Общественное мнение и разговор 4 страница



Есть виды публики, как и собрания, которые тем способнее под­даться обману, чем они многочисленнее, что прекрасно известно фокус­никам.

Революция, т. 1, стр. 88. В ту же самую эпоху толпа поступила еще хуже в Кане: майор Бельсэнс был разорван на куски, как Лаперуз на островах Фиджи, и одна женщина съела его сердце.



Г. Тард «Мнение и толпа»

Публика и толпа




их неслыханной жестокости, даже по их символизму — как это показывает клочок сена во рту Гюэца -- правосудие первобыт­ных времен. В сущности говоря, можно ли назвать преступной толпу, доведенную до безумия уверенностью, что ее предают, что ее хотят заморить голодом, истребить? Если и есть здесь пре­ступник, то это только подстрекатель или группа подстрекате­лей, виновник или виновники издевательств над убитыми. Боль­шое извинение для толпы в ее худших крайностях — это ее чу­довищное легковерие, напоминающее веру загипнотизированно­го. Публика отличается гораздо меньшим легковерием, и ее от­ветственность поэтому тем более велика. Люди, собравшиеся вместе, гораздо легковернее, чем каждый из них, взятый в от­дельности, так как один тот факт, что их внимание сосредоточе­но на одном предмете наподобие коллективного моноидеизма, приближает их к состоянию сна или гипноза, когда поле созна­ния, удивительно суженное, целиком захватывается первой иде­ей, которая представится ему. Тогда всякое утверждение, выска­занное уверенным и сильным голосом, так сказать, несет с собой свое доказательство. Во время войны 1870 г., после наших пер­вых поражений, разнесся слух во многих деревнях, что некото­рые из крупных собственников н некоторые священники посы­лали огромные суммы пруссакам - - по сто, по двести тысяч франков. Это говорилось о людях очень почтенных и вместе с тем очень задолжавших, которые с трудом могли бы достать себе десятую часть этих денег. У некоторых из них были сыновья под знаменами.

Однако эти злобные басни не нашли бы доверия у крестьян, если бы они жили рассеянными на полях; но собравшись на яр­марках или на рынках, они вдруг поверили этим гнусным неле­постям, и готфейское злодеяние было кровавым свидетельством этого легковерия.

Толпы не только легковерны, они безумны. Многие из свойств, отмеченные нами у них, общи с душевнобольными в наших ле­чебницах: преувеличенная гордость, нетерпимость, неумерен­ность во всем.

Они доходят всегда, как сумасшедшие, до двух крайних по­люсов или возбуждения, или упадка духа, они то героически неистовы, то уничтожены паникой. У них бывают настоящие коллективные галлюцинации: людям, собравшимся вместе, ка­жется, что они видят и слышат такие вещи, которых они не ви­дят и не слышат, каждый в отдельности. И когда толпы увере­ны, что их преследуют воображаемые враги, их вера основана на

логике безумца. Подобный ярый пример мы находим у Тэна. В конце июля 1789 года, когда толчок национальных волнений вызвал везде, на улицах, на площадях буйные собрания, вдруг стал распространяться слух, мало-помалу охвативший всю об­ласть Ангумуа, Перигора, Оверня, будто идут десять тысяч, два­дцать тысяч разбойников; их уже видели, вон на горизонте они поднимают уже пыль, они идут с намерением все разграбить, всех зарезать. «Услыхав это, целые округа спасаются ночью в леса, покидая свои дома, унося свое имущество». Но вот истина обнаруживается. Беглецы возвращаются в свои селения. Тогда они начинают рассуждать совершенно так, как рассуждают одер­жимые манией преследования, которые, ощущая в себе чувство страха, болезненного по происхождению, воображают врагов для его оправдания. «Так как мы поднялись, — говорят они, — это значит, что нам грозила гибель, и если нам не грозит опасность со стороны разбойников, она грозит с другой стороны». С дру­гой стороны — это значит со стороны воображаемых заговорщи­ков. И в результате слишком реальные преследования.

Значит ли это, что коллективные преступления существуют только по названию? И приходится ли только рассматривать индивидуальные преступления вожаков? Это значило бы зайти слишком далеко и довести до крайности относительную справед­ливость предыдущих рассуждений. Когда толпа в римском цир­ке для своего удовольствия приказывала знаком умертвить по­бежденного гладиатора, не была ли она кровожадна и преступна, несмотря на то, что сила наследственного обычая смягчает от­части ее вину? Впрочем, есть толпы, родившиеся преступными, а не сделавшиеся таковыми случайно, толпы, настолько же пре­ступные, насколько и их вожаки, которых они избрали потому, что они были похожи на них: это толпы, состоящие из злодеев, которых соединило вместе тайное сродство, и испорченность ко­торых от этого соединения дошла до экзальтации, до такой сте­пени экзальтации, что они, в сущности говоря, являются не столько преступниками, сколько преступными безумцами, при­лагая к коллективной преступности выражение, заимствованное из индивидуальной преступности. Преступный сумасшедший, этот опасный и отталкивающий безумец, который совершает насилия и убивает вследствие болезненного импульса, но болез­ненность которого является не столько уклонением, сколько чрезмерным усилением склонностей его нормального характера, его натуры, лживой, эгоистической и злой, — этот безумец реа­лизуется в больших размерах в коллективной форме, когда в




Г. Тард «Мнение и толпа»

Публика и толпа




смутные времена каторжники, вырвавшиеся из острога, предают­ся кровавым оргиям.

Как далека от всего этого преступления публика! Публика бывает преступной более из партийной выгоды, нежели из мес­ти, из трусости, нежели из жестокости; она террористична из боязни, а не под влиянием вспышки гнева. Особенно она способ­на на преступную снисходительность по отношению к своим во­ждям, на manutengolismo, как говорят итальянцы. Но к чему заниматься ее преступлениями; ведь она — общественное мне­ние, а мнение, повторяем еще раз, самодержавно, и, как тако­вое, не подлежит ответственности! Эти преступления можно пре­следовать только тогда, когда они являются в виде попытки, но не совершены еще; и, опять-таки, их можно преследовать в лице тех публицистов, которыми они были внушены, или в лице пред­водителей толпы, порожденной публикой и совершающей эти попытки. Что же касается самой публики, то она остается в те­ни, неуловимой, ожидая удобного момента начать все снова. Ча­ще всего, когда какая-нибудь толпа совершает преступление -начиная с парламентов этих полукорпоративных толп, показав­ших свое единомыслие со столькими деспотами, — позади нее скрывается публика, которая возбуждает ее. Разве избиратель­ная публика, выбравшая в депутаты сектантов и фанатиков, не причастна к их беззакониям, к их посягательствам на свободу, имущество и жизнь граждан? Разве не избирает она их часто вторично и этим самым не дает опору их беззакониям? Но не только избирательная публика является соучастницей преступ­лений. Публика, даже не избирательная, на вид чисто пассив­ная, на деле действует посредством тех, кто старается подслу­житься к ней, снискать ее расположение. Почти всегда именно в сообщничестве с преступной публикой - - с того времени как публика стала нарождаться — совершались величайшие истори­ческие преступления: Варфоломеевская ночь — весьма вероятно, преследования протестантов при Людовике XIV — несомненно, и немало других! Сентябрьская резня сопровождалась восторжен­ным одобрением известной публики, и без этой публики, без ее поощрения, этой резни не случилось бы. Стоящие на низшей ступени преступлений выборные мошенничества, в том виде, как они в изобилии и смело практикуются в некоторых городах, не являются ли групповыми преступлениями, совершаемыми при более или менее сознательном соучастии целой публики? Вот общее, или приблизительно общее правило: за преступной тол­пой скрывается еще более преступная публика, а во главе этой

последней — еще более преступные публицисты. Сила публици­стов зависит прежде всего от того, что они по инстинкту знают психологию публики. Они знают, что ей по вкусу и что не по вкусу; они знают, например, что можно безнаказанно позволить себе по отношению к ней смелость порнографических изображе­ний, которую не вынесла бы толпа; театральные толпы отличают­ся коллективной стыдливостью, противоположной индивидуаль­ному цинизму тех людей, из которых они состоят1, и эта стыд­ливость отсутствует у специальной публики известных журна­лов. Можно даже сказать, что эта публика представляет собою коллективное бесстыдство, составленное из элементов относи­тельно стыдливых. Но в качестве ли публики или толпы, все собрания похожи, к сожалению, друг на друга в одном отноше­нии: в их прискорбной склонности подвергаться взрывам страсти и ненависти. Для толпы потребность ненавидеть соответствует потребности действовать. Возбуждение в ней энтузиазма не пове­дет далеко; но дать ей повод и предмет ненависти — значит дать толчок ее деятельности, которая, как нам известно, по существу, имеет разрушительный характер, поскольку она выражается в определенных действиях. Отсюда успех проскрипционных спис­ков во время восстаний. Головы или голов требует разъяренная толпа. Деятельность публики, по счастью, не так одностороння, и она обращается в сторону идеала реформ или утопий с такой же легкостью, как и в сторону идей остракизма, преследований и расхищения. Но, обращаясь к природной злобности публики, ее вдохновители легко ведут ее самое к своим злым целям. От­крыть или изобрести новый значительный предмет ненависти для публики — это одно из наиболее верных средств стать в ря­ды царей журнализма. Ни в какой стране, ни в какие времена защита не имела такого успеха, как поношение.

Но мне не хотелось бы кончить на этой пессимистической мысли. Я склонен, невзирая ни на что, верить, что те глубокие социальные преобразования, которыми мы обязаны прессе, со­вершились в целях конечного объединения и умиротворения.

Толпа представляет собою иногда также пример коллективной че­стности, составленной из собранных вместе нечестных элементов. В 1720 году, после горячки финансовых спекуляций, английский парла­мент, «члены которого почти все участвовали лично в этом разгульном ажиотаже, заклеймил его и возбудил преследование против главных его деятелей за развращающее действие на общественных чиновников» (Claudio Jannet, Le Capital).




Г. Тард «Мнение и толпа»

Публика и толпа




Заменяя собою более древние группировки или наслаиваясь на них, новые группировки, как мы видели, носящие название пуб­лики, охватывающие все больший район и приобретающие все большую плотность, не только заменяют царством моды царство обычая, новизной — традицию; резкие и несокрушимые подраз­деления между многочисленными разновидностями человеческой ассоциации с их бесконечными конфликтами они заменяют не­полным и изменчивым делением с неясными границами, беспре­станно возобновляющимися и взаимно проникающими друг в друга. Таково, кажется мне, должно быть заключение этого длинного исследования.

Но я прибавляю, что было бы глубокой ошибкой приписывать коллективностям, даже в их наиболее духовной форме, честь че­ловеческого прогресса. Всякая плодотворная инициатива в конце концов исходит от индивидуальной мысли, независимой и силь­ной; и для того, чтобы мыслить, нужно изолировать себя не только от толпы, как говорит Ламартин, но и от публики. Это-то именно и забывают великие сторонники народа, взятого в целом, и они не замечают некоторого рода противоречия, которое за­ключается в их аналогии. Они проявляют удивление к великим деяниям, так называемым анонимным и коллективным деяни­ям, только для того, чтобы выразить свое презрение к индивиду­альным гениям кроме своего собственного. Также заметим, что эти знаменитые поклонники одних масс, презиравшие всех лю­дей, в отдельности были чудовищами гордости. После Шатоб-риана и Руссо никто, может быть, более Вагнера, если не счи­тать Виктора Гюго, не проповедовал так сильно теорию, по кото­рой «народ есть двигатель искусства», а «изолированный индивидуум сам не мог бы ничего изобрести, он может только присвоить себе общее изобретение». Это одно из тех коллектив­ных восхищений, которые не льстят ничьему самолюбию, как безличные сатиры, которые никого не обижают, потому что они неясно обращены ко всем вместе.

Опасность новых демократий кроется в постоянно возрастаю­щей для мыслящих людей трудности не поддаться власти со­блазнительной агитации. Трудно погружаться в водолазном ко­локоле в сильно взволнованное море. Направляющими индиви­дуальностями, которых выдвигает наше современное общество, являются, все более и более, писатели, находящиеся с ним в беспрестанном соприкосновении; и то могущественное действие, которое они производят, -- конечно более желательное по срав­нению с ослеплением толпы, не имеющей вождя, - - является

опровержением теории созидающих масс. Но этого недостаточ­но, и так как недостаточно распространять повсюду среднюю культуру, а нужно прежде всего поднимать вверх высшую куль­туру, то мы можем с Сомнером Мэном уже подумать об участи, ожидающей в будущем последних интеллектуалов, долговре­менные заслуги которых не бросаются в глаза. Население гор­ных местностей не срывает гор и не превращает их в земли, годные для обработки, в виноградники или в поля, засеянные люцерной, отнюдь не вследствие сознания заслуг, оказываемых этими естественными водохранилищами; это зависит просто от стойкости горных вершин, от твердости их вещества, взорвать динамитом которое стоить слишком дорого. А интеллектуаль­ные и художественные вершины человечества спасут от разру­шения и демократической нивелировки, боюсь, не признатель­ность за добро, оказанное ими миру, не справедливое уважение к ценности их открытий. Что же спасет их?.. Хотелось бы ду­мать, что это будет сила их сопротивления. Горе им, если они дойдут до измельчания.

Общественное мнение и разговор




ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И РАЗГОВОР

МНЕНИЕ

Мнение для публики в наше время есть то же, что душа для те­ла, и изучение одной естественно ведет нас к другому. Мне воз­разят, что во все времена существовало общественное мнение, тогда как публика в смысле, установленном нами, довольно не­давнего происхождения. Это верно, но мы сейчас увидим, к чему сводится значение этого возражения. Что такое общественное мнение? Как оно рождается? Каковы его личные источники? Каким образом в своем росте выражается оно и в своем выраже­нии растет, как то показывают современные способы его выра­жения, всеобщая подача голосов и журнализм? Какова его пло­дотворность и его общественное значение? Как оно преобразует­ся? И к какому общему устью, если существует таковое, стре­мятся его многочисленные потоки? На все эти вопросы мы по­пытаемся по возможности ответить.

Прежде всего следует заметить, что в слове мнение обыкно­венно смешиваются два понятия, которые, правда, спутанны, но которые должен различать тщательный анализ: мнение в собст­венном смысле слова — совокупность суждений, и общая воля -совокупность желаний. Здесь мы займемся мнением, взятым преимущественно, но не исключительно в первом из этих двух значений.

Как бы ни было велико значение общественного мнения, не нужно преувеличивать его роли, несмотря на то что в наше вре­мя оно является наводняющим потоком. Постараемся установить предел сферы его господства. Его не нужно смешивать с двумя другими фракциями общественного духа, которые одновременно питают и ограничивают его, которые находятся в беспрерывной борьбе с ним из-за этих пределов. Одна из них — это традиция,

накопленный и сгущенный экстракт из того, что составляло мнение умерших, наследие необходимых и спасительных преду­беждений, часто тягостных для живущих. Другая — это та, ко­торую я позволю себе назвать собирательным и сокращенным именем -- разумом. Я разумею под этим относительно рацио­нальные, хотя часто безрассудные личные суждения избран­ных, которые изолируются, и мыслят, и выходят из общего потока, чтобы служить для него плотиной или направлять его. Священники в прежние времена, философы, ученые, правове­ды, соборы, университеты, судебные учреждения - - являются поочередно или одновременно воплощением этого устойчивого и направляющего разума, который редко отличается и от стра­стных и стадных увлечений масс, и от двигателей или вековых принципов, заложенных в глубине их сердца. Хотелось бы прибавить к этому перечню парламенты, палаты или сенаты. Не избраны ли их члены именно для того, чтобы решать дела в полной независимости и служить для обуздания общественного бега? Но действительный ход вещей далеко не соответствует идеалу.

Прежде чем приобрести общее мнение и сознать его таковым, индивидуумы, составляющие нацию, сознают, что обладают об­щей традицией и сознательно подчиняются решениям разума, который считается высшим. Таким образом, из этих трех раз­ветвлений общественного духа мнение начинает развиваться по­следним, но быстрее всего увеличивается, начиная с известного момента; и оно увеличивается в ущерб двум другим. Против его периодических приступов не устоит ни одно национальное уста­новление; нет такого индивидуального разума, который бы не задрожал и не смутился перед его угрозами или требованиями. Которому же из этих двух соперников мнение делает больше зла? Это зависит от его главарей. Когда они принадлежат к ра­зумным избранникам, им удается иногда сделать из мнения как бы таран, для того чтобы пробить брешь в традиционной стене и расширить ее, разрушая, что не лишено опасности. Но когда гла­венство в толпе предоставлено кому попало, им легче, опираясь на традицию, восстановить мнение против разума, который, од­нако, в конце концов торжествует.

Все шло бы к лучшему, если бы мнение ограничивалось вуль­гаризацией разума, для того чтобы посвятить его в традицию. Сегодняшний разум, таким образом, становился бы завтрашним мнением и послезавтрашней традицией. Но мнение, вместо того чтобы служить связующим звеном между своими двумя соседями,



Г. Тард «Мнение и толпа»

Общественное мнение и разговор





любит принимать участие в их распрях и, то упиваясь новыми модными доктринами, разрушает привычные идеи и установле­ния, прежде чем получит возможность заменить их, то под вла­стью обычая изгоняет или угнетает разумных новаторов, или насильно принуждает их одеть традиционную ливрею, принуж­дает к лицемерному переодеванию.

Эти три силы разнятся друг от друга сколько по своей приро­де, столько же и по своим причинам и следствиям. Они действуют все вместе, но слишком неравномерно и слишком изменчиво для того, чтобы составить ценность вещей; и ценность бывает совер­шенно иная, смотря по тому, будет ли она прежде всего делом привычки, или делом моды, или делом рассуждения. Дальше мы покажем, что разговор во все времена и главный источник раз­говора в наше время, пресса, являются важными факторами мне­ния, не считая, разумеется, традиции и разума, которые никогда не перестают принимать в нем участие и оставлять на нем свой отпечаток. Факторы традиции, кроме самого мнения, - - суть семейное воспитание, профессиональное обучение и школьное пре­подавание, по крайней мере в том, что в них есть элементарного. Разум в тех обществах, где он культивируется, юридических, философских, научных и даже экклезиастических, имеет своими характеристическими источниками наблюдение, опыт, расследо­вание или, во всяком случае, рассуждение, вывод, основанный на текстах.

Борьба или союз этих трех сил, их столкновение, их взаим­ное овладение друг другом, их взаимное действие, их много­численные и разнообразные отношения — все это представляет собой один из самых жгучих вопросов истории. В социальной жизни нет ничего столь органического, плодотворного, как эта продолжительная работа противодействия и приспособления, часто носящих кровавый характер. Традиция, остающаяся все­гда национальной, более сжата в неподвижных границах, но бесконечно глубже и устойчивей, нежели мнение; она легка и скоропреходяща, как ветер, и, как ветер, способна к расшире­нию, всегда стремится стать интернациональной, так же как и разум. Можно сказать вообще, что утесы традиции беспрестан-

Это слово — фактор, — впрочем, неточно; оно обозначает канал или же источник. Здесь оно значит канал, так как разговор и образо­вание только передают идеи, из которых составляется мнение или тра­диция. Источниками всегда являются индивидуальные инициативы, малые или великие изобретения.

но подтачиваются приливами мнения этого моря без отливов. Мнение тем сильнее, чем менее сильна традиция, но это не значит, что в этом случае разум еще менее силен. В средние века разум, представленный университетами, соборами и суда­ми, обладал гораздо большей, нежели в настоящее время, си­лой сопротивления общему мнению и был способнее отвергать его; правда, у него было гораздо меньше сил бороться с тради­цией и реформировать ее. Беда в том, что современное мнение стало всемогущим не только против традиции, элемента, кото­рый сам по себе весьма важен, но также и против разума, ра­зума судебного, научного, законодательного, или разума госу­дарственного для известного случая. Если оно не наводняет лаборатории ученых — единственное до сих пор неприкосно­венное убежище, то оно заливает судилища, потопляет парла­менты, и нет ничего тревожнее этого потопа, близкого конца которого ничто не заставляет предвидеть.

Очертив его границы, постараемся точнее определить его. Мнение, скажем мы, есть кратковременная и более или менее логическая группа суждений, которые, отвечая задачам, постав­ленным современностью, воспроизведены в многочисленных эк­земплярах, в лицах одной и той же страны, одного и того же времени, одного и того же общества.

Все эти условия существенно необходимы. Существенно необ­ходимо также и то, чтобы каждое из этих лиц имело более или менее определенное сознание относительно тождественности суж­дений, которых оно придерживается, с суждениями, которых при­держиваются другие; если бы каждое из них считало себя изоли­рованным в своей оценке, то ни одно из них не чувствовало бы себя и не было бы сжато в более тесной ассоциации с подобными себе, бессознательно подобными. Для того же, чтобы это сознание сходства идей могло существовать среди членов какого-нибудь общества, не нужно ли, чтобы причиной этого сходства было про­возглашение словесное или письменное, или при помощи прессы, какой-нибудь идеи, сначала индивидуальной, а потом превратив­шейся постепенно в общее достояние? Превращением индивиду­ального мнения в мнение общественное, в «мнение», общество обязано было в древности и в средние века публичному слову, в наше время — прессе, но во все времена и прежде всего — част­ным разговорам, о которых мы вскоре будем говорить.

Говорят — мнение, но бывает всегда два мнения одновремен­но по поводу каждой возникающей задачи. Только одному из них довольно быстро удается затмить другое своим более стреми-



Г. Тард «Мнение и толпа»

Общественное мнение и разговор




тельным и более ярким сиянием или же тем, что оно, несмотря на свое меньшее распространение, бывает более шумным1.

Во всякую эпоху, даже наиболее варварскую, существовало мнение, но оно глубоко разнится от того, что мы называем этим именем. В клане, в трибе, в древнем городе, даже и в городе средних веков все люди знали лично друг друга, и когда, благо­даря частным разговорам или речам ораторов, какая-нибудь идея утверждалась в умах, она не представлялась чем-то вроде свалившегося с неба камня безличного происхождения и вслед­ствие этого еще более обаятельной; каждый представлял её себе связанной с тем тембром голоса, с тем лицом, с той знакомой личностью, откуда она к нему пришла, и это придавало ей жи­вую физиономию. В силу той же причины она служила связью только между теми людьми, которые, ежедневно видясь и разго­варивая друг с другом, не заблуждались одни насчет других.

Пока протяженность государств не переходила через стены города или, по крайней мере, через границы маленького канто­на, мнение, образовавшееся таким образом, оригинальное и силь­ное, сильное иногда даже против самой традиции, в особенности же против индивидуального разума, играло в управлении людей преобладающую роль, роль хора в греческой трагедии, ту роль, которую современное мнение совершенно другого происхождения стремится в свою очередь завоевать в наших больших государст­вах или в наших огромных все растущих федерациях. Но в тот необыкновенно длинный промежуток, который разделяет эти две исторические фазы, значение мнения страшно падает, что объ­ясняется его дроблением на местные мнения, не связанные меж­ду собой обычной соединительной чертой и игнорирующие друг друга.

В феодальном государстве, каковы Англия или Франция в средние века, каждый город, каждое местечко имело свои внут-

Мнение может быть очень распространенным, но оно не проявляет себя, если оно умеренно; но как бы ни было мало распространено край­нее мнение, оно резко проявляет себя. Таким образом, «манифеста­ции», способ выражения, в одно и то же время весьма удобопонятный и очень ясный, играют огромную роль в слиянии и проникании друг в друга мнений различных групп и в их распространении. Посредством манифестаций именно наиболее крайние мнения всех раньше и всех яснее начинают сознавать свое одновременное существование, и, благо­даря этому, их распространение находится в особенно благоприятных условиях.

ренние разногласия, свою отдельную политику и потоки идей или же, скорее, вихри идей, которые кружились на одном месте в этих закрытых местах, столько же разнились друг от друга, сколько были чужды и безразличны друг для друга, по крайней мере в обыкновенное время. Не только в этих отдельных местно­стях местная политика поглощала все внимание, но даже когда в слабой степени интересовались национальной политикой, ею занимались только между собой, составляли себе только смутное представление о том, каким образом разрешались одни и те же вопросы в соседних городах. Не было «мнения», но были тысячи отдельных мнений, не имеющих никакой постоянной связи ме­жду собой.

Эту связь могли образовать только: сперва книга, а затем — с гораздо большей силой - - газета. Периодическая пресса позво­лила этим первоначальным группам единомышленных индиви­дуумов образовать второстепенный, и вместе с тем высшего по­рядка агрегат, единицы которого входят в тесное общение между собою, никогда не видев и не знав друг друга. Отсюда вытекают важные различия, и между прочими следующее: в первоначаль­ных группах голоса больше ponderantur, чем numerantur, тогда как в второстепенной и более обширной группе, которую люди образуют, не видя друг друга, заочно, голоса могут только счи­таться, но не взвешиваться. Пресса, таким образом, бессозна­тельно способствовала созданию силы количества и сокращению силы характера, если не разума.

Этим же самым ударом она уничтожила те условия, которые делали возможной абсолютную власть правителей. Действитель­но, этой последней в большой мере благоприятствовало дробле­ние мнения по местам. Больше того, она находила в этом свое право на существование и свое оправдание. Что такое представ­ляет из себя страна, различные области которой, города, местеч­ки не объединены коллективным сознанием единства их взгля­дов? Действительно ли это нация? Не будет ли это только гео­графическое или, в лучшем случае, политическое выражение? Да, это нация, но только в том смысле, что политическое подчи­нение различных частей государства одному и тому же главе есть уже начало национализации. Например, во Франции времен Филиппа Красивого, за исключением нескольких редких случа­ев, когда общая опасность выдвигала на первый план раньше всех забот во всех городах, во всех уделах один предмет общей тревоги, совсем не было общественного духа, существовал толь­ко в разных местах местный дух, движимый отдельно от других



Г. Тард «Мнение и толпа»

Общестеенное мнение и разговор




своей определенной идеей или своей определенной страстью. Но король посредством своих чиновников имел понятие обо всех этих столь различных душевных состояниях и, соединяя их в себе, объединял их в этом общем знакомстве с ними, служившем основанием для его намерений.

Но это объединение было весьма хрупко, весьма несовершен­но; оно давало только одному королю смутное понятие о том, что было общего во всех местных заботах. Его я было единственным полем их взаимного проникновения. Когда были собраны гене­ральные штаты, этим был сделан новый шаг к национализации мнений отдельных областей и кантонов. Эти мнения встречались в мозгу каждого из депутатов, признавали свое сходство или несходство друг с другом, и вся страна, с глазами, обращенными на своих представителей, в слабой степени интересуясь их рабо­тами, бес конечно меньше, чем в наши дни, представляла тогда, в виде исключения, зрелище нации, сознающей себя. Но это сознание, временное и исключительное, было весьма смутно, весьма медлительно и темно. Заседания штатов не были публич­ными. Во всяком случае, за неимением прессы речи не опубли­ковывались, а за неимением почты даже письма не могли заме­нить этого отсутствия газет. Словом, из новостей, более или ме­нее обезображенных, переносимых из уст в уста по прошествии недель и даже месяцев пешими или конными путешественника­ми, бродячими монахами, купцами, было известно, что штаты собрались и что они заняты таким-то и таким-то предметом — вот и все.

Наши рекомендации