Специфика политической культуры. Ее значение в развитии общества и субъектов политики.

Влияние состояния умов граждан на политическую жизнь было замечено еще в древности. Термин «политическая культу-

ра» был впервые использован в XVIII в. немецким филосо­фом-просветителем И.Г. Гердером (1744—1803).

В политической науке понятие «политическая культура» закрепилось благодаря американскому ученому Г. Алмонду, который, исследуя взаимосвязь между структурами и процес­сами в политической системе, выделил два ее уровня: инсти­туциональный (характеризующий институты и их функции, нор­мы, механизмы действия государства) и ориентационный (вы­ражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). Это позволило ему определить поли­тическую культурукак особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику политической системы и являющийся проявлением в агрегатной форме психологических и субъективных измерений политики. Иными словами, полити­ческая культура, по Алмонду, — это совокупность политиче­ских ориентации в отношении компонентов политической сис­темы. В качестве объектов политических ориентации граждан выступают правительство, режим и политическое сообщество.

• Правительство включает должностных лиц, работа которых связана с принятием решений, касающихся всего общества.

• Режим представляет собой правила политической игры, которые определяют характер политических ролей, условия легитимности власти, а также ожидания граждан в отноше­нии политики.

• Политическое сообщество как объект политических ори­ентации определяет склонность индивида отождествлять себя с определенной политической системой, которая сродни чув­ству национальной идентичности.

Политическая культура является сложным социально-поли­тическим феноменом. Кроме того, политическая культура лю­бого, даже самого консервативного общества претерпевает со временем неизбежные, порой радикальные, качественные из­менения. В каждой конкретной политической культуре есть от­носительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «пе­риферия».

В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентации: когнитивые (познавательные), аффективные (эмоциональные) и оценочные.

• Познавательные (когнитивные) ориентации носят рассу­дочный характер. Это истинные или ложные сведения о по­литических лидерах, событиях и явлениях.

• Эмоциональные (аффективные) — это чувства, привязан­ности в отношении политических объектов.

• Оценочные ориентации — это суждения, мнения, осно­ванные на определенных ценностных стандартах.

Функциямиполитической культуры являются:

1. Идентификация. Обеспечивает реализацию потребно­сти человека в отождествлении себя с определенной соци­альной группой, общностью.

2. Ориентация — направление политической активности человека в соответствии с его пониманием своих интересов и возможностей в политике.

3. Адаптация — приспособление к требованиям социаль­но-экономических условий.

4. Социализация — формирование в человеке гражданских качеств.

5. Интеграция — объединение граждан вокруг фундамен­тальных ценностей общества.

6. Коммуникация — обеспечение эффективного общения субъектов политики.

Национальные черты политической культурыобозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (лат. тепа — ум, образ мыслей, душевный склад) - мышление, образ мыслей, душевный склад. Это специфические черты общест­венного сознания и комплекс образцов социального дейст­вия, регулирующих поведение народа, складывающиеся под дей­ствием традиций, внешней природной среды обитания челове­ка, социальных структур и др. факторов.

55. Пропорциональная избирательная система: ее варианты, преимущества и недостатки. Значение смешанной избирательной системы.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорционально­сти между полученными голосами и завоеванными ман­датами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в со­ответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколь­ко депутатов парламента. Избиратели голосуют за пар­тийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки лю­дей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жест­ких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к при­меру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата спи­ска. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант - система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный пар­тийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии приме­няется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются ме-жду кандидатами в зависимости от полученных ими пре­ференций.

Достоинства и недостатки. О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во мно­гом определяет современную западноевропейскую демо­кратию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учи­тывать политические симпатии населения. Она стимули­рует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не­стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где со­четание многопартийности и пропорциональности полу­чило полное выражение, сменилось около полусотни пра­вительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность де­мократии.

Пропорциональная система не дает возможности из­бирателю оценить личные достоинства кандидата, по­скольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий тре­буют постов, привилегий, не соответствующих их реаль­ному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания пар­тий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борь­бы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип про­порциональности.

Смешанные системы. Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной.

Степень работоспособности органа государственной вла­сти, избранного по смешанной системе, зависит от харак­тера соединения в ней мажоритарных и пропорциональ­ных элементов.

На такой основе проходят выборы в России, Герма­нии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундес­тага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая — по пропорциональной. Каждый из­биратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропор­циональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пя­типроцентный избирательный порог не дает возможности получать мелким партиям места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

Наши рекомендации