезмерном желании.
Пределы правового регулирования определяются и другими факторами, имеющими объективно-субъективный характер. Например, понятия правового регулирования, используемые при характеристике компетенции отдельных субъектов правового регулирования; также для того, чтобы определить действие юридических норм во времени, пространстве и по кругу лиц.
Виды правового регулирования:
I. по наличию у субъекта общественных отношений возможности самостоятельно по собственному усмотрению конкретизировать варианты своего поведения:
- Централизованное (императивное). Правовое регулирование полностью от начала и до конца осуществляется на властных императивных началах, и у субъекта практически отсутствует возможность самостоятельно конкретизировать варианты своего поведения. Этот вид правового регулирования наиболее широко распространен в сфере публичного права.
- Децентрализованное (диспозитивное) - это такое правовое регулирование, при котором у участников общественных отношений имеется возможность самостоятельно определять варианты своего поведения. Этот вид в большей степени свойственен частному (гражданскому) праву.
II. в зависимости от основного используемого или используемых юридических средств:
- Нормативное правовое регулирование (основные средства упорядочивания человеческого поведения – юридические нормы).
- Индивидуальное правовое регулирование (основным средством регулирования выступает индивидуальный правовой акт, который в свою очередь подразделяется на акты применения норм права и на сделку (может быть односторонней или двухсторонней – договоры)).
III. по особенности той отрасли позитивного права, с помощью которой осуществляется правовое регулирование:
- уголовно-правовое регулирование
- административно-правовое регулирование
- гражданское правовое регулирование и т. д.