Понятие «полит. институт» Государство:сущность, признаки и функции

Пол.институт-важн.структурн.образования в обществе. Институты гос-ва-властн.органы, привод. власть в действие и поддержив. её функционир-я. Институты в обществе-самодеят.соц.образ-я, кот. способств.регулир-ю отн-ий между людьми.Гос-во выступ. в кач-ве осн.института пол.системы. Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными теориями происхождения государства явл.:

- Аристотель, произошло из естеств.причин. Гос-во-разросшаяся семья

-патриархальная теория рассматривает госвласть как институт опеки, появившейся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен- в более крупные общности

-теократическая концепция связывает возникновение гос-а с божьими установлениями.(Фома Аквинский)

-договорная концепция выводит гос-о из добровольного соглашения между правителями и подданными, заключенного в целях организации общественной жизни.(Гоббс, Локк)

-теория завоевания- гос-о возникло как результат порабощения одних народов другими, более организованными и сильными. для упр-ния побежденными созд.гос-во и также в целях защиты

-психологическая т. считает гос-о плодом человеческого разума, т.е. наличием в чел-ой психике особых стремлений к власти и подчинения

-соц-эк т.: гос-во возникает из разделения труда, накопления богатства в руках бедных людей.

Государство- это исторически сложившийся полит. институт, реализующий властные полномочия по рук-ву и управлению основными сферами обществ. жизни в пределах опред. территории.

Основными атрибутами (признаками) государства являются территория(физ. и мат.основа, земля, водн.и воздушн.прост-во), население(сообщество, кот демонстрирует единство через язык,культуру), суверенитет(гос-во-высш ист-к власти).Доп. признаки: наличие инстит-ов, исключит право на издание законов, наличие легитимности, эмиссия, регулир-е соц.сферы и др.

Функции отражают основные направления деятельности гос-а,. Выделят внутренние и внешние. К внутренним относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно - воспитательная, экологическая, информационная, идеологическая. Внешние составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества.




Формы гос правления

Форма правления – организация верховной гос власти,кот определяет структуры высших гос органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и др субъектами политики. Все гос по форме правления делятся на монархии и республики.

Монархия-способ правления, при котором верховная власть юрид принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном престолонаследии.

Две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная- всевластие монарха и неограниченность его полномочий( Саудавская Аравия,ОАЭ). Конституционная-ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени ограничения бывают дуалистические (полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широки в исполнительно,причина вызвана появлением парламента .Марокко, Кувейт) и парламентские монархии (полномочия монарха ограничены и в исполнит власти,монарх обладает только представительскими функциями.Англия,Япония,Дания).

Республика-источник власти народное большинство, высшие органы избираются гражданами. Три основные разновидности республики парламентская, президентская и смешанная(отличаются друг от друга распределением функций и полномочий между президентом и парламентом) Парламентская - основные властные полномочия у парламета(Италия,ФРГ,Австрия).Достоинства:законы,решения парлам-та никто не может отменить, привлекает в правительство наиболее влиятельных депутатов и лидеров партий, коллективность парламента. Недостатки: нестабильность прав-ств и непрочность многопарт коалиций. Президентская - президент глава правительства и гос-ва. Избирается народом или коллегией выборщиков. У него сосредоточены основные властные полномочия. Он формирует правительство, руководит его деятельностью и обладает правом его отставки. В презид респ существует жесткое разделение законодат и исполнит ветвей власти, их значительная самостоятельность. Для норм выполнения своих обязанностей президент и парламент должны сотрудничать.Преимущества президент несет ответственность за все в стране,быстрое и эффективное решение проблем, гарантии против злоупотребления властей.Недост-ки: сосредоточение власти у одного человек может повлечь единоличную диктатуру. Смешанная- двойная ответственность и перед презид-ом и перед парламентом(Ирландия). Президент и парламент избираютс народом.Глава правит-ва президент, он формирует прав-во,учитывая расклад пол сил в парламенте. Ответственный за деят-сть прав-ва премьер-министр. Парламент контролирует прав-во путем утверждения ежегодного бюджета страны и вынесением вотума недоверия.




Наши рекомендации