ВОПРОС № 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ.

В античный период политическая мысль обособилась от религиозно-мифологических и общенаучных (философских) воззрений. У античных авторов находят зачатки почти всех политических доктрин. И вообще Античность – это «архив шедевров», с помощью которых современная политология придает себе значимость и звучность.

Положения, характерные для всей античной политической мысли:

- политический процесс цикличен (круговорот политических форм);

- существующая политика – регресс в сравнении с «золотым веком» незапамятных времен;

- задача политической науки – сочинить совершенное государство, а также методику его построения;

- разум должен доминировать в политике, даже если этот разум признается не способным к совершенному познанию;

- борьба между аристократическими доктринами, ратующими за власть «лучших людей», и демократической агитацией, призывающей сделать власть – делом всех свободных эллинов;

- размежевание мыслителей, проповедующих активное участие в политике и полностью избегающих ее, подобно Эпикуру (341-270 гг. до н.э.).

Первыми великими политическими теоретиками Античности признаны самые знаменитые законодатели Эллады – полулегендарный спартанец Ликург (IX-VIII вв. до н.э.) и афинян Солон (638-559 гг. до н.э.). Именно они успешнее прочих воплотили в жизнь воззрения «семи мудрецов»:2 политика, обеспечивающая счастливую жизнь, может быть основана только на разумных законах.

Пифагор (580-500 гг. до н.э.) пытался сделать политику средством воплощения гармоничных пропорций (численных соотношений) между элементами общества. Для этого требовал передать всю власть мудрецам, способным осуществлять необходимые математические вычисления.

Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривал политику как разновидность войны (источника всего сущего) и боролся за окончательную и абсолютную победу «разумных людей» над массами глупцов.

Отечественная политология, воспитанная на идеалах диалектического и исторического материализма, склона приписывать самому известному античному атомисту Демокриту (460-360 гг. до н.э.) подлинно научный интерес к реальной политике и объяснение происхождения государства развитием общества. Однако все это сильно преувеличено – древний философ на политических примерах лишь доказывал стихийность всего и вся (у него абсолютно всё – случайное сплетения атомов и пустоты).

Софисты (V в. до н.э.) доказывали, что у каждого человека свое собственное представление о «совершенной» политике, и надо лишь овладевать политическим мастерством изворотливости, чтобы добиваться своего. Сократ (469-399 гг. до н.э.) и его последователи противопоставили субъективизму и эгоизму софистов стремление к познанию и повсеместному осуществлению «Блага», понимаемого как гармоничное сочетание всего и вся – абсолютную гармонию.

Вершина такой гармонизации в политической сфере – диалоги Платона (427-347 гг. до н.э.), особенно «Государство» и «Законы», без постоянного упоминания которых политология не представима. В обоих диалогах предусматривается жесточайшее подчинение личностей Высшему Благу. В «Государстве» подробно излагается методика построения «идеального государства»: философы в качестве высшего руководства самозабвенно познают идею «Блага» во все большей полноте, не менее самоотверженные стражи (воины) помогают философам воплотить познанное в жизнь, а остальные свободные граждане добросовестно следуют указаниям мудрецов и велениям воинов, как тело подчиняется разуму и воле. В «Законах» рассказано, как сохранять более-менее разумное госустройство, когда нет сил для его неуклонного совершенствования. В этом случае все обязаны беспрекословно соблюдать «Разумные Законы», причем законопослушание обеспечивается многочисленными госорганами, состоящими из наиболее мудрых и самоотверженных граждан.

Политическая наука окончательно отпочковалась от философии с появлением трактата Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «Политика», обобщившего 158 детальных исследований конкретных государств.3 Все известные ему политические реалии Стагирит «разложил по полочкам» – системно разделил на виды и разновидности, снабдив определениями, разъяснениями и примерами. Получился добротный энциклопедический обзор тогдашней политики в целом с приложением многочисленных рецептов реальныхполитических улучшений. Из этого обзора политологи любят выхватывать некоторые классификаторы и мысли, в частности:

- определение «человек - политическое существо» (вариант: «общественное животное»);

- разъяснение того, что подлинная справедливость состоит в воздаянии каждому«пропорционально его достоинству»;

- перечисление шести форм госустройства – трех, преследующих благие цели (монархия (единоначалие) - аристократия (власть немногих) - полития (власть многих)) и трех корыстных извращений этих форм (тирания - олигархия - демократия);

- пропаганду «политии» в качестве единственно осуществимой из благих форм госустройства;

- теорию «золотой середины» и стабилизирующего влияния середнячков;

- рассуждения о том, что закон должен быть максимально разумным (здесь видят аналог современных представлений о «естественном законе» и «правовом государстве»).

В любом случае СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, что Аристотель – самый упоминаемый в политологии мыслитель. Ссылками на него пестрят все учебники.

В эллинистический период и во времена Римской империи в политической науке доминировали концепции стоиков, считавших государство – основным побудителем к исполнению высшего долга, доступного разуму каждого человека.

Вершина политической мысли эллинизма Полибий(210-128 гг. до н.э.), который, помимо прочего:

- сформулировал в качестве непреложного закона кругооборот политических форм: хаос - монархия - тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия (власть толпы) – снова политический хаос;

- для внутренней согласованности и устойчивости реальных государств рекомендовал сочетать монархическую, аристократическую и демократическую власть, разделив эти виды власти между различными госорганами.

Римская политическая мысли разнообразно комбинировала моральные заповеди стоиков и идеи Полибия, подбирая наиболее эффективное соединение единоличной, коллегиальной и всенародной власти. Из древних римлян наибольшую известность в качестве политических мыслителей приобрели самые красноречивые проповедники«смешивания властей»: поэт Лукреций (99-55 гг. до н.э.), оратор Цицерон (106-43 гг. до н.э.), философ Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) и император Марк Аврелий (121-180 гг.) – наилучший в этом ряду, благодаря личному моральному совершенству и высочайшему профессионализму. Опираясь на богатый опыт Великой династии Антонинов и стоические доктрины, он учил добиваться от людей максимально возможного выполнения должного.

Римлянам и их преемникам византийцам мы обязаны детально разработаннойсистемой права, в том числе государственного и международного, а также размежеванием юриспруденции и политики.

Наши рекомендации