Тема 5. Регламентация и стандартизация в органе исполнительной власти – 2 часа
Цель занятия – уяснить необходимость внедрения стандартов государственных услуг, изучить подходы к их разработке. Для этого студенты анализируют действующие нормативные документы, регулирующие порядок предоставления выбранной государственной услуги (из списка, предложенного преподавателем), и посещают государственный орган с целью получения выбранной услуги. В подготовленном студентами отчете оценивается как качество оказания услуги, так и степень соответствия процедуры тому, что описано в нормативных документах.
Получив материалы по административному регламенту, студенты на его основе разрабатывают макет должностного регламента государственного служащего (по одной выбранной преподавателем должности), участвующего в исполнении административного регламента. Основное внимание должно быть обращено на показатели результативности служебной деятельности, знания и навыки, необходимые для исполнения функции (услуги) отраженной в административном регламенте.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям «государственная услуга»» и «стандарт государственной услуги».
2. Что такое административный регламент?
3. Какова структура административного регламента предоставления государственной услуги и исполнения государственной функции?
4. Что является предметом независимой экспертизы проекта административного регламента?
5. Что представляет собой многофункциональный центр и каковы его задачи?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Оптимизация административных процессов
1. Проанализировать информацию: «В одном из своих ежегодных посланий к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации сказал, что «главная проблема не в количестве ... структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. Знание чиновниками современной науки управления - это все еще очень большая редкость, я уже говорил о необходимости административной реформы, ее результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим»».
2. Ответить на вопрос:
• когда и кем были сказаны данные слова?
• какие правовые акты были приняты для изменения ситуации?
• оказали ли эти правовые акты существенное влияние на оптимизацию административных процессов? Ответ обоснуйте.
Задание 2. Итоги реализации административной реформы Российской Федерации в 2006-2010 гг. по разработке и внедрению стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти
1. Изучить раздел 2 «Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации» Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в области задач, поставленных по реализации направления, касающегося стандартизации и регламентации. Полученную информацию представить в таблице 9.
2. Изучить раздел 1 «Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006-2010 годах» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р, в части реализации направления, касающегося стандартизации и регламентации. Полученную информацию представить в таблице 8.
Таблица 8. Анализ итогов реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (стандартизация и регламентация)
Цели и задачи[1] | Итоги реализации[2] | |||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009-2010 гг. | 2011 г. |
3. Ознакомиться с содержанием направления «Стандартизация и регламентация» в разделе 3 «Система мероприятий по проведению административной реформы» в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября2005 г. № 1789-р.
4. Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Выполнены ли поставленные в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах задачи по реализации направления, касающегося управления по результатам и проектного управления? Аргументируйте свой ответ.
5. Ознакомиться с мероприятиями на 2011-2013 гг. в области оптимизации предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) (см. направление 6 «Оптимизация предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)» в разделе 4 «Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г.№ 1021-р).
Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Какие три мероприятия вы считаете наиболее значимыми? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3. Итоги реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
1. Изучить раздел 2 «Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации» Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. §№ 1789-р, в области задач по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
2) Полученную информацию представить в таблице 10.
3) Изучить раздел 1 «Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006-2010 годах» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р, в части реализации направления, касающегося создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
4) Полученную информацию представить в таблице 9.
Таблица 9. Анализ итогов реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг)
|
5) Ознакомиться с содержанием направления «Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров» в разделе 3 «Система мероприятий по проведению административной реформы» в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г.№ 1789-р.
6) Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Выполнены ли поставленные в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах задачи по реализации направления, касающегося создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг? Аргументируйте свой ответ.
7) Ознакомиться с мероприятиями на 2011-2013 гг. в области предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах (см. направление 8 «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах» в разделе 4 «Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р).
Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Какие три мероприятия Вы считаете наиболее значимыми? Аргументируйте свой ответ.
Основная литература
1. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: Учебно-методический комплекс / Е.В. Охотский. - М.: Изд.-во Юрайт, 2013. - 701 c.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник. М.: Изд-во «Омега-л», 2010. 525 c. (университетский учебник).
3. Система стандартизации и регламентации в органах исполнительной власти (раздел 2). М. ГУ ВШЭ, 2008.
Дополнительная литература
1. Жулин А.Б., Иванова О.С. Мониторинг внедрения административных регламентов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2.
2. Январев В.А., Семионова Е.А. Оценка государственными служащими результатов внедрения и исполнения административных регламентов федеральных органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 164-181.
3. Клименко А.В., Жулин А.Б. Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. №1. С.123-150.
4. Барабашев А. Г., Клименко А. В. Ретроспективный анализ основных направлений модернизации системы государственного управления и государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 36-72.
5. Январев В. А., Семионова Е. А. Динамика оценки государственными служащими результатов регламентации государственных функций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 169-184.
6. Лебедева Т.П., Михайлова О.В. Административные реформы в современных государствах: методологические аспекты // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. № 1. C. 27-48.
7. Административная реформа в России: нужна ли перезагрузка? Круглый стол. Центр стратегических разработок, 4 октября 2010 г. (Материал подготовил В.Н. Южаков). Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. C. 173-209.
8. Кукса Т. Л. Роль и место процедур досудебного обжалования в контроле за сферой государственного управления, или перспективные направления административной и судебной реформ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. C. 81-97.
9. Кнутов А.В., Синятуллина Л.Х., Чаплинский А.В. Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг: постановка проблемы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. C. 5-22.